Меню
16+

Общественно-политическая газета «Трибуна»

20.06.2019 07:36 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 67 от 20.06.2019 г.

Победный платочек

Автор: Н. Стебловский.

  В нашем детстве часто звучали по радио песни военных лет. Во время исполнения некоторых у мамы влажнели глаза. Особое волнение у неё вызывал «Синий платочек».

  Было невдомёк, чем эта песня могла так растрогать. Вроде как обыкновенные слова, положенные на, бесспорно, прекрасную мелодию. Но у многих песен музыка проникает в душу. Почему именно от «Синего платочка» выступали слёзы? Откуда младшешкольнику было знать, какие воспоминания вызывала у матери эта песня.

  Когда в более старших классах появился интерес к воинской биографии отца, выяснилось, что он, уже будучи семейным, отцом дочери, служил, воевал, снова служил с тридцать девятого по сорок восьмой. За эти девять лет они с матерью виделись только раз и при необычных обстоятельствах.

  После разгрома в сорок пятом году японцев часть, в которой служил отец, направили на ликвидацию бандеровских банд. Поезд проходил через Балашов. Отец заблаговременно известил об этом родных. Мама успела попасть в город к приходу эшелона. Встреча была мимолётной, после чего снова общение родителей продолжилось посредством писем.

  Их накопилось за годы разлуки множество. А если мама их хранила, значит и перечитывала. И вот он, ответ на вопрос, почему «Синий платочек» вызывал вышеописанное состояние души. Его даёт третий куплет песни.

Письма твои получая,

Слышу я голос живой,

И между строчек синий платочек

Снова встаёт предо мной.

И часто в бой

Провожает меня образ твой,

Чувствую, рядом с любящим взглядом

Ты постоянно со мной.

  Людей, прошедших, переживших войну, связанных с ней через родственные отношения с фронтовиками, данные строчки не могут или не могли не волновать, не побуждать к соответствующим чувствам. Но особенно это касалось заключительного четверостишья, «обезоруживавшего», наверное, самых чёрствых слушателей.

За них, родных,

Желанных, любимых таких,

Строчит пулемётчик за синий платочек

Что был на плечах дорогих!

  По ходу взросления стало ясно, что «синий платочек» дорог всем без исключения женщинам, в чьих судьбах отражена война, тяжёлые расставания с любимыми, не все из которых вернулись домой. Вспоминаются свадьбы 50-х, 60-х годов, на которых наша братия присутствовала или в качестве любопытствующей детворы, или как родственники, или как уже приглашённые гости. Идёт всеобщее веселье, звучит песенное раздолье. Но застольные мотивы непременно заканчивались песенным эхом войны.

  Кто-то из пожилых (а в нашем юношеском понимании таковыми считались женщины всего лишь в 50, а то и в 40 с небольшим лет) начинал «Тёмную ночь», «Огонёк», «В землянке». «Синий платочек» был непременной частью этого репертуара, нередко его и начинавший. И удивительно, молодёжь умолкала, прерывала свои современные песнопения, подключалась к тематике военных лет или просто благодарно слушала.

  Памятна история 20-летней давности. Страна или только что отметила, или готовилась отметить 55-летие Великой Победы. Автобус «Волгоград – Рудня» был переполнен (обычная для того времени история). Ехали с музыкой – водитель крутил кассеты с популярными исполнителями. Примерно на полпути в автобус вошёл ветеран войны с наградами на груди. Ему быстро нашли (уступили) место. Немного погодя водитель остановил музыку с очертевшими, честно говоря, поп-певцами и включил кассету с Клавдией Шульженко.

  Она начала со своего «Синего платочка». В автобусе было много молодёжи, и возникло сомнение, что ей придётся по душе устаревший шлягер. Но произошло обратное. Значительная часть пассажиров, включая стоявших, превратилась в хор-подпевку прославленной в годы войны певице, которая исполнила ещё несколько своих коронных песен. Но «Синий платочек» был вне конкуренции (а фронтовик от такого внимания к себе был на седьмом небе). Возможно ехавшие в том автобусе рудняне также вспомнят тот необычный рейс.

  В последние годы «Синий платочек» нет, нет, да и зазвучит с экрана телевизора. Редко, но бывает в записи с участием самой Шульженко. Но чаще в исполнении современных певиц – молодых, красивых, талантливых. Их голоса с учётом музыкально-технических возможностей очаровывают. Но уровень Клавдии Ивановны с её баянным аккомпанированием им остаётся не доступен.

8