Меню
16+

Общественно-политическая газета «Трибуна»

24.04.2020 13:52 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 48 от 28.04.2020 г.

Наставники из поколения победителей

Степурин Михаил Фёдорович.

 Мне и моим сверстникам повезло. Нам, родившимся в первые годы после Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., посчастливилось быть современниками победителей фашизма. Это были наши родители, дедушки и бабушки, старшие братья и сёстры, односельчане.

 Фронтовики и труженики тыла вели себя чрезвычайно скромно, никогда не выпячивали свою геройскую роль. Спасибо школе, пионерской и комсомольской организациям, которые с детства делали нам «прививку» патриотизма, интернационализма и уважения к старшему поколению.

 Но мы не только по рождению, по крови, по воспитанию в семье и школе связаны с поколением победителей. Многим из нас посчастливилось работать в трудовых коллективах, где костяк, здоровое ядро составляли недавние фронтовики, труженики тыла, дети войны. Это были люди особой советской закалки. Они прошли много испытаний и трудностей, но никогда не унывали, не падали духом, были чрезвычайно трудолюбивы и ответственны.

Адкина Пелагея Степановна.

***

 Считаю, что в моей биографии, в судьбе моего поколения ветераны сыграли особую, может быть, главенствующую роль. Наши учителя в период учёбы в школе – фронтовики и труженики тыла. Я им безмерно благодарен. Часто вспоминаю Носова А. И., учителя истории и физкультуры, партизана в период войны. Инвалидом пришёл с фронта учитель труда Яковенко И. П. Журавлёва Сусанна Саввична, замечательный учитель немецкого языка, директор вечерней школы рабочей молодёжи, приехала в село с нашим земляком, которого спасла на фронте от верной гибели…

 А коллектив Осичковской восьмилетней школы, куда мы с Лидией Васильевной прибыли в 1968 г. на работу после окончания института, был практически весь ветеранским. Романтеев Н. Н., учитель начальных классов, — инвалид войны, Кащавцев Н. П., учитель истории, завуч, — инвалид войны, Кащавцева Т. И., учитель немецкого языка, — фронтовичка. Лемешкина А. И., Рзянина П. А., Будкова Р. С., Романтеева Е. П., Рзянин И. И. – труженики тыла. Это были дружные, добрые и работящие люди. При этом, условия работы складывались непростые: школа располагалась в 4 зданиях, отопление зимой было печным и не всегда эффективным. Уборщицы (технички) в школе были одновременно истопниками. Их труд был необыкновенно тяжёл. Основное здание практически рушилось. Свою директорскую работу я начал с того, что в классах, чтобы не рухнули потолки, организовал установку подпорных столбов. Калюжный С. А., председатель колхоза им. Ленина, не раз при мне говаривал: «Надо было не дом культуры сначала строить, а школу»…

 Несмотря ни на что, мы, молодые специалисты, приняты были тепло. Ветераны-педагоги окружили нас, как родных, заботой и вниманием. Весьма терпимо и уважительно они относились и к требованиям нового и юного директора (мне было чуть более двадцати одного года от роду). Постоянную поддержку школе оказывал Калюжный С. А., из сельских учителей, тоже фронтовик, а также секретарь парткома колхоза Яблочкин А. И., недавний районный комсомольский вожак.

Кащавцева Тамара Ивановна.

 Учителя были активными общественниками. Тамара Ивановна Кащавцева заряжала всех энтузиазмом, подавала пример селянам в цветоводстве, активно сотрудничала с районной газетой. Иван Иванович Рзянин бессменно возглавлял партийную организацию учителей-коммунистов. Анна Ивановна Лемешкина хорошо пела, постоянно принимала участие в сельской самодеятельности, в местных и выездных концертах. Секретарём парткома колхоза имени Ленина был избран бывший директор Осичковской школы Тютюнников Н. Е.. Благодарное чувство к ветеранам-педагогам из Осичков останется в моём сердце навсегда.

***

 В 1971 году нас перевели на работу в Ильменскую среднюю школу. Здесь тоже работали учителя-фронтовики. Шашкин Н. Ф. и Поляков А. С. преподавали русский язык и литературу, Иванченко И. Я. – немецкий язык и пение. Из рядов Советской Армии прибыл на должность военрука офицер-отставник Андрианов И.Ст. Старшее поколение (предвоенное, военное, раннее послевоенное) представляли в школе учителя Улановская Т. П., Гатыжская А. И., Октябрьская М. М., Ревенко Дм. Гр., Кошевой Г. И., Бондаренко Т. А. (завуч), Маюрченко Т. Ст. (организатор внеклассной работы), Шашкина В. С.; Ревенко А. М.; Яицкие Ф. В. и С. В.; Андрианова А. И.; Сакаева В. И. Мы (Гончаровы, Спиридоновы, Смаглиева Н. И., Плющенко Е. Ф.) считались тогда молодыми педагогами. Вместе с ветеранами проводили системную героико-патриотическую работу в школе и селе. Пионеры особое внимание уделяли тимуровскому движению (помощи ветеранам селянам в домашней работе). Во всех классах проводились уроки мужества, посвящённые памятным датам истории Великой Отечественной войны. На встрече с фронтовиками выступали не только учителя, но и селяне-земляки. Однажды в школу приехал гость из Туркмении, красноармеец – свидетель бомбёжки на железнодорожном разъезде Ильмень осенью 1942 г. Любили дети встречаться с Малолетенко Григорием Алексеевичем, боевая биография которого началась на Халкин-Голе (1939 г.). С интересом пионеры участвовали в игре «Зарница», а комсомольцы – в игре «Орлёнок».

 Колхоз имени Свердлова (председатель Гатыжский В. Н.), профком колхоза финансировали проведение экскурсий школьников в города-герои. В первую очередь, в Волгоград, а также в Москву, Ленинград, Киев. Дети много читали и активно обсуждали в библиотеках и школе книги о пионерах и комсомольцах – героях борьбы с фашистской ордой. Оформлялись музеи, залы, уголки боевой славы.

 Жизнь в школе кипела с утра до вечера. Все были заняты делом большой значимости. И, несмотря на возраст, ветераны были активным звеном в этой общей работе. Каждый из этих замечательных людей обладал тем или иным талантом, который привлекал внимание людей, делал общение в сельской среде более добрым и искренним. Иван Яковлевич Иванченко прекрасно играл на мандолине и скрипке. Алексей Сергеевич Поляков слыл опытным охотником и рыболовом. Николай Фёдорович Шашкин красиво (можно сказать: «галантно») вальсировал на наших школьных вечерах. Местный краевед, выпускник Ильменской школы Дроботов Н. И. нашёл архивные данные о службе в Красной Армии коммуниста Шашкина Н. Ф. Его фронтовая жизнь началась в августе 1941 г. На тот момент парню исполнился 21 год. Воевал на Крымском, Северо-Кавказском, Степном, Воронежском, 2-ом Украинском и 1-ом Украинском фронтах. 9 апреля 1945 года награждён медалью «За боевые заслуги».

Марченко Людмила Яковлевна.

  А Поляков А. С. оставил воспоминания о своём участии в Сталинградском сражении. Лейтенант Поляков был командиром взвода в 143 отдельной стрелково-морской бригаде под командованием полковника Русских. 26 ноября 1942 г. Алексей Сергеевич был ранен и попал после долгих мытарств в Руднянский госпиталь. Потом снова фронт, служил до марта 1946 г.

 Вспоминаю о всех старших коллегах по Ильменской школе с чувством большой и искренней признательности за совместную работу.

***

 Несмотря на накопленный в Осичках и Ильмене опыт педагогической и административной деятельности, работать в Руднянской школе (1974-1982 гг.) мне было нелегко. Масштабы были не те: втрое больше учеников, учителей и родителей. Но и здесь помогали ветераны, они точно были надёжной опорой.

 В тот период в Руднянской средней школе трудились участник войны Петров Н. Д., Долганов Н. В., Куликов А. И., Агапов П. Д., Скорицкая (Шевченко) В. П., Кудло П. И. Уже был на заслуженном отдыхе, но активно участвовал в жизни школьной парторганизации КПСС Бадаква И. Я, инвалид войны.

 В Руднянском районо работали инспекторами ветераны Косов И. А. и Моловствов М. И. Каждый из этих педагогов был личностью. Своим участием в войне никто не кичился. Но чувство человеческого достоинства было для каждого характерно. Все они были мастерами своего дела, высококлассными специалистами. Не менее заслуженными педагогами были труженики тыла, а также те, кто детьми пережил ужасы военного лихолетья. Учителя Руднянской средней школы отличались высоким уровнем методической подготовки. Особенно те, кто окончил Руднянское педучилище, которое в течение более чем двух десятилетий славилось в округе своими замечательными кадрами. Наше педучилище закончили Голик Пр. Вас. (в 2019 году ветеран педагогического труда отметила своё 95-летие); Колбасникова К. И., Шевченко В. П., Степурин М. Ф., (в будущем – Заслуженный учитель России); Стельникова М. М., Чекменёва Л. Ф., Аксёнова Т. С. и многие другие.

 Настоящими мастерами педагогического труда были многие: учителя-филологи Галюта А. В., Николаева Л. М., Коробкова А. П., Ольхова В. В., Овсянникова П. И.; математики – Гаврилов В. А., Сорокина В. И., Заслуженный учитель России, Ермичёва Н. В., Гаценко А. Ст., Морозова Л. Г.; учителя иностранного языка – Гатыжская А. Н., Сорокина Э. Н., Коженкова В. П., Леонтьева З. И.; географ Верба Ю. Я… К сожалению, всех перечесть невозможно.

 По фронтовым биографиям учителя Руднянской школы – настоящие легенды. Петров Н. Д. и Агапов П. Д. служили на военных аэродромах. Петров Н. Д. – в авиаполку дальней авиации, который чуть ли не с первых дней войны бомбил Берлин. Долганов Н. В. – разведчик, не раз переходил линию фронта. Скорицкая В. П. и Косов И. А. – участники Сталинградской битвы. Кудло П. И. служила в Руднянском госпитале, который ушёл после Сталинградского сражения вслед за фронтом. Жаль, что теперь никого уж нет в живых. А тогда все мы, представители разных поколений, «отцы и дети», горели работой, жили дружно!

 Это были люди, убеждённые в том, что детей надо воспитывать в труде, в полезной деятельности, что знания человеку нужны, как винтовка в бою. У нас был отличный пришкольный участок – учебно-опытный огород на совхозной плантации. Здесь руководили летом учащимися 5-7 классов славные учителя биологии, сельхозтруда, воспитатели группы продлённого дня: Зинченко Н. И., Иванова А. Н., Кособокова Р. С., Бочкова Л. Я., Нестерова И. Ф. и др. Н. И. Зинченко, кроме того, руководила школьным лесничеством. А наши замечательные «трудовики» Митякин В. Б., Лемешкин Ю. Ф., Долганов Н. В., военрук Агапов П. Д. занимались организацией работы ученической производственной бригады и летнего палаточного лагеря труда и отдыха. А сколько этим мужчинам приходилось решать хозяйственных и ремонтных вопросов в школе! Были они людьми безотказными, работали бескорыстно.

Елисеев Фёдор Иванович.

 В те годы большой вклад в краеведение, в создание Руднянского районного музея внесли учителя: ветеран-пенсионер Тетерин Н. В., преподаватель географии Штанникова С. Л. Экскурсии и походы по родному краю тогда были обязательной частью многогранной летней работы школы с детьми.

 Руководители школы курировали деятельность детских общественных организаций: директор школы – комсомольской организации, завуч школы Петров Н. Д. – пионерской организации; завуч Степурин М. Ф. — организации октябрят в начальных классах. Методом народной стройки в школьном дворе был построен подземный тир для стрельбы из мелкокалиберной винтовки. Школа была на пике своих спортивных достижений. Волейбольная команда юношей стала чемпионом Волгоградской области. Спортивную честь школы отстаивали тогда замечательные старшеклассники-волейболисты: Харинин И., Воронин И., Тюлюкин А., Баскаков А., Володин В., Шевченко В. и многие другие. В школе работали увлечённые своей профессией учителя физкультуры: Агапова М. Ф., Ерохин А. Г., Зенкин В. С., Беляков Ю. Е. В школе имелось до 120 пар лыж. На лыжную прогулку одновременно могли выходить 3-4 класса. Энтузиастом лыжных соревнований в посёлке был Бородай И. М., учитель, завуч, а затем и директор Щелканской школы.

 Сегодня, на мой взгляд, вопросы физической подготовки и здоровья детей становятся очень актуальными. Можно сказать, что они обостряются из-за недостатка трудовой и физической деятельности в школьном возрасте, сидячем образе жизни детей у компьютеров.

 Споров о том, что должна делать школа: обучать или воспитывать – не возникало. Мы были единодушны во мнении, что образование есть единый процесс обучения и воспитания. Умелая работа учителей на уроках дополнялась разнообразной внеклассной и внешкольной деятельностью коллектива. Упор делался на учёт интересов детей и развитие их способностей. Умело руководили этой деятельностью школы организаторы внеклассной и внешкольной работы Верба Р. П. и Стельникова М. М. Они воспринимались нами, молодыми тогда специалистами, как весьма опытные и знающие педагоги. Мария Матвеевна, кроме того, девятнадцать лет руководила партийной организацией педагогов – коммунистов.

 Учителя и классные руководители, старшие пионервожатые (Архипенко Г. В., Скрипникова Н. В., Дворнова Т. А.) и воспитатели группы продлённого дня, пришкольного интерната (руководитель методобъединения Соловьёва О. В.), руководители кружков, секций, факультативов, клубов, лекториев, школа и семья, родительский комитет совместно, в сотрудничестве решали задачи обучения и коммунистического воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма, интернационализма и трудолюбия.

 Неоценимый вклад в эту работу внесли ветераны войны и труда. Низкий им поклон за активную позицию и жизненную науку.

***

 Участниками войны – фронтовиками, тружениками тыла, детьми войны были тогда и многие руководители школ, которые оказывали нам, молодым специалистам, постоянную помощь. Их поддержка была особенно ценной: она исходила от людей, не только имеющих большой педагогический опыт, но и прошедших такие испытания на войне, перед которыми блекли трудности наших будней. Необычайно велика была сила их жизненного примера.

 Районный отдел образования сплачивал нас, объединял для решения задач, которые ставила тогда Коммунистическая партия перед советской школой. Не скрою, что до сих пор с благодарностью вспоминаю о положительной роли в становлении руководящих кадров моего поколения, райкома КПСС (Споденюк Н. М., первый секретарь РК КПСС, из учителей, фронтовик); исполкома районного совета депутатов (Нестеров Л. И. – председатель исполкома, фронтовик).

Петров Николай Дмитриевич.

 Надо было обеспечить всеобщее восьмилетнее (затем девятилетнее) образование детей. Вскоре уровень требований возрос: внедрялось всеобщее среднее образование (10-11 классов). Установка партии была ясной и нелёгкой: «Учить всех, учить каждого, учить хорошо!». Положительный пример в этой работе всегда показывали ветераны, директора школ и их заместители: Алексеев В. И., Абраменко А. М., (с. Подкуйково), Лемешкин П. И., Елисеев Ф. И., Лемешкин Ф. Я., учитель истории, организатор внеклассной работы, энтузиаст-краевед (с. Лемешкино); Бочков В. А., Косов И. А., Третьякова З. И. (с. Козловка); Лапин М. И., Степурин М. Ф., Петров Н. Д., Верба Р. П. (р. п. Рудня); Стельникова М. А., директор вечерней школы рабочей молодёжи (р. п. Рудня); Адкина П. Ст., Заслуженный учитель России, Марченко Л. Я., Заслуженный учитель России, Колесникова Е. Г., отличник народного образования России и Советского Союза, Рябова В. В., Боченина А. Г., Бородай И. М. (пос. Щелкан); Романов Н. Е., Лобач Т. П. (с. Лопуховка); Ежов Н. И., Животков П. М. (с. Громки); Куделин П. Ф., Бондаренко И. А., Дубинин А. И. (с. Большое Судачье); Гриценко А. Д., Цурихин В. А., Голованов А. Е., Мохова Т. В., Масюк М. В., отличник народного образования РСФСР и СССР (с. Матышево).

 В этой славной когорте были настоящие герои войны. Так, Ежов Николай Иванович, необыкновенно скромный в обыденной жизни человек, за подвиги в боях с фашистами был дважды награждён высшей воинской медалью «За отвагу». Этой же награды был удостоен на фронте завуч, а затем директор Лемешкинской школы Елисеев Фёдор Иванович. Инвалидами пришли с фронта Лемешкин Фёдор Яковлевич и Куделин Пётр Фёдорович. Прежде чем стать во главе педагогического коллектива, многие прошли все ступени профессионального роста в школе. Так, Бондаренко Иван Андреевич работал сначала пионервожатым, потом учителем истории, затем организатором внеклассной работы в Большесудаченской школе. Заканчивал трудовую деятельность директором учебного заведения. Маюрченко Тамара Степановна, дитя войны, тоже начинала трудовую деятельность в Ильменской школе с должности старшей пионервожатой, потом стала организатором и директором школы, отличником народного образования РСФСР и СССР.

 Бережно, с вниманием и заботой старшие товарищи относились к нам, молодым. Не помню никаких насмешек, никаких замечаний, типа «молодо-зелено». Они в нас верили. И это, конечно, тоже придавало сил.

 Выдающуюся роль в истории Советской Родины сыграло старшее поколение, наши отцы и деды. Они разгромили фашизм, мужественно пережив тяготы и лишения военной поры, утвердили мир на земле! Но надо помнить и о том, что победители совершили и трудовой подвиг, возродив Страну Советов из пепла. Неоценимый вклад в судьбу Отечества, воспитание послевоенных поколений, в наше взросление внесли ветераны-педагоги. Низкий им поклон за активную позицию и жизненную науку. Спасибо за Победу, 75-летие которой мы будем отмечать 9 мая 2020 г. Спасибо за отвоёванный мир и доблестный труд!

В. Гончаров.

273