Меню
16+

Общественно-политическая газета «Трибуна»

10.02.2020 07:32 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 14 от 08.02.2020 г.

Сквозь время и поверх барьеров

 10 февраля — 130 лет со дня рождения русского поэта и прозаика Бориса Пастернака.

 Борис Леонидович Пастернак один из крупнейших писателей двадцатого столетия, который входит в число тех немногих мастеров слова, удостоенных одной из самых желанных наград — Нобелевской премии.

 Свой творческий путь, как поэт, он начинает ещё до октябрьской революции, в десятых годах XX века. Литературным дебютом Пастернака становится публикация его стихотворений в коллективном сборнике группы «Лирика» в 1913 году. Год спустя, в 1914, выходит первая книга молодого автора, названная им «Близнец в тучах». Именно после этого ещё незрелого произведения Пастернак почувствовал себя профессиональным литератором. Но бесспорное признание и критиков, и читателей он получил с выходом в свет в 1922 году поэтического сборника «Сестра моя – жизнь», который был написан ещё летом 1917 года. Именно его Пастернак считает выражением своей творческой позиции. В это время он знакомится с Владимиром Маяковским, что находит отражение в его творчестве.

 В 20-е годы Пастернак создает сборник «Темы и вариации» (1923), роман в стихах «Спекторский» (1925), поэмы о первой русской революции – «Девятьсот пятый год», «Лейтенант Шмидт». Свое отношение к октябрьской революции и свое понимание её он отразил в поэме «Высокая болезнь». В 1928 Пастернак обращается к прозе: заканчивает автобиографические заметки «Охранная грамота», где излагает свои взгляды на искусство и творчество. Конец 20-х – начало 30-х годов – это время официального признания творчества Пастернака. Но с середины 30-х годов отношение власти к нему меняется – его упрекают в «отрешенности от жизни» и в «мировоззрении, не соответствующем эпохе».

 В годы Великой Отечественной войны, в результате вынужденного творческого перерыва, поэт работает над переводами великих мастеров прошлого, близких по духу и слогу: Шекспиром («Отелло», «Гамлет», «Король Лир», «Макбет», «Ромео и Джульетта»), Гете («Фауст»), Верленом. Так получилось, что Пастернак как переводчик известен ничуть не меньше, чем как поэт. Его называют одним из лучших мастеров поэтического перевода.

 Именно в это время у поэта возникает потребность обратиться к прозе, чтобы в новой форме «воплотить свое понимание времени и жизни».

 Итогом этих творческих поисков становится роман «Доктор Живаго», который он создает в течение десяти лет (1945-1955). Являясь, по оценке самого писателя, вершиной его творчества как прозаика, роман дает широкое полотно жизни российской интеллигенции на фоне драматического периода от начала столетия до Гражданской войны. Роман был резко негативно встречен властями и советской литературной средой. Запрещенный советской цензурой роман был опубликован за рубежом и заслужил международное признание. В 1958 году Пастернак получает Нобелевскую премию «за выдающиеся достижения в современно лирической поэзии и на традиционном поприще русской прозы». Но под давлением общественности он отказывается от премии.

 Последним произведением Пастернака был цикл стихотворений «Когда разгуляется» (1956-1959). Это отклик Пастернака на всплеск общественной активности в середине 50-х годов, надежда, что светлое и прекрасное ещё впереди, оно состоится, только «когда разгуляется».

 Только после смерти к Пастернаку пришло признание. Был напечатан роман «Доктор Живаго» в журнале «Новый мир» (1988), вручены, уже сыну поэта, диплом и медаль нобелевского лауреата, выпущены несколько собраний сочинений, воспоминаний поэта.

 Стихи и проза Бориса Пастернака представляют собой художественное претворение пережитых им событий.

 Для тех, кто не знаком с произведениями Бориса Пастернака, центральная библиотека предоставляет всем желающим такую возможность – прочитать лучшие его книги.

Е. В. Плотникова, библиограф МКУ МЦБ.

Автор фото: L.Pasternak — http://nadasuge.ru/event/potomu-chto-zhizn-ne-zhdet, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=17998080

23