Меню
16+

Общественно-политическая газета «Трибуна»

07.02.2020 07:37 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 13 от 06.02.2020 г.

Из цикла «Новоконоплянцы»

 Кособоков Владимир Иванович, 1918 г. р., РСФСР, Сталинградская обл., Руднянский р-н, Новоконоплянский с/с, х. Новоконопляное, с-нт, 867-й сп (данные сайта МО РФ «Память народа»).

 Летели мины на врага…

 По документам, которые хранятся в ЦАМО РФ в городе Подольске Московской области, установить время и место призыва Владимира Ивановича оказалось совсем не просто. В наградном документе на медаль «За отвагу» местом призыва значится: 1942 год, Руднянский РВК Сталинградской области. В наградном листе на орден Славы 3 степени – Бакинский ГВК Азербайджанской ССР, август 1941 года. Есть еще два документа, касающиеся Владимира Ивановича. Согласно распоряжению начальника пересыльного пункта 1 гвардейской армии от 2 февраля 1944 года, уроженец хутора Конопляное Руднянского района Сталинградской области сержант Владимир Иванович Кособоков направляется в 113 запасной стрелковый полк. И, наконец, последний документ – регистрационная карточка Молотовского (сегодня Пермский край – прим. автора) областного военно-пересыльного пункта за номером 14504 от 03 июня 1943 года. Согласно ей, уроженец д. Коноплянная Руднянского района Сталинградской области рядовой запаса Косовоков Владимир Иванович, 1918 года рождения, беспартийный, призван Осинским РВК Молотовской области. Нет сомнения в том, что речь идет о Кособокове В. И. Просто в фамилии перепутана одна буква. Далее сообщается, что он находился в заключении, и после 5 лет ссылки 29 мая 1943 года был освобожден и призван на военную службу. Основная гражданская специальность — электромонтер связи. С Молотовского ВПП в числе других призывников новоконоплянец был направлен в войсковую часть (полевая почта 24986) 04 июня 1943 года, а оттуда из запасного стрелкового полка в 40-й гвардейский стрелковый полк 11 гвардейской стрелковой дивизии.

 Эту дату со 100 % уверенностью можно считать началом военной службы Владимира Ивановича Кособокова. И вот почему.

 Родной дед Владимира Ивановича — Иван Яковлевич Кособоков,1840 года рождения — справедливо считался одним из старожилов хутора Новоконопляное. Тогда Лемешкинской волости Камышинского уезда Саратовской губернии. Вместе с женой Христиной Никитичной, 1841 года рождения, воспитывали сыновей Николая, Ивана, Герасима, дочерей Веру и Марию. К 1930 году, началу коллективизации, сыновья, за исключением младшего, жили отдельно. У каждого была своя большая многодетная семья. На хуторе они считались крепкими хозяевами, середняками, имели большое собственное хозяйство. За что и поплатились в годы коллективизации.

 В Волгоградском государственном архиве хранятся документы Руднянской особой комиссии по ликвидации кулацких хозяйств. Удалось найти и получить архивную справку, касающуюся семьи Владимира Ивановича. Её текст привожу дословно.

 Выписка из протокола заседания Руднянской РОК от 03 ноября 1931 г. № 239:

 «Слушали: материал, представленный Новоконоплянским сельсоветом на кулацкие хозяйства, подлежащие ликвидации. №3 Кособоков Иван Иванович.

 Постановили: признать хозяйство кулацким, раскулачить с конфискацией имущества и выселением за пределы Края».

 Из анкеты на Кособокова Ивана Ивановича от 1931 г.:

 «Имел имущество до раскулачивания: дом, амбар, надворную постройку, 2 лошади, 2 коровы, 2 гол. молодняка, 10 овец, земли 5 дес., арендовал 15 дес., жнейку, содилку, имел наемную раб. силу, скупал и перепродавал скот.

 Состав семьи: Кособоков Иван Иванович 42 года, жена Кособокова Анастасия 42 года, дочь Кособокова Антонина 18 лет, сын Кособоков Владимир Иван. 16 лет, дочь Кособокова Наталья Иван. 8 лет». (Скорее всего, возраст Владимира указан неверно, потому что по всем документам годом его рождения значится 1918 – прим. автора).

 Так вместе с семьей Владимир Кособоков оказался в Молотовской области, куда с территории многих регионов Советского Союза высылались подвергшиеся раскулачиванию семьи селян. Указание И. В. Сталина ликвидировать кулачество как класс местными органами Советской власти выполнялось четко и без промедления. Раскулачивание крепких середняцких крестьянских хозяйств потом будет признано ошибкой, а ее катастрофические для сельского хозяйства последствия оценят потом, спустя годы. И не только для сельского хозяйства. Люди изгонялись с родной земли, рушились не только прочные семейные узы, но и создаваемые русскими крестьянами основы земледелия. Большинство из раскулаченных больше никогда не вернутся в родные края и, чтобы не подвергать опасности своих родственников, надолго разорвут с ними семейные отношения.

 Так случилось и с отцом Владимира Ивановича. Иван Иванович Кособоков больше не вернется в свой родной хутор Новоконопляное. Даже несмотря на то, что спустя некоторое время семья будет реабилитирована.

 «Постановлением особой комиссии по ликвидации кулачества от 28 января 1932 г. № 242 гражданин Кособоков И. И. от раскулачивания освобожден (из личного дела). Основание: Ф.Р. — 684.Оп.1.Д.159.Л.4,6;Д.157.Л.19.

 После ссылки Иван Иванович вместе с женой и дочерьми Антониной и Наташей уедет в г. Баку, куда в поисках лучшей доли в конце тридцатых годов уезжали многие его земляки. Там и проживет всю оставшуюся жизнь.

 Почему и по какой причине его сын Владимир Иванович был осужден в конце тридцатых годов, пока выяснить не удалось. Неоднократные запросы в Главный информационный центр МВД РФ остались без ответа. Подобные справки выдаются только близким родственникам. Я же, внучатый племянник его двоюродного брата, таким не являлся.

 Фронтовая биография В. И. Кособокова была недолгой. Воевал он всего полтора года. Но и этого времени хватило для того, чтобы доказать, что, несмотря на все превратности судьбы, гонения и преследования со стороны власти, он оказался достойным сыном своей страны, умелым и отважным бойцом. Начинал он свою боевую службу электромехаником 40-го гвардейского полка 11-й гвардейской стрелковой дивизии, участвовал в боях на Курской дуге. 26 августа 1943 года был ранен. Согласно истории болезни, которую удалось найти в архиве военно-медицинских документов г. Санкт-Петербурга, «…Кособоков Владимир Иванович, 1918 года рождения, получил сквозное осколочное пулевое ранение (разрывная пуля) пястно-запястого сустава и межфалангового сустава 1-го пальца правой кисти, по поводу чего находился на излечении ДПМ 11 гв. сд 26.08.43., 2 МСБ с 26.08.43; ряде госпиталей, а с 19 сентября 1943 года в ЭГ 2874, из которого выбыл 08 октября 1943 года в часть годным к строевой службе».

 Основание: подлинная история болезни № 2896 ЭГ 2874; карточка учета раненых и больных № 2896 ЭГ 2874.

 Так он после выздоровления оказался на пересыльном пункте 1 гвардейской армии, откуда был направлен в 113-й запасной стрелковый полк и после недолгого пребывания в нем в составе маршевой роты прибыл в 867-й Прикарпатский стрелковый полк 271-й Горловской Краснознаменной, ордена Богдана Хмельницкого стрелковой дивизии. После непродолжительной учебы сержант Владимир Кособоков был зачислен в минометную роту на должность командира расчета. 10 марта 1944 года он был снова ранен. На этот раз легко. От госпитализации он отказался, остался в строю. Продолжил воевать. За свои подвиги в июне 1944 года был награжден медалью «За отвагу». Строки полкового наградного приказа № 016/н от 10.06.44 г., как всегда скупы и кратки: «Командир расчета минометной роты сержант В. И. Кособоков в боях с немецко-фашисткими захватчиками 26 мая 1944 года в районе за с. Тлуманчик, во время выполнения задачи по разведке, огнем из своего миномета, прикрывая наступление и отход группы захвата, уничтожил пулеметную точку с расчетом и 4 солдата противника».

 В этом приказе местом призыва указан Руднянский РВК Сталинградской области. В то время подобные ошибки случались часто. Штабные писари, чтобы не утруждать себя дополнительной проверкой, а порой и просто из-за невнимательности, считали и записывали место рождения и военкомат призыва одним районом. В случае с В. И. Кособоковым такая ошибка была допущена не один раз.

 Через 2 месяца, в начале августа 1944 года, война для младшего командира сержанта Владимира Кособокова закончилась. На этот раз ранение оказалось тяжелым. После несколько месяцев лечения в госпитале был комиссован и направлен домой к родителям в столицу солнечного Азербайджана. Вот как это отражено еще в одном документе военно-медицинского архива г. Санкт-Петербурга:

 «Сержант 867 сп 271 сд Кособоков Владимир Иванович, 1918 года рождения, на фронте Великой Отечественной войны 02 августа 1944 года получил огнестрельное пулевое ранение правого локтевого сустава, по поводу чего находился на излечении в ЭГ 3684, из которого выбыл по месту жительства.

 16 декабря 1944 года военно-врачебной комиссией по ст.49 гр. Первой Расписания болезней Приказа НКО СССР № 336 1942 г. по поводу анкилоза правого локтевого сустава вследствие обширного кожно-мышечного рубца после пулевого ранения, осложненного газовой инфекцией, признан негодным к военной службе с переосвидетельствованием через 12 месяцев. Сведений об освидетельствовании ВТЭК нет.

 Примечание: призван Осинским РВК Молотовской обл. 10.05.43 г. (так в документе). Адрес родных: г. Баку, ул. Ахмедлинская, д. 7, отец – Кособоков Иван Иванович».

 Основание: свидетельство о болезни № 1301 ЭГ 3684 за 16.12.1944 г.

 Сегодня можно только предполагать, вручена ли была вторая награда — орден Славы 3 степени — отважному уроженцу хутора Новоконопляное. Наградной лист на него был заполнен 17 августа 1944 года. Командир 867- го стрелкового полка майор Данилевский представлял отважного минометчика к ордену Красной Звезды. Но в штабе дивизии решили наградить Владимира Ивановича другой, не менее почетной и высокой наградой — орденом Славы 3 степени. Это произошло 20 августа 1944 года, когда сержант Кособоков уже находился на излечении в госпитале. Вручили ему заслуженную награду или нет, можно только гадать. В 11 отделе ЦАМО РФ, где находится на хранении карточка награжденного, посмотреть ее не удалось, и снова по причине, что я не являюсь его ближайшим родственников. Орденом Славы 3 степени сержант Кособоков В. И. был награжден за то, что: «в наступательных боях с 23 июля 1944 года тов. Кособоков со своим расчетом минометным огнем под селом Понари и Слободка Лесная уничтожил и вывел из строя 2 пулеметных точки и минбатарею противника. В селе Красное, перерезав шоссейную дорогу, забросав ручными гранатами отходящие мехчасти противника, вывел из строя и захватил 4 автомашины, 4 зенитные пушки, 2 мотоцикла. Взято в плен 14 венгерских солдат и уничтожено 30 солдат и офицеров».

 Основание: приказ 271-й стрелковой дивизии № 025/н от 20 августа 1944 г.

 Вот так, не щадя своей жизни и крови, воевал Владимир Иванович Кособоков. В 1931 году ему было всего13 лет, когда его вместе с родителями выслали из родного хутора. Лишили всего нажитого годами и тяжелым трудом имущества, дома, обрекли на страдания и мучения, лишили свободы передвижения. Словом, причин для обиды и нелюбви к Советской власти у Владимира Кособокова было достаточно. Но, когда над страной нависла опасность ее порабощения фашистами, он встал в строй вооруженных защитников и, пока руки держали оружие, честно и добросовестно выполнял свой ратный долг.

 Как сложилась его послевоенная жизнь, можно только гадать. Но доподлинно известно, что она прошла в г. Баку, в доме родителей. Приезжал ли он в родные края, тоже неизвестно. Моя бабушка и мама, как и мой прадед Николай Иванович Кособоков с женой Акулиной Петровной, никогда о своем племяннике Владимире Ивановиче не вспоминали. Какой была его последующая жизнь, короткой или длинной, опять же можно только догадываться. В 1985 году, когда страна отмечала 40-летие Великой Победы, все герои войны, оставшиеся в живых фронтовики были награждены орденом Великой Отечественной войны. К сожалению, в юбилейной картотеке награжденных Кособоков Владимир Иванович не значится.

Николай Камшекин, подполковник запаса, военный журналист.

 Автор выражает огромную благодарность жителю села Ильмень Николаю Ивановичу Дроботову за помощь в подготовке данной публикации.

Фото: https://pamyat-naroda.ru/

58