Меню
16+

Общественно-политическая газета «Трибуна»

11.02.2020 07:42 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 15 от 11.02.2020 г.

Из цикла «Новоконоплянцы»

Кособокова Наталья Ивановна, 1923 г. р., РСФСР, Сталинградская обл., Руднянский р-н, Новоконоплянский с/с, х. Новоконопляное, 518 мсб 414 сд (Данные сайта МО РФ «Память народа»)

 Шла девчонка по войне…

 Первое упоминание об Наталье Ивановне Кособоковой я прочитал в письме ее двоюродного брата, выпускника Астраханского военного пехотно-пулеметного училища лейтенанта Владимира Николаевича Кособокова, которое он написал родителям перед убытием на фронт в 860-й стрелковый полк 283-й стрелковой дивизии: в августе 1941 года: «…а еще передайте привет моим товарищам и подругам Кособокову Ване, Кособоковой Наташе и Нине …».

 В это время 19-летняя Наталья Кособокова жила далеко от хутора Новоконопляное, вместе с родителями в городе Баку. Здесь прошла ее юность, здесь она окончила школу, здесь она узнала о начале Великой Отечественной войны.

 О причинах, почему она жила так далеко от родных мест, я рассказывал в зарисовке об ее родном брате Владимире Ивановиче Кособокове. Напомню, что в ноябре 1931 года, когда Наталье Ивановне было всего 8 лет, ее семья подверглась раскулачиванию. После конфискации дома, земли и всего имущества, вместе с отцом, мамой, старшей сестрой и братом она была выслана в Молотовскую область (ныне Пермский край — прим. автора). Ну, а после того, как ссылка и несправедливый приговор были отменены, родители уехали в Закавказье, город Баку. В памяти Наташи о родном хуторе остались только воспоминания о проведенных здесь детских годах.

 Наташа Кособокова родилась в 1923 году. Она была самой младшей в семье. Кроме нее, у коренных новоконоплянцев Ивана Ивановича и Анастасии Кособоковых было еще двое детей — дочь Тоня и сын Владимир. Ее детские годы пришлись на нелегкое время. Двадцатые годы в истории хутора, да и всего тогда Нижне-Волжского края, выдались непростыми. В 1921 году из-за неурожая в Поволжье и центральных регионах РСФСР разразился насто-ящий голод. Разрушенное гражданской войной и повальной продразверсткой сельское хозяйство молодой советской республики, основой которого являлись личные хозяйства, не способно было обеспечить население достаточным количеством хлеба, мяса, молока, сахара и других продуктов. Их производилось мало. Голод ощущался везде. Но, если в городах снабжение населения было централизованным и находилось под контролем государства, то в дополнение к бедному пайку рабочим можно было что-то продать или обменять на продукты. В сельской местности все было по-другому. Аграрная политика в отношении крестьян в то время Советской властью проводилась жестко, без учета их интересов. Крестьянские бунты и восстания, а в то время подобные явления были не редкость, подавлялись большой кровью и массовым гонением селян. Но нужно было как-то выживать, поэтому в деревнях и селах каждая семья решала продовольственный вопрос самостоятельно. Чтобы сводить концы с концами, обеспечивать себя всем необходимым, крестьянам приходилось работать от зари и до зари.

 Не стала исключением и семья Ивана Ивановича Кособокова. Поднимать свое собственное хозяйство после гражданской войны ему пришлось с нуля. Достаток в семью пришел не сразу, а только после нескольких лет тяжелой и изнурительной работы. Трудились все, от мала до велика. Работа находилась каждому. Наташе, как самой маленькой, доводилось и за домашней птицей следить, а когда подросла, и за овечками присматривать. Школьницей уже помогала маме по дому. Правда, учиться ей пришлось недолго. В поселковой пятилетке отучилась всего год, перешла во второй класс. Началась коллективизация, в хуторе образовывался колхоз с названием «Общий труд». Решением Руднянской особой комиссии по ликвидации кулацких хозяйств, все Кособоковы, а в то время таких семей в хуторе было около десятка, местные власти посчитали кулаками. У отца Наташи, ее деда и других Кособоковых отняли все и выселили в далекие от родных мест края.

 На фронт она была призвана Кишлинским РВК г. Баку летом 1942 года. В это время на территории Грузии шло второе формирование 414-й стрелковой дивизии. Красноармеец Наталья Кособокова была направлена в 518-й отдельный медсанбат и зачислена в хозяйственный взвод на должность санитарки. В составе этого медицинского подразделения она пройдет весь свой фронтовой путь от Кавказских гор до освобождения Крыма. Осенью 1944 года дивизия была выведена в резерв Ставки и в боевых действиях больше не участвовала.

 А летом 1942 года полки и подразделения дивизии вели тяжелые и кровопролитные бои с фашистами на территории Северного Кавказа, отражая попытки врага овладеть городами Грозный, Орджоникидзе, захватить горные перевалы и Военно-грузинскую автомобильную дорогу и прорваться в Закавказье с целью захвата бакинского нефтеносного района, основного поставщика горючего для нужд Красной Армии. В то время на берегах горного Терека под станицами Ищерской, Гривенской, городом Малгобеком бои были такими же тяжелыми и кровопролитными, как под Ржевом, Сталинградом, Ростовом, Харьковом и другими городами. Как и в 1941 году, основным видом боя для частей и соединений оставалась по-прежнему оборона. Фашисты рвались к г. Орджоникидзе (ныне г. Владикавказ – прим. автора), но были остановлены всего в 8 км от города у селения Гизель.

 Той осенью 518-й МСБ дислоцировался в станице Первомайской. Сюда непрерывным потоком поступали раненые, которые нуждались в срочной медицинской помощи. Но прежде чем они попадали в руки врачей, им нужно было оказать первую медицинскую помощь, перевязать раны, подготовить к операциям, отмыть от крови и грязи, оформить истории болезни. Все это тяжелым грузом легло на плечи Натальи Кособоковой и других санитарок медсанбата.

 Как свидетельствуют боевые донесения 414-й стрелковой дивизии, в 1942 году через медсанбат было пропущено более 3000 больных и раненых офицеров, сержантов и рядовых бойцов. Из них, благодаря своевременно оказанной помощи, более 60 процентов личного состава были возвращены в свои воинские части и продолжили громить фашистов.

 Планы врага по захвату Кавказа были сорваны. Начались бои по освобождению захваченных немцами городов и станиц Кубани, черноморского побережья Краснодарского края. За успешные действия по освобождению города Анапы 414-я стрелковая дивизия была удостоена почетного наименования «Анапская». А с наступлением нового 1944 года бои переместились на Керченский, а затем и на Крымский полуостров. В составе отдельной Приморской армии части и подразделения дивизии в ожесточенных боях в мае 1944 года освободили главный город Крыма — Севастополь. О том, как действовала в этих боях Наталья Кособокова, как шла она тяжелыми военными дорогами, лучше всего расскажут строки наградного листа, написанного командиром 518-го медсанбата майором медицинской службы Давидом Агабовичем Мосидзе: «Тов. Кособокова Н. И. работает в медико-санитарном батальоне с июля месяца 1942 года на должности санитарки. За период пребывания в медико-санитарном батальоне показала себя, как энергичная и добросовестная работница. Свое дело знает хорошо. Во время боев на Керченском п/о оказала санитарную помощь 150 раненым, помимо этого ведет учет раненых и больных и оказывает большую помощь командованию в деле учета и отчетности. Предана своему делу и социалистической Родине».

 Приказом командира 414-й стрелковой дивизии № 10/н от 17.04.1944 г. красноармеец Кособокова Н. И. была награждена медалью «За боевые за- слуги».

 Части и подразделения 414-й стрелковой дивизии осенью 1944 года были выведены в резерв. Но это не значило, что война закончилась. В медсанбат по-прежнему поступали раненые и больные, которые требовали помощи, ухода и заботы. Их лечили, за ними ухаживали заботливые и умелые руки медсанбатовских сестричек. Их было много, но назовем только некоторых из них, фамилии которых удалось установить по архивным документам. Киквидзе Нателла, Кумарцева Пелагея, Борисенко Вера, Черкасова Татьяна, Нахонова Евгения. Они служили в разных подразделениях медсанбата, но должности у всех — санитарки. За свой добросовестный повседневный труд большинство из них были справедливо награждены медалями «За боевые заслуги», «За оборону Кавказа», а Вера Борисенко за бои на Керченском полуострове еще и орденом Красной Звезды.

 Как и ее боевые подруги, Наташа Кособокова за годы службы в 518-м медсанбате в совершенстве освоила свои обязанности. Теперь она умела многое. И не только поддерживать чистоту и порядок в помещениях, вести необходимый учет, вовремя кормить раненых, но и многое другое, что касалось оказания необходимой медицинской помощи, обработки ран, эвакуации тяжелораненых в тыловые госпитали. Ее ратный труд заслуженно и не раз отмечался руководством. Она была награждена нагрудным знаком «Отличник санитарной службы», а затем медалью «За оборону Кавказа».

 К сожалению, в архивах больше не удалось найти документов, касающихся Натальи Ивановны Кособоковой. Поэтому рассказать, как сложилась ее послевоенная жизнь, невозможно. Как и в случае с ее старшим братом Владимиром Ивановичем, ее имени и фамилии в числе награжденных фронтовиков в честь 40-летия Великой Победы орденом Великой Отечественной войны нет.

Николай Камшекин, подполковник запаса, военный журналист.

 Автор выражает огромную благодарность жителю села Ильмень Николаю Ивановичу Дроботову за помощь в подготовке данной публикации.

Фото: https://pamyat-naroda.ru/

9