Меню
16+

Общественно-политическая газета «Трибуна»

11.04.2019 07:32 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 39 от 11.04.2019 г.

СВЕРБЕЕВА ГОРА

  В устном народном творчестве, а затем в русской литературе тема разбойного промысла нашла отражение во многих произведениях. Достаточно вспомнить злодея Соловья-Разбойника из русских былин, раскаявшегося Кудеяра из поэмы «Кому на Руси жить хорошо?» Н. А. Некрасова, «благородного» разбойника из повести «Дубровский» А. С. Пушкина. Походы «за зипунами»- актуальная тема в казачьих песнях.

  Разбойничье «ремесло» на Руси — дело типичное, поэтому в каждой местности были свои (локальные) предания, легенды, песни о «местных» разбойниках. Правда, сегодня легенды эти можно назвать «глухими», обрывистыми, недосказанными, с массой неточностей. Это объясняется двумя причинами:

  1) фольклорная память не подкрепляется современным народным творчеством, сочинением новых легенд и преданий;

  2) теперешнее поколение историков утратило способность передачи молодежи своих фольклорных знаний и традиций, а молодежь утратила в них потребность.

  К таким «глухим» преданиям относится в Руднянском районе Волгоградской области легенда о разбойнике Свербее.

  ***

  Самой высокой точкой (242 м) в районе является Свербеева гора. Находится она на границе Лопуховского сельского и Руднянского городского поселений.

  Издавна местные жители название горы связывают с именем разбойной ватаги под предводительством Свербея. Документальных подтверждений этому нет. Правда, великий исследователь истории и этнографии нашего края А. Н. Минх на стыке XIX и XX веков писал о разбойных «глухих терехинских балках». Терёхино — село поблизости от мест, где орудовал Свербей.

  Предание гласит, что Свербей с командой разбойничал ночью, а днем ватага пряталась в пещерах на горе, которую после назвали Свербеевой. Королев Николай Иванович, много лет проживший в Лопуховке, утверждает, что вход в пещеры завалили лишь в 30-е годы XX века. Боялись обрушения, так как детвора постоянно в этих пещерах чего-то искала. Искали клады и взрослые люди. Все были уверены, что в пещерах разбойники хранили награбленные сокровища. Тема «разбойничьих кладов» весьма популярна в наших краях. Неподалёку от Свербеевой горы есть возвышенность (у Лопуховки, близ Никольского храма), на вершине которой лежал камень больших размеров. В народе его зовут: «Белый». Легенда о богатстве разбойников не давала многим покоя. Уже в послевоенное время один из механизаторов совхоза трактором с бульдозерной навеской столкнул камень с холма. «Дикарь» (так у нас называют большие камни в поле) не покатился, он остановился неподалеку, но это дало возможность экскаватором вырыть большую яму. Клада не нашли.

  Возможно, название ближайшей балки имеет отношение к Свербею. Балка называется «Заевая». Согласно В. И. Далю, «заевый» — слово воровское, означает: «лишний», «запасной». Предание связывает это название с ватагой Свербея, который мог в этой глухой балке прятать наворованное, создавать некий запас на будущее.

  Балка «Заевая» и другие овраги и балки знаменитых Медведицких Яров своими вершинами (истоками) обращены к месту, где проходила очень важная в то время дорога из станицы Островской (Область Войска Донского, ныне Даниловский район) до Сосновки и Матышева (Аткарский уезд Саратовской губернии, ныне Руднянский район). Название дороги помнят лишь глубокие старики. Например, знаток истории родного края, житель Лопуховки Панков Николай Федорович. Он поведал, что тракт этот назывался: «Станичник», видимо, потому что шел из станицы Островской.

  По преданию, именно на этом «Станичнике» грабил проезжих Свербей. На дороге было активное движение. По ней был прямой выход на рынки Елани, Балашова, центра России.

  В разговоре с местными жителями не чувствуется никакого осуждения в адрес разбойника Свербея и его сотоварищей. Наоборот, создавалось впечатление некоего романтического ореола вокруг этой личности.

***

  Впервые о социальных корнях разбойничества стал писать Н. И. Костомаров, известный ученый, находившийся в середине XIX века в Саратовской ссылке. Он исследовал разбойный промысел в Саратовском и Нижнем Поволжье, на Дону. Вот одно из умозаключений ученого по этому поводу: «Такой образ жизни (разбой) волжского казачества не был, однако, следствием личных, особых устремлений частных лиц — эти удальцы не были разбойниками в смысле, какой мы даем этому слову; их поступки истекали из неустройства общества, от неустановившейся ещё гражданственности, от неугасшей еще в русском народе вольности удельных времён, от неокреплости власти, от юности нашей нации». (Очерк истории Саратовского края от присоединения к Российской державе до вступления на престол императора Николая I, памятная книжка Саратовской губернии, отд. 3, стр.7-8).

  ...Возможно и разбойники Свербея выходили на «Станичник» тогда, в период «юности нашей нации»...

  Есть, правда, и другое объяснение происхождения названия нашей знаменитой горы: от старого слова «свербит» — дует, заметает, делает холодной это возвышенное место. Читатель может сделать выбор между двумя версиями.

Т. Гончарова.

328