Меню
16+

Общественно-политическая газета «Трибуна»

20.01.2019 07:34 Воскресенье
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 4 от 19.01.2019 г.

Баржи с зерном на Медведице

  По мнению ученых-историков, активное заселение бассейна реки Медведицы (34700 км2) началось в XVII веке. Именно с этого периода земледелие, в том числе возделывание зерновых и бобовых культур, становится типичной чертой хозяйственной жизни поселенцев, которые, в отличие от кочевых и полукочевых народов и племен, вели оседлый образ жизни.

  За короткий исторический срок (100-150 лет) землепашество настолько развилось, что началось производство избыточного товарного зерна. Реки тогда считались летом и зимой «божьими дорогами». Конечно, не было шоссейных и железнодорожных путей. Товар, в том числе зерно, сплавлялся на баржах по рекам.

  По естественным причинам не на всех реках осуществлялось транспортирование зерна весь навигационный период: с момента таяния льда весной до замерзания воды в русле.

  Медведица (со своим извилистым, неустойчивым руслом, с большим количеством отмелей и островов) относилась к рекам, по которым баржи могли проходить только в короткое время высоких паводковых вод весной. При этом заметим, что дело это было крайне рисковое: суда разбивались, гибли бурлаки.

***

  Нынче Медведица не является судоходной рекой. Порой здесь можно встретить современных любителей рыбной ловли на лодках-плоскодонках, которые уже тоже становятся предметом старины, туристов на резиновых надувных лодках да спортивных байдарках. В прошлом по Медведице ходили небольшие суда, а в XIX веке, как уже отмечалось, в период половодья, — баржи с зерном. В 1831 году по реке на Дон пошли первые баржи. Известный писатель и этнограф XIX века, уроженец Даниловки Данила Лукич Мордовцев в статье «Медведицкий бурлак» («Русская газета», № 25-26, 1859 г.) писал, что тогда судоходство было стихийным, мелким и не являлось торговым, коммерческим. Но к началу 50-х гг. XIX века по Медведице проходило более 100 судов, груженных зерном, мукой, овсом, льняным семенем.

  Размеры барж в длину от 18 до 19 саженей (сажень — слово, известное по письменным источникам с 1068 г., — 1 м 76 см), а в ширину 12-13 саженей. Баржи ветлужские, коломенские, лебедянки и др. (название в зависимости от того, где и кто их изготавливал) переделывались в Жирном (ныне Жирновске), Терсинке и Громках (ныне Руднянский район), Красном Яре (ныне Жирновский район), Орехово-Мариновке, Краснобаевке — хуторе Красном (ныне Даниловский район). Большие партии зерна закупались в помещичьих имениях и на ярмарках в Рудне и Баланде (ныне город Калининск на реке Баланде — притоке Медведицы). Закупленный купцами хлеб подвозился к медведицким селам, станицам и хуторам, где ссыпался в амбары и лабазы (склады для зерна).

  Рабочих на баржи нанимали в Пензенской, Тамбовской и Казанской губерниях. Для одной баржи требовалось: один лоцман, один помощник, четыре чальщика (чальщик — кто чалит, связывает, привязывает, закрепляет груз) и двадцать бурлаков-тягунов.

  Срок сбора бурлаков назначался на 25 февраля. Из бурлаков составлялись артели, которые приступали к сбору и конопатке баржи. Заканчивалась эта работа примерно к 20 марта. Медведица начинала подниматься, лед отставал от берегов, река трогалась. Этот момент был крайне ответственным: нужно было быстро спустить баржи на воду и загружать их. Работать надо было ловко и скоро, иначе дело сорвется: уйдет полая вода, а по Медведице на каждой версте пни, коряги, скрытые косы и отмели, через пять верст плотины. На последний факт обратим внимание читателей. Обилие плотин на Медведице (Красный Яр, Терсинка, Громки и т. д.), а также на ее притоках (Терсе и Щелкане) свидетельствует о большом количестве мельниц в наших краях. Зерна в наших краях производилось и тогда немало.

  К такому выводу подводит нас также наличие больших хлебных ярмарок в Рудне и Баланде, необходимость транспортировки зерна баржами по Медведице на Дон, вплоть до Ростова. В 60-90-ые гг. XIX века капиталистическое развитие России привело к появлению железных дорог и парового речного флота. К концу XIX века профессия бурлаков исчезла.

  Вот уже около 500 лет земледельцы осваивают знойную степь междуречья Волги и Дона. Давно уже нет барж и бурлаков, но неизменна ценность нашего национального достояния — хлеба. Изменились технологии выращивания зерна, средства его транспортировки (хотя заметим, что и нынче самоходными баржами-сухогрузами зерно отправляют по Волге и Каспию — в Иран, по Волго-Донскому каналу, Азовскому и Черному морю — в Египет). Правда, по-прежнему нелегок труд полеводов, продолжателей земледельческих традиций первопоселенцев. Но плод их труда: зерно, хлеб — остается и сегодня основой нашей современной жизни.

В. Гончаров, В. Синельникова.

Фото:https://pixabay.com/ru/

61