Меню
16+

Общественно-политическая газета «Трибуна»

04.06.2019 07:32 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 59 от 04.06.2019 г.

Спасти от безвестности

  Тема пропавших без вести солдат-красноармейцев — живая рана на сердце советских людей военной поры, трагическая страница истории борьбы с гитлеровским нашествием. Она до сих пор не написана исчерпывающе полно. Миллионы матерей ушли из жизни, так и не узнав до конца о горькой судьбе своих детей, без вести пропавших на фронтах жесточайшей схватки с фашизмом.

  Только по Руднянскому району в Книге Памяти числятся пропавшими без вести в той войне 1982 воина–земляка из 8443 призванных на фронт. Фактически каждый второй погиб – 3944 красноармейца, а каждый четвёртый пропал без вести.

  …Война вырвала из нашей семьи тогда ещё молодого парня, моего дядю – Гончарова Алексея Егоровича. Мои бабушка и дедушка получили горестное известие о пропавшем без вести сыне. И всю жизнь они искали ответ на вопрос: где же он пропал, похоронен ли? Теперь мы знаем, что произошло это в июне 1941 года, на границе, недалеко от города Бреста (Белоруссия). Факт этот засвидетельствован в Книге Памяти. Но где покоятся останки дяди Лёши, красноармейца из Белых Прудов, одного из первых принявших бой с оккупантами, мы до сих пор не знаем…

***

  В послевоенные годы работа по восстановлению честного имени пропавших без вести никогда не прекращалась. Но её объёмы заметно возросли с организацией добровольческого движения поисковиков. Вот уже несколько десятилетий молодёжь, люди зрелого возраста, ветераны проводят раскопки на месте боёв. В ходе экспедиций поисковиков обнаруживаются неоспоримые свидетельства гибели многих солдат, которых ранее считали без вести пропавшими. Такими свидетельствами бывают медали и ордена, наградные документы защитников Советской Родины (по их номерам выясняют фамилии и имена награждённых); удостоверения личности; карболитовые солдатские медальоны с бумажными записками-вкладышами… О гибели лётчиков узнают по номерам найденных в земле двигателей самолётов: потом документально можно проследить не только фамилию лётчика, но и время вылета на задание, завод, где изготавливался самолёт…

  Добровольцы-поисковики возвращают святые для нас имена из зыбкой атмосферы неопределённости, скрывающейся в формулировке: «без вести пропавший», в категорию величия народного подвига: человек не сдался в плен, не предал Родину, не нарушил присягу, он воевал до конца своих сил и погиб, исполняя свой долг, как герой.

  С годами мы всё более убеждаемся в том, что пропавшие без вести, в большинстве своём, — погибшие в бою красноармейцы. В разряд пропавших без вести они попадали по многим объективным и субъективным причинам: из-за трагических событий первого этапа войны; из-за утраты части документов, касающихся установления факта гибели солдат в воинских частях; из-за массовости потерь личного состава и формального отношения к захоронению погибших, объясняемого трудностями военного времени… У каждого солдата была своя судьба… Были и такие, о которых мы до сих пор не можем сказать точно: погиб ли он, пропал без вести, попал ли в плен? О некоторых нет сведений и в Книге Памяти. А ведь есть присловье: «Война не окончилась, если не похоронен последний погибший на ней солдат…».

***

  В ноябре 2018 г. из журнала «Военная археология» главе Руднянского муниципального района Битюцкому М. Н. пришло письмо за подписью директора редакции Торгашева А. И. В письме сообщалось, что «при проведении поисковых работ в 2018 году Всеукраинской общественной организацией «Народная память» в районе Барвенково Харьковской области были обнаружены останки советских воинов, погибших в мае 1942 года». В одном из карболитовых солдатских медальонов обнаружена записка (текст печатается без изменения): «Мой адрес, тов. боец или командир, прошу сообщить, моему семейству, Рязано-Уральская Ж.Д., Сталинградская область, район Руднянский, ст. Ильмень, буфет, Филипповой Елене Фёдоровне, моя фамилия Шевченко Павел П.». К письму директор редакции «Военная археология» приложил копию записки красноармейца. Сообщено также, что останки воина с запиской в солдатском медальоне на имя Шевченко П. П. временно не захоронены. Поисковики из Украины ждут информацию о нашем земляке.

***

  К сожалению, в районной Книге Памяти сведений о Шевченко Павле П. нет. Директор Руднянского историко-краеведческого музея Морозов Г. Т. через газету «Трибуна» обратился к жителям района с просьбой о содействии в сборе информации о судьбе Шевченко Павла П. Никто не откликнулся. Получается, что человек пропал не в бою, а раньше – здесь, у нас в районе, в тот момент, когда он ещё и не воевал.

  Но Морозов Г. Т. и краевед-общественник из Ильменя Дроботов Н. И. не прекращали свой поиск. Было направлено письмо в Государственный архив Волгоградской области. Оттуда 27 февраля 2019 г. за подписью заместителя директора архива Кадашевой В. М. пришла архивная справка, в ней говорится: «В документах архивного фонда Руднянского сельсовета Руднянского района Волгоградской области в похозяйственной книге колхозников за 1940-1942 гг. значатся:

Шевченко Павел Петров. (так в документе) – 1914 г. р., глава семьи, грузчик, раб. в элеваторе;

Дочь Шевченко Тамара Павлов. (так в документе) – 1936 г. р.;

Жена Филиппова Елена Фёдоров. (так в документе), 1913 г. р., работает в буфете;

Сын Шевченко Виктор Павл. (так в документе) – 1942 г. рожд.

Проживают в посёлке Щелкан.

  Основание: Ф. Р -2721, Оп. 3 Д. 5 Л. 80, об., 81».

  По представленной архивной справке информация сходится с запиской в солдатском медальоне. Казалось бы, можно ставить точку, выходить на журнал «Военная археология», украинских поисковиков и решать все ритуальные вопросы по торжественному захоронению останков земляка на родной земле.

  Но… Архивисты не обнаружили в документах объединённого архивного фонда церквей Камышинского, Аткарского, Царицынского уездов Саратовской губернии (в т. ч. метрических книгах Иоанно-Богословской церкви слободы Ильмень и Успенской церкви слободы Рудня) за 1913-1914 гг. метрические записи о рождении Шевченко Павла Петровича, 1914 г. р., и Филипповой Елены Фёдоровны, 1913 г. р.

  Мало того, в документах архивной коллекции о призыве граждан в армию военными комиссариатами Сталинградской области за 1941-1943 гг. «Шевченко Павел Петрович не значится». Архивисты ещё раз подтвердили, что во Всесоюзной Книге Памяти по г. Сталинграду, по Руднянскому району, «сведений о Шевченко Павле Петровиче нет»… (письмо зам. директора архива Волгоградской области В. М. Кадашевой от 22.03.2019 г.).

  Конечно, работники архива заслуживают огромной благодарности за кропотливый труд, внимательное отношение к просьбе неутомимых местных краеведов». Но, к сожалению, в архиве не нашлось полной информации о судьбе солдата из Щелкана. Напомним, что до 1959 года Щелкан числился отдельным от Рудни населённым пунктом.

  В редакции журнала «Военная археология» обрадовались, что есть хоть и небольшая, но достоверная информация о Шевченко П. П. Но намекнули: чтобы забрать останки, надо бы найти родственников погибшего. Таково требование украинской стороны…

***

  Известно, что мир держится на людях неравнодушных. С первой минуты появления в нашем музее письма о Шевченко П. П. к поиску подключился Дроботов Николай Иванович. Теперь он пенсионер, много лет работал в мор-флоте, вернулся на родину – в Ильмень. В бытность моей работы в Ильменской средней школе Коля был моим учеником. Тогда интереса к краеведению, по-моему, он не обнаруживал. Но был пытливым пареньком. Теперь Дроботов Н. И. один из самых активных краеведов района. Причём, поиск он готов вести через переписку, телефонные звонки, интернет, работу в архивах, беседы с очевидцами событий… Именно Николай Иванович обнаружил с помощью начальника архивного отдела администрации Руднянского района Лепёхиной Н. А. новую информацию, подтверждающую факт не только работы в элеваторе Шевченко П. П., но и его призыва «по мобилизации в Красную Армию». Найдены документы не райвоенкоматов-ские, но всё же…

  Изучена книга приказов «Ильменского элеватора Заготзерно» (таково название предприятия в документе). Приказом № 388 от 30 сентября 1940 г. п. 2 Шевченко Павел Петрович «принят в штат рабочего по погрузке зерна с 21 сентября 1940 г.». Основание: фонд № 147, опись 2, дело 4, лист 15; 10.04.2019 г.).

  Выходит, что Шевченко П. П., действительно, наш человек. По каким-то неизвестным нам причинам прошлое прикрыло доступ к полной информации о его жизни в районе и Щелкане. Возможно, он был недавно приехавшим в наши края жителем.

  Но воевать с фашистами Шевченко П. П. пошёл всё же с нашей земли. Приказ № 147 по Руднянскому элеватору Заготзерно от 3 сентября 1941 г. п. 1 гласит:

  «Освободить от занимаемой должности в связи с уходом в Красную Армию по мобилизации следующих товарищей:

1. Лемешкин И. И.,

2. Рзянин П. А.,

3. Смирнов Ф. П.,

4. Шульженко И. Н.,

5. Шевченко М. И.,

6. Шевченко П. П.,

7. Пидунов М. Л.,

8. Бережнов М. А.,

9. Ольхов А. Д.,

10. Мандрыкин И. С.,

11. Квитко С. Н.,

12. Ситников В. И.,

13. Ольхов Александр Гр.,

14. Яковенко И. М.,

15. Яковенко А. П.,

16. Ильичёв (Лопух. эл.) – так в документе,

17. Коваль Г. Андр.,

18. Ольхов Н. В. (с 13. IX) – так в документе».

  Мы сознательно поместили весь список. Читатель должен видеть, что мобилизация была массовой.

  И второе: вместе с Шевченко П. П. здесь много известных в посёлке и районе фамилий. Возможно, кто-то найдёт в этом списке своего родственника.

  Добавим также, что мобилизация на фронт началась на второй день войны – 23 июня 1941 г. Первым в этот день с элеватора был призван (в соответствии с книгой приказов по предприятию) Дуженко К. И. А директор элеватора Обижаев С. А. ушёл на фронт 3 августа 1941 года.

  Теперь Н. И. Дроботов снова и снова хочет всё же найти необходимые документы райвоенкомата той поры. Пока есть справка от военного комиссара Еланского, Руднянского и Жирновского районов Волгоградской области от 28.12.2018 г. о том, что «по архивным данным сведениями об участии в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Шевченко Павла П. (точное отчество неизвестно) военный комиссариат Еланского, Руднянского и Жирновского районов Волгоградской области не располагает».

***

  Останавливать свой поиск Дроботов Н. И. не намерен. И, надо сказать, у многих он находит душевный отклик. Известный в нашем районе работник культуры Руденко А. Г. обошла многих старожилов Щелкана, беседовала с ними, чтобы помочь краеведам в поиске сведений о Шевченко П. П.

  Николай Иванович Дроботов благодарен Пушниной А. Ю., начальнику отдела ЗАГС (архив) Комитета Юстиции Волгоградской области.

  Помогли в разыскивании нужных документов и работники Руднянского райЗАГСа. Документов о рождении дочери (1936 г.) в семье Шевченко в нашем райЗАГСе не обнаружено, что косвенно может подтверждать, что до 1940 г. Павел Петрович и Елена Фёдоровна могли жить за пределами района. Зато факт рождения сына Виктора ЗАГСом подтверждён. Зарегистрирована и смерть ребёнка в августе 1942 г. Отец к этому времени уже погиб (май 1942 г.) и не мог знать о трагедии в семье.

  Используя интернетресурсы, Дроботов Н. И. выяснил, что 1171 полк 349 дивизии, где было много солдат из наших мест, формировался в Астрахани. Областные работники архива продолжают свой поиск и изучают фонд № 727 (о буфетах), чтобы найти какую-либо информацию о буфетчице Филипповой Елене Фёдоровне. Где она работала: на элеваторе или железнодорожной станции. Изучение данных с 1943 г. результатов не дало.

  Сейчас ценна любая крупица информации о том великом времени и о великих защитниках Советского Союза от гитлеровского нашествия. Мы ждём вашего отклика, дорогие читатели!

  Благодаря активным действиям сотрудников нашего музея, местных краеведов, подобных Дроботову Н. И., открывается неизвестная страница судьбы рядового Солдата Победы, который, к сожалению, до неё не дошёл, но отдал самое дорогое – жизнь – в боях за её приближение!

  В мире сегодня неспокойно. В Европе вновь возрождается нацизм, делается всё, чтобы придать забвению подвиг советского народа-освободителя. Уничтожаются памятники героям-красноармейцам, совершаются акты вандализма на могилах погибших в борьбе с фашизмом. В такой ситуации надо быть бдительными. Силы и ум, совесть, душу и память надо мобилизовать, чтобы спасти от безвестности каждого солдата-антифашиста той войны.

  Сегодня, как никогда, актуален призыв: «Никто не забыт, и ничто не забыто!».

В. Гончаров.

81