Меню
16+

Общественно-политическая газета «Трибуна»

05.03.2020 07:34 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 25 от 05.03.2020 г.

На крыльях подвига

 Выдающуюся роль в разгроме немецко-фашистских войск сыграла советская авиация.

 Тяжёлым был начальный период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., но и тогда многие наши бойцы, в том числе авиаторы, бились с врагом, не жалея жизни. Среди них, настоящих героев, были и выходцы из нашего района.

 Шёл третий месяц войны…

 Немцы ожесточённо бомбили Чернигов, город в Советской Украине. Части вражеской пехоты, переправившись через Десну, заняли Дыбельский плацдарм. Фашистская авиация господствовала в воздухе. Но наши самолёты бесстрашно взмывали в небо и вступали в бой с превосходящим противником. Кроме того, надо было преодолеть яростный огонь зенитной артиллерии.

 В одном из авиазаходов был подбит советский самолёт. Из кабины, по свидетельству очевидцев, выпрыгнули два лётчика, а третий остался вести самолёт на вражескую цель. В самолёт попал ещё один снаряд…

 Подбитая машина упала на небольшой речной остров Брекель. С годами её заволокло в половодье илом, песком, ветками. Лишь в 90-ые гг. ХХ века побывали здесь поисковики. Выяснилось, что подбитый в бою 6 сентября 1941 г. советский самолёт – один из первых цельнометаллических бомбардировщиков, спроектированный в КБ Туполева, модель 1935 г. Командиром экипажа был Михаил Павлович Комочков, 1917 года рождения. Именно он оставался в кабине до конца. Родители лётчика-героя жили в селе Большое Судачье. У Павла Семёновича и Евдокии Петровны Комочковых было семеро детей: Пётр, Николай, Михаил, Мария, Любовь, Иван и Евдокия. Пётр, Миша и Мария ушли на войну. Домой вернулась лишь дочь. Долгие годы Михаил считался без вести пропавшим.

 М. П. Комочков думал стать агрономом, окончил сельхозтехникум. Но потом его увлекло общее стремление комсомольцев связать свою судьбу с авиацией, с защитой Родины. Пять лет учился в лётной школе. Весь предвоенный год оттачивал лётное мастерство. Три месяца воевал храбро и мужественно. Погиб молодым и красивым. Осенью 2001 года Любовь Павловна Каньшина, родная сестра погибшего героя, с сыновьями Александром и Михаилом, названным в честь брата, побывали на месте гибели родного человека…

 Память о лётчике-герое, нашем земляке, священна! Замечательные краеведы М. Н. Битюцкий (газета «Трибуна», Руднянский р-н, Россия), Г. Алентьева (газета «Перекрёсток», г. Белая Калитва, Украина) посвятили М. Комочкову свои краеведческие заметки.

 От Сталинграда до Берлина

 Дмитрий Васильевич Смаглиев родился 12 февраля 1918 г. в Ильмене. Окончил Ильменскую семилетнюю школу и педагогическое училище в Рудне, преподавал в сельской школе. В 1939 г. поступил в Балашовский учительский институт, но через год был призван в армию. В начале войны направлен в лётную школу г. Можайска. С июня 1942 г. служил в 746 авиационном полку дальнего действия под Москвой. Был стрелком на тяжёлом бомбардировщике. За время боёв совершил 491 ночной вылет. Бомбил немцев под Москвой, Ленинградом, в Сталинграде. Участвовал в освобождении Будапешта, Бухареста, принимал участие в Берлинской операции. Д. В. Смаглиев награждён медалями «За оборону Ленинграда», «За оборону Сталинграда», орденом Отечественной войны I степени.

 Людмила Глухенькая, ведущий методист музея-заповедника «Сталинградская битва», рассказала о том, что в фондах музея хранятся награды нашего земляка Д. В. Смаглиева, участника уникального перелёта в Берлин (зима, 1943 г.) экипажа самолёта Р-7, в составе которого он был воздушным стрелком и выполнял секретное задание Главного политического управления Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА).

 Враг был разбит под Сталинградом. И правду о триумфе наших войск надо было донести до Германии, до Европы, до всего мира. Нужна была, как бы теперь сказали, своеобразная «информационная бомба». В ночь с 5 на 6 февраля 1943 года с аэродрома в Раменском Московской области поднялся четырёхмоторный самолёт (командир – Герой Советского Союза С. С. Сугак, экипаж – 11 человек). До Берлина – огромное расстояние, линия фронта, вражеская территория. Во время полёта отказали два мотора. Жуткие погодные условия зимнего времени. Но задание было выполнено: в районе Берлина сброшено восемь миллионов листовок, рассказывавших о разгроме немцев и их союзников под Сталинградом, о пленении сотни тысяч фашистов и самого командующего 6-ой армией фельдмаршала Паулюса. «Возвращение домой было не менее тяжким испытанием, посадка в Раменском была в условиях аварийного состояния самолёта», — вспоминал Дмитрий Васильевич. Экипаж самолёта проявил беспримерное мужество, стойкость и невиданную силу духа…

 Д. В. Смаглиев много лет преподавал в начальных классах Лемешкинской средней школы; потом переехал в Волгоград, ушёл из жизни 19 ноября 2013 г. О таких отважных лётчиках, как он, мы будем помнить всегда!

 Герой из Лемешкинского района

 Было бы несправедливым забыть ещё одного боевого лётчика. Подколоднов Виктор Гаврилович (1918 г. рождения) был первым Героем Советского Союза в родной эскадрилье. Воздушный разведчик и истребитель капитан (затем майор, командир звена, потом – эскадрильи) Подколоднов выполнял самые сложные боевые задания. Он сфотографировал тысячи квадратных километров оккупированной врагом территории, замаскированные в балках танки, скрытые аэродромы противника. Подколоднов В. Г. награждён орденом Ленина, орденом Красного Знамени, орденом Отечественной войны. Указом Президиума Верховного Совета СССР 8 сентября 1943 года удостоен звания Герой Советского Союза. Пал смертью храбрых в воздушном бою. Похоронен в октябре 1944 года в г. Ковель (Львовская область, Украина). Ныне Подколоднов В. Г. числится в «Книге памяти» Жирновского района Волгоградской области. Но призывался в Красную Армию Виктор из села Рыбинка Лемешкинского района. Призыв оформлялся Лемешкинским райвоенкоматом Сталинградской области. Отец Виктора работал председателем колхоза «Красный пахарь». К сожалению, границы районов поменялись. В 1959 году Лемешкинский район был расформирован, село Рыбинка отошло к «молодому» Жирновскому району. Но в Лемешкинской школе, где учился будущий Герой, чтут память своего воспитанника. Здесь, в музее (организатор музея – Павленко М. А., нынешний руководитель музея – Прудникова Т. В.), оформлен мемориальный уголок памяти Подколоднова В. Г. Он, по историческим меркам, считается нашим земляком.

 И танки бывают крылатыми

 Рыбянец Виктор Михайлович – лётчик 3-ей Воздушной Армии Прибалтийского и Белорусского фронтов, участвовал в освобождении от немецких захватчиков Латвии, Литвы, Восточной Пруссии (г. Кенигсберг). Дважды родители Виктора Михайловича получали «похоронку». Командир по лётной службе Александров после войны написал книгу «Крылатые танки». Вот как в ней описаны подвиги нашего земляка: «Август 1944 года. Наши самолёты атакуют немецкие танки. Рыбянец увидел их большую группу. Уничтожил три танка и несколько автомашин с солдатами. За этот бой он получил орден Красного Знамени…. Октябрь 1944 года. Рыбянец уничтожил немецкий бронепоезд, но в самолёт попало два снаряда. Это было в небе под Латвией…». Пришлось посадить машину на вражеской территории. Лётчик успел выскочить из кабины. Через минуту самолёт взорвался. Виктор Михайлович скрылся в ближайшем хуторе. Латыши Александр Якумович и Цилия Маттисовна Рунд сначала прятали советского лётчика в подвале сарая. Через некоторое время немцам они сказали, что это их батрак, немой с рождения. Виктору пришлось играть роль немого. Потом хозяин тайно отвёл лётчика к линии фронта. Командир авиадивизии Александров был крайне удивлён, когда вдруг перед ним предстал молодой лётчик и отрапортовал: «Младший лейтенант Рыбянец вернулся с боевого задания».

 Потом был снова бой в небе над Кенигсбергом. Виктору Михайловичу пришлось выбрасываться с парашютом и вновь на вражеской территории. Ранение руки. Гангрена. Ампутация…

 После войны окончил юридический институт. Много лет работал прокурором Руднянского района. Не все знали, что наш прокурор – лётчик, герой. А «летающими танками» в годы войны считали самолёты ИЛ-2. Немцы называли их «чёрной смертью».

 По маршруту: «Большая земля – партизанский аэродром»

 Василий Степанович Ползунов родом из села Матышево. До войны окончил Тамбовское лётное училище, служил в гражданской авиации. Когда началась война, рвался на фронт. И только в мае 1942 г., как пишет белорусский журналист Е. Львович, Василий Степанович «в некоторой степени прикоснулся к боевым действиям». Вряд ли дальнейшую военную судьбу гражданского лётчика Ползунова можно назвать «прикосновением» к фронтовой жизни. На самолёте ПО-2 он совершил более двухсот отважных вылетов через линию фронта. Партизанам доставляли боеприпасы, медикаменты, газеты, листовки, продукты питания, обмундирование, секретную документацию, диверсионные группы. На Большую землю переправляли раненых и детей. Вылеты, как правило, были ночными. Партизаны обозначали места посадки тускло мерцающими фонарями, небольшими кострами. А иногда приходилось сажать самолёт при лунном свете. Фашисты с особым усердием охотились за самолётами, обнаруживали партизанские аэродромы, стремились ликвидировать партизанскую аэродромную сеть. Нужно было быть необычайно мужественным человеком, чтобы в меняющейся боевой обстановке находить правильное решение и успешно приземлять самолёт в просеке, на замёрзшем озере, на заснеженной поляне.

 В одну из ночей Ползунов В. С. на своём маленьком и вёртком ПО-2 четырежды пересекал фронт, чтобы спасти воспитанников детского дома из Полоцка, которых гитлеровцы планировали использовать в качестве доноров. За героизм и мужество, проявленные при спасении детей-сирот, Ползунов В. С. был награждён орденом Красного Знамени.

 Заметим, что у гражданского лётчика боевых наград, как у настоящего фронтовика: два ордена Красного Знамени, Орден Отечественной войны I степени. К этим высоким наградам в послевоенное время добивались орден Трудового Красного Знамени, два ордена «Знак Почёта». В 1974 году наш земляк стал Героем Социалистического Труда. Он избирался депутатом Минского городского Совета, стал командиром лайнера ТУ-124, заслуженным пилотом СССР, наставником молодёжи.

 Такими людьми гордилась Страна Советов! Это настоящие герои – пример нынешним и будущим поколениям!

 Без них самолёты не взлетают

 Огромное значение для лётчиков и их машин имеют специалисты-наставники, специалисты-технари, аэродромная служба. Немало наших земляков осуществляли и эту важную работу, без которой не было бы боевых вылетов. Так, известный в нашем районе руководитель, председатель колхоза им. Свердлова (с. Ильмень) Гатыжский Василий Николаевич занимался подготовкой лётных кадров. Агапов Павел Данилович, военрук Руднянской средней школы, был стрелком, авиамотористом, командиром взвода лётной школы. Петров Николай Дмитриевич, заведующий Руднянским районо, служил техником по обслуживанию самолётов-бомбардировщиков. Сумарокова Ольга Сергеевна после войны окончила мединститут и работала в Рудне детским врачом, а в военные годы после обучения на курсах служила водителем в роте обслуживания аэродрома. Эти и многие другие скромные труженики – бойцы, красноармейцы — внесли свой важный вклад в наше общее дело разгрома фашистских захватчиков.

 Честь им всем и слава!

 Крылья их подвига, крылья Великой Победы до сих пор осеняют наши души и сердца!

В. Гончаров.

 Выражаю искреннюю признательность работникам Руднянского историко-краеведческого музея за предоставленные для изучения материалы о лётчиках-земляках.

Фото: https://topwar.ru/145453-den-voenno-vozdushnyh-sil-den-vvs-rossii.html

23