Меню
16+

Общественно-политическая газета «Трибуна»

31.05.2019 07:33 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 57 от 30.05.2019 г.

Попурри из песен о российской деревне «К ТЕБЕ МОЁ СЕРДЦЕ ПО-ПРЕЖНЕМУ ПРОСИТСЯ»

  В активе нашего народа есть немало песен, которые надолго остаются в людской памяти и вызывают у каждого человека высокие и волнующие душу чувства. Эти песни уместны как для исполнения со столичных сцен, так и для скромных застолий.

  Часть песен относится к деревенским, сельским. О них мне и хочется повести речь. Причем о тех, которые навевают сегодняшним горожанам – вчерашним сельчанам грусть-тоску о покинутом родительском доме, о милой сердцу сторонушке.

«Сам себя считаю

городским теперь я.

Здесь моя работа,

здесь мои друзья,

Но все так же ночью

снится мне деревня,

Отпустить меня не хочет

родина моя».

(Слова из песни «Снится мне деревня»).

  Эта песня наиболее четко впечатывается в память бывших селян, – сужу по себе. Привычный нашему слуху исполнитель С. Беликов очень верно передает смысл, заложенный в нее составителями – поэтом Л. Дербеневым и композитором Б. Емельяновым, которые, в свою очередь, точно и волнующе воспроизвели воспоминания уроженцев села об их малой родине.

  Всякий раз, слушая эту песню, я вспоминаю покинутое много лет назад родное село Старый Кондаль с его причудливо извилистой рекой Медведицей. Мое воображение тут же рисует свежее летнее утро: вижу пробуждающиеся от ночной неги улицы села, небольшие стайки гусей и уток, важно шествующие к реке (водились эти птицы у селян, живших в нижней части села), на взгорке – стоящий родительский дом под черепичной крышей, а чуть поодаль от него, в задней части, – огород, где на тыквенных плетях неспешно копошатся шмели и пчелы, только что вылезшие из ярко-желтых цветов и насытившиеся нектаром и густо припудренные пыльцой.

  От всего этого я испытываю благоговейные чувства.

«Я сюда возвращусь,

может быть, слишком поздно.

Южный ветер ночной

запах яблок принес.

Домик окнами в сад,

ты приснился мне просто

В той стране – стороне,

где пошло все на снос».

(Слова из песни «Домик окнами в сад»).

  Эта песня завораживает меня, прежде всего, необычно приятным тембром голосов ее исполнителей – братьев Радченко. А вслушиваясь в их грустный рассказ о матери, доме, саде, я вспоминаю свой родительский дом, окна которого выходили в уличный палисад, где росли груша, посаженная мной и младшим братом, сирень, о которой отец в нахлынувшие минуты сентиментальности пел песню со словами: «У меня под окном расцветает сирень, расцветает сирень голубая…».

  С грустью вспоминаются мне и поздние приезды к родителям, когда они по состоянию своего здоровья нуждались в моем присутствии и помощи.

  Вспоминается и само село, где многое пошло на снос...

«Колхозное поле,

Колхозный амбар

И в клубе колхозном

играет баян.

Скажи, председатель:

«Кому мы нужны?

Живем мы как будто

во время войны».

(Слова из песни «Скажи, председатель»).

  А эту песню я услышал недавно, когда по телевизору показывали передачу «Играй, гармонь!». Она задела меня своим открытым рассказом о трудной жизни селян-колхозников.

  Колхоз в нашем селе появился во времена огульно шедшей по всей стране коллективизации. И просуществовал он до апреля 1957 года. Назывался звучно «Новый пахарь». А жилось в нем, по воспоминаниям старожилов, далеко не припеваючи, как это красочно показано в кинофильме тех времен «Кубанские казаки».

  На базе колхоза позже было образовано 4-е отделение совхоза «Лопуховский». Жизнь в селе несколько наладилась: стала полнее, свободнее…

«Мне к южному морю

Нисколько не хочется.

Душой не кривлю я,

о том говоря.

Тебя называю

по имени – отчеству,

Святая, как век,

деревенька моя».

(Слова из песни «Деревенька моя»).

  Пожалуй, не ошибусь, если скажу, что и эта песня тоже глубоко задевает души сельчан. Песня имеет богатую историю. Знаменитой ее сделала известная певица советских лет Ольга Воронец. С тех пор песня и «ушла в народ», стала отзываться долгим, трогательным эхом в сердцах селян.

  В августе 2009 года я видел, как от этой песни влажнели глаза у моих земляков-старокондальцев – участников празднования Дня села. А песню тогда, звучащую лейтмотивом всей концертной программы, задушевно исполняла с клубной сцены Любовь Воробьева (в девичестве – Демина) – уроженка села Новый Кондаль, которое отпочковалось от Старого Кондаля.

  Эта песня тронула тогда и меня. И я, в пылу откровения, признался землякам в своей любви к родному селению и в том, что всегда, особенно в дни отпуска, спешил к нему, а не к «южному морю».

  – Ниже Волгограда я не позволял себе опускаться, как в молодые годы, так и позже, хотя и имел нередко возможность отдыхать, поправлять здоровье в санаториях, на курортах Кавказа и Черного моря, – говорю я и ныне без сожаления, имея за плечами уже без малого 70 лет.

  Тягу к селу испытывает и моя жена – уроженка города, родители которой были выходцами из сел Куйбышевской области (ныне – Самарская обл.). Может быть, поэтому очень трогательно получается в ее исполнении песня «Деревенька моя». Всякий раз, когда душа нуждается в целебном бальзаме, я прошу ее спеть именно эту песню.

  Скажу больше. Мне думается, что во всех выше названных песнях нуждаются не только уроженцы сел, деревень, хуторов, но и городов тоже. Ведь основная часть горожан, как ни крути, – это вчерашние и позавчерашние уроженцы сел. Верно кто-то шутливо заметил, что и «Москва – это большая деревня».

Алексей Малинин, уроженец с. Старый Кондаль.

Фото: https://pixabay.com/ru/

1170