Меню
16+

Общественно-политическая газета «Трибуна»

28.05.2020 07:36 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 58 от 28.05.2020 г.

Памяти О. И. Коваленко

Автор: Н.Стебловский.

 Кто хорошо знал Ольгу Ивановну, согласится: её самой броской характерной чертой была доброта. Казалось, любой, даже незнакомый, человек для неё представлялся родным, что проявлялось в искренней приветливости, уважительности ко всем без исключения. Для большей убедительности сказанного хочется погрузиться в воспоминания школьного времени.

 Наш 9 класс был одним из четырёх в Руднянской школе 1967 года. И именно его сформировали из «разношёрстного состава: самих руднянцев, имевших тогда только восьмилетку щелканцев и ильменцев, ещё разливцев и обучавшихся с проживанием в Руднянской школе-интернате (преобразованной затем в детский дом). Эта разношёрстность была поначалу причиной мелкоконфликтных ситуаций как между внутриклассовыми «группировками», так и межличностных.

 В том юношеском, вспыльчивом, щепитильном возрасте мало ли по какой причине мы могли проявить недовольство к «противной» стороне на уроке, перемене, вне школьного пространства. Едва ли не единственная в довольно многочисленном классе никогда и ни с кем не вступала в зону конфликта Ольга Болтышева. Сама возможность ссоры с ней просто исключалась в силу её светлоособенной природы. Не было случая, чтобы она когда-то к кому-то проявила недовольство, тем более, предъявила претензию.

 Уже тогда Ольга отличалась самостоятельностью, обязательностью, рассудительностью, ответственностью. Ещё по интернату её подруга-одноклассница Наташа Шурыгина (впоследствии Н. Н. Шульженко) вспоминает: придёшь к ней в гости, а она лепит тефтели, готовит суп, в доме чистота, порядок, наведённый её руками. Олина мама работала техничкой в райкоме партии, где проходил весь световой день. У неё было ещё двое младших детей. Поэтому мама возлагала на старшую наиболее важные домашние дела, с которыми та справлялась как взрослая. Вот Наташа и другие подруги удивлялись, по-хорошему завидовали. «Мы, вроде, тоже не были бездельницами, нас тоже приобщали к домоводству, но Ольга во всём этом нас превосходила».

 Привыкшая изначально тщательно выполнять домашние задания, серьёзно относиться ко всем школьным предметам, урокам, она и в дальнейшем никогда не снижала высокий уровень жизненной ответственности, чего бы это ни касалось – работы, общественных нагрузок, быта, дружбы, семьи, участия в художественной самодеятельности, взаимоотношений с односельчанами. Опроси любого жителя Ильменя, знавшего в той или иной мере Ольгу Ивановну, на предмет отношения к ней. Можно гарантированно сказать: отзыв будет в высшей степени положительный. Гарантия, кстати, подтверждается реальным опросом.

 Уместно мнение одного из учеников О. И. Коваленко, ныне руководителя социальной службы района С. А. Улановского. Принято считать, что у каждого учителя есть свой любимый ученик (ученики), как и у каждого школьника есть любимый педагог (педагоги). По утверждению Сергея Алексеевича, все ученики Ольги Ивановны для неё являлись любимыми. И это было взаимно. Причём родители также разделяли симпатии своих детей. Иначе и не могло быть в отношении учителя, сочетавшего в себе лучшие, ярко выраженные качества и педагога, и человека, а именно: душевность, доброта, понимание, порядочность, искренность.

 Некоторым ильменцам до сих пор памятен школьный эпизод более чем 40-летней давности. Ольга Ивановна тогда была ещё молодым – первого или второго года — учителем биологии и зоологии. И вот на её уроке троица ребят, сидящих на последних партах, как бы незаметно, втихаря стала играть в карты. Такое, можно сказать, вопиющее нарушение поведенческой дисциплины не осталось не замеченным преподавателем. В известность был поставлен классный руководитель, который решил наказать нарушителей по-максимуму, вплоть до исключения из школы.

 Для провинившихся ребят дело принимало нешуточный оборот. Они попросили прощение у Ольги Ивановны, полностью признали вину и дали обещание вести себя в дальнейшем примерно, достойно. Но классный руководитель уже привёл в движение карающий механизм и был категоричен в своём намерении показательного наказания. Тогда на защиту искренне раскаявшихся учеников встала сама Ольга Ивановна. Несмотря на молодость, малоопытность, ещё только формирующийся авторитет, она пошла к директору, проявила настойчивость, характер, нашла убедительные аргументы и отстояла бедолаг. Тот урок пошёл им на пользу, а к характеристике учителя О. И. Коваленко добавилось ещё одно ёмкое слово: человечность.

 Путь педагога Ольга Ивановна начала в Лемешкинской школе-интернате с пионервожатой, поступив заочно в пединститут. Возможность очной учёбы отсутствовала. Папа ещё в её детстве трагически погиб и мама одна вытягивала троих детей. Старшая дочь понимала свою ответственность за свою судьбу. И сделала всё, чтобы состояться в жизни и на свою радость, и на радость окружающих, в первую очередь самых близких.

 Однако и в общем коллективе школы Ольга Ивановна вызывала к себе только расположение. В попытке высказаться о её светлом образе директору Ильменской школы Е. В. Чекуновой в траурной речи мешали невольные слёзы. Но они больше слов говорили о человеке, чью жизнь от начала до конца можно отождествлять с пролетевшей по небу звездой.

 Уход из жизни Ольги Ивановны навсегда лишил её самых родных душевного покоя. Она же обрела вечный покой.

9