Меню
16+

Общественно-политическая газета «Трибуна»

20.11.2020 07:38 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 133 от 19.11.2020 г.

Бывший деревенский детектив

Автор: Н.Стебловский.

 Он с детства знал, где будет работать – в милиции. Знал, потому что хотел стать милиционером. На такое желание изначально повлияли книги. Читать любил, особенно если героями повествования были люди в погонах, стоящие на страже правопорядка, встающие на пути хулиганов, воров, грабителей, вооружённых бандитов. Понимал, что милиционеру необходимо быть сильным, но сила по щучьему велению не появляется.

В этом плане путеводителем для парня стал журнал «Физкультура и спорт». Он входил в перечень печатных изданий, располагавшихся в сельском клубе в свободном доступе. Из журнала будущий милиционер почерпнул много полезного. Согласно его рекомендаций приобрёл гири, гантели, «вооружился» упражнениями, развивающими силу и гибкость. Ввёл в норму физкультурно-спортивный образ жизни.

 И сила не заставила себя ждать. А в подростковом возрасте она неудержимо просится наружу. Правда, применять её в ссорах, разборках, потасовках, в драках парень старался по справедливости, по правилам улицы, иначе говоря, по-честному в общепринятом среди молодёжи понимании. Не случайно получил прозвище – король. Оно удачно вписалось в его фамилию – Королёв.

 В списке личного состава Руднянского РОВД эта фамилия с инициалами Н. И. значилась 30 лет (в райотделе в одно время служили ещё двое Королёвых). Факт такой служебной долгосрочности сам по себе вызывает уважительное восприятие, но конкретно мало о чём говорит. А вот 30-летний стаж работы на посту участкового инспектора, причём на одном территориальном участке, — это даже не редчайший, а единственный для нашего района пример в милицейской практике, что трудовому подвигу сродни.

 Срочную службу Николай Королёв проходил в Венгрии. Домой в Берёзовку вернулся под самый Новый 1973 год. Уже 2 января явился в военкомат, чтобы законопослушно стать на воинский учёт. Военком в общении с бравым, крепким ефрейтором запаса поинтересовался, где бы он хотел работать. Услышав ответ, тут же позвонил начальнику милиции А. М. Скрипникову и проинформировал о ситуации. Анатолий Михайлович пожелал безотлагательно встретиться с демобилизованным, изъявившим готовность продолжить службу в ином качестве. Райотдел нуждался в пополнении, а с желающими надеть милицейскую форму и носить её достойно была проблема.

 3 января Николай находился уже в отделе кадров областного управления МВД. Собеседование касалось общих знаний истории, географии, политической системы, проверки способности к мышлению. Заключительным этапом являлась физподготовка кандидата в милиционеры. Сопровождающий в спортзал спросил, сколько раз сможешь отжаться от пола, подтянуться на турнике, где установленные нормы соответственно 20 и 10. Николай отжался и подтянулся соответственно 50 и 20 раз. Когда дело коснулось упражнений с гирями, гость из Рудни на удивление, переходящее в восторг присутствующих, показал настоящий мастер-класс с двухпудовкой, после чего комиссионно было сделано заключение: годишься, нам такие нужны.

 Так и началась новая служба сначала простым милиционером, а затем, после соответствующей учёбы в областной школе милиции, участковым инспектором. Звание младшего лейтенанта Н. И. Королёв получил ещё до начала работы в РОВД. В конце армейской службы прошёл специальные курсы младших офицеров. Вот только в армии документы на то получить не успел – демобилизовался. А уже по ходу службы в милиции, так совпало, пришедшие в военкомат армейские бумаги на присвоение Королёву начального офицерского звания были продублированы и со стороны МВД. То есть, младшим лейтенантом он стал дважды законным.

 Ну а дальнейший рост в звании (или его заморозка) зависел только от самого Николая Ивановича. Всё сложилось так, как и следовало, исходя из его натуры. Преданный делу, всесторонне подготовленный к исполнению служебного долга, Королёв с честью отстоял на посту участкового ровно три десятилетия, уйдя в отставку в звании майора, в статусе «Заслуженного участкового инспектора милиции» (знак этого достоинства Н. И. Королёв получил первым в Руднянском РОВД), награждённый медалями всех трёх степеней «За безупречную службу», имея кроме того в багаже заслуг свыше сорока поощрений.

 Обычно перечнем наград заканчивается рассказ о его герое. Но это было бы несправедливо применительно к Николаю Ивановичу, исходя из существенной недосказанности о нём. Только здесь надо учесть, что сам он, усмотрев вероятность готовящейся о нём публикации, пытался принять меры к проявлению авторской сдержанности в изложении его былой служебной деятельности, связанной с раскрытием или предотвращением им преступлений (счёт которым не ограничен).

 Конкретно, Николай Иванович не хотел, чтобы фигурировали имена – фамилии тех преступных элементов. Своё наказание они, в большинстве своём земляки, получили, отбыли где положено. Кого-то уже нет, а кто-то, вернувшись из мест заключения, вписался в нормальную жизнь. Да и детали раскрытия преступлений здесь ни к чему. Это имеет значение в художественных книгах, кинофильмах, где из тех самых деталей и складываются сюжеты, интригующие читателя, зрителя.

 Кстати сказать, в 70-х, 80-х годах прошлого века в кинопрокате пользовался большим успехом художественный фильм про участкового Анискина (в его роли Михаил Жаров). Тогда участковый Королёв уже был признан населением лопуховско-громковской зоны как профессионал своего дела и по аналогии с Анискиным получил совсем не обидное прозвище «деревенский детектив». Именно так называлась первая серия про Анискина.

 Именно так назывался первый очерк про участкового Королёва. Но отведённая газетная площадь была ограниченной, и материал о Николае Ивановиче получился далеко не исчерпывающим. Поэтому последняя строка информировала читателя о вероятном продолжении.

 По разным причинам возвращение к рассказу о Королёве затягивалось, хотя обычные заметки с его именем проходили. Ну а предполагаемый повторный рассказ о нём ждал своего часа. Он настал, спустя десятилетия. Поводом послужил профессиональный праздник работников органов внутренних дел, в день которого состоялась встреча с Николаем Ивановичем, по-дружески поделившимся своими воспоминаниями. Впрочем, информация о его службе в милиции и настоящих заслугах оказалась доступна и из других источников.

 Наверное, было бы неправильным говорить о том, что в зоне ответственности участкового инспектора Королёва совершалось больше всего противозаконных действий, в общей массе которых преобладали кражи, хищения. Но то, что у Королёва отмечалась самая высокая раскрываемость преступлений, это объективная оценка его работы. Да и награды весомой значимости просто так в органах внутренних дел не давали. Весьма показательна и следующая история.

 Первый секретарь райкома партии (высшая власть района) А. И. Павлов, вникавший во все стороны жизни района, обратил внимание на ответственного в работе участкового Королёва. В этой связи Александр Иванович высказал начальнику милиции А. М. Скрипникову своё желание видеть Николая Ивановича в Рудне, то есть, в аппарате РОВД, а значит, с определёнными руководящими полномочиями и возможностью дальнейшего роста по службе. А в те годы пожелание первого секретаря было равносильно приказу.

 Начальник РОВД пригласил Королёва для беседы на обозначенную тему в полной надежде на то, что участковый без сомнения примет перспективное предложение к исполнению. Каково же было удивление Анатолия Михайловича, когда его подчинённый ответил отказом, хотя любой другой на его месте охотно дал бы согласие, понимая, что переход с участка в аппарат равнозначен повышению. Наверняка не меньше удивился и первый секретарь, пригласив к себе через начальника РОВД «непонятливого» участкового.

 Но тот в назначенный день не явился: он в оперативном порядке расследовал серьёзное преступление и шёл по следу подозреваемого уже за пределами своего района.

 Возмущению первого секретаря не было предела. Как это проигнорировать его указание?! Разумеется, у начальника милиции были неприятности. Предполагалось внушение и в отношении Королёва. Однако правда оказалась на высоте.

 Была и другая правда у участкового Н. И. Королёва – настоящая любовь к малой родине, поистине патриотическое отношение к земле его родных и предков. А это не только Берёзовка. Это как раз тот самый лопуховско-громковский край, в котором ему выпала честь быть блюстителем порядка, стоять на страже закона. Немаловажным фактором привязанности к месту службы являлись и жившие поблизости родители его и супруги Елены. Что для пожилых людей может быть лучше постоянного пригляда самых близких.

 Однако личные интересы не шли вразрез с исполнением служебного долга. С особым, в прямом и хорошем смысле, рвением Королёв рвался (условно говоря) в бой с преступниками, когда те обворовывали пожилых, беззащитных людей. Так однажды у одинокой старушки были украдены сразу десять овечек. Николай Иванович посчитал делом своей чести найти негодяев. И нашёл, они не ушли от наказания.

 В лихие 90-е годы воровство скота обрело масштабный характер. В той серии преступлений случались особые по своей необычности кражи. Например, в громковском хозяйстве пропали сразу три племенных быка по тонне весом каждый. Подробный рассказ о раскрытии этого преступления потянет на отдельный сценарий фильма или целый рассказ. В данном случае можно сказать одно: участковый Королёв оказался на высоте. И бесценное добро было возвращено в хозяйство (быков уже готовили на убой на Краснояровском мясокомбинате), и злоумышленники попали под суд.

 В те лихие 90-е особую опасность представлял и другой вид противозаконных действий. С развалом СССР в Россию хлынули беженцы из ближнего зарубежья – бывших советских республик. Среди переселенцев из Средней Азии было немало тех, кто занялся изготовлением, употреблением, распространением наркосодержащих веществ, производных из мака и конопли и торговлей разбавленным техниче-ским спиртом. Лопуховская и Громковская территории в силу природно-географических особенностей оказались наиболее привлекательными для «азиатов», как тех переселенцев называли поначалу местные жители.

 Предприимчивые наркодельцы (сказано, может и громко, но по существу) и торговцы сурогатным алкаголем быстро стали вовлекать молодёжь к потреблению заразного зелья. На пути пристрастия к пагубной привычке встал участковый. Нелегко проходила та борьба добра и зла, выявление источников заразы с правовым последствием. С большим трудом, но был достигнут перевес закона над противоправным явлением. Было и лишение свободы виновных в злодеянии.

 Между тем, на служебном пути Королёва не раз встречалось и смертельно опасное зло. В Даниловском районе проживали две преступные группы, делавшие набеги на руднянские совхозы «Громковский» и «Лопуховский». Одни «работали» по токам, угоняли тракторные тележки и расхищали подсолнечные семечки. Другие уводили с летних базов коров и, бывало, лошадей. И там, и там кражи совершались дерзко, с угрозой охотничьими ружьями. Сторожа не рисковали отстаивать охраняемое добро.

 Участковый Королёв обезвредил обе группы. Один из тех преступников тогда изрёк мудрую фразу: я говорил, что на руднянской территории лучше не промышлять, там Королёв спуску не даёт. Только уже было поздно включать рассудок.

 Однажды прозвучал выстрел из обреза во время хищения водопроводных труб на поливном участке, прилегающем к Лопуховке. Его полное разорение предотвратил участковый с арендатором участка. Тогда застигнутая врасплох преступная группа и попыталась уйти от наказания путём применения огнестрела. Не помогло.

 Другая вооружённая преступная группа готовила разбойное нападение на семью директора совхоза «Громковский». У него тогда гостили родственники, и дом был полон людей, включая детей. Могла произойти страшная трагедия (достаточно вспомнить Кущёвку). Осуществить задуманное злоумышленникам помешала случайность: ночью на улице оказалась молодёжь, обратившая внимание на чужаков. Произошла стычка, в которой названные гости произвели выстрел из обреза с целью запугать противника. Несостоявшиеся грабители ретировались. Один из них скрылся, а двое пошли по дороге на Лопуховку, откуда им навстречу спешил на своём автомобиле Королёв, которому проживающий в Громках его помощник по телефону сообщил о подозрительной группе и предполагаемом преступлении.

 Чужаки проголосовали — они находились уже за пределами Громков. Королёв остановился, хорошо понимая, что рискует не только здоровьем, но и жизнью. Подозрительные мужчины попросили отвезти их в Рудню. Прикинувшись простачком, Николай Иванович поторговался с ними, согласившись выполнить просьбу за определённую плату. Но ему только надо прежде сообщить родным в Громках о, якобы, смерти родственника.

 По дороге пассажиры стали проявлять беспокойство, задали водителю вопрос: а не Королёв ли он сам? Николай Иванович смог усыпить бдительность насторожившихся суровых мужчин. И когда остановился возле той самой гуляющей громковской молодёжи, злоумышленникам уже было поздно что-либо предпринимать. Они попались с поличным: их обрез был найден.

 А потом Николай Иванович нашёл в своей машине под сиденьем удавочную петлю, оставленную ночным пассажиром, сидевшим сзади. Понятно, для какой цели готовилась удавка.

 Частичное и без подробностей описание истории несостоявшегося, но доказанного судом запланированного преступления, даёт хоть и поверхностное, но всё же представление о том, с чем приходилось сталкиваться участковому Королёву, а в его лице и другим работникам милиции, а ныне полиции. В 30-летней служебной практике Николая Ивановича таких историй, когда ему приходилось в мгновенном режиме времени проявлять находчивость, принимать единственно правильное решение, а главное, без колебания рисковать жизнью (а он имел привычку не брать с собой табельное оружие), найдётся много.

 В общении с отличником милиции областного значения и ветераном органов внутренних дел федерального значения не ставилась задача количественного сбора раскрытых или недопущенных, предотвращённых преступлений, правонарушений. Да он и сам не желал откровенничать по этому поводу. Просто в доверительном, чисто товарищеском диалоге о жизни, о былом, о службе «терял бдительность» и «раскалывался» в момент нахлынувших воспоминаний, которые в возрасте почти 70-летия как лекарство, как витамины для поддержания желаемого состояния души. Без них, конечно, можно обходиться. Но зачем.

 Подозревая, что наше общение может закончиться публикацией в газете, Николай Иванович высказал пожелание увидеть (в этом случае) также фамилии Е. В. Горобцова и В. В. Косихина. Евгения Владимировича он сменил на посту участкового и запомнил профессиональный совет старшего коллеги: делать работу (понимай, общаться с людьми) с улыбочкой. Николай Иванович старался следовать этому совету и ощущал в нём пользу делу. Валерий Викторович довольно долго был помощником участкового, которого Королёв очень ценил за профессиональное качество и самоотдачу.

 После полицейской биографии у Н. И. Королёва была семилетняя управленческая – работал главой Лопуховского поселения. А между этими периодами он побывал в структуре районной законодательной власти и даже возглавлял райсовет народных депутатов. Но это уже другая история бывшего деревенского детектива.

Фото: https://verniy-put32.ru/society/2017/11/17/uchastkovyj-ot-slova-uchastie/

22