Меню
16+

Общественно-политическая газета «Трибуна»

11.06.2020 07:35 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 64 от 11.06.2020 г.

В поисках утраченного

Автор: Н.Стебловский.

 Увидев на редакции замок, мужчина явно огорчился. «Так сегодня суббота», — говорю ему с утешительной интонацией. — «Да я знаю, но у нас в городе редакция и в субботу открыта, дежурный всегда на месте», — отвечает незнакомец. — «Ну Рудне далеко до города, хотя она и считается посёлком городского типа», — зачем-то разъясняю ему, предполагая, что на этом наш мини-диалог с мимолётным встречным закончен. Оказалось, наоборот.

 «А я в курсе городского типа Рудни. Я наполовину здешний», — включился в тему мужчина, вызывая к себе интерес. И последовавший ему вопрос «Как это наполовину?» обозначил продолжение беседы. «Всё просто: на лето мы приезжаем сюда, а в зиму возвращаемся в город». Тут уже обуяло профессиональное любопытство: кто это мы и что за чехарда с местом проживания. Спрашиваю об этом незнакомца, давая понять, что расположен к общению. Естественно, мы познакомились и, слово за слово, продолжили разговор у него в машине.

 Александр Степанович хотел в редакции узнать про объявления о продаже домов. Только он ищет дом не совсем обычный — с сохранившейся русской печью. Воспоминания о ней ему не дают покоя в связи с пришедшими вместе со старостью сопутствующими недугами. А с ними, как утверждали в годы детства Александра Степановича его старики, лучше всего справлялась именно русская печь.

 Дед по отцу проводил на ней всё свободное время, прожив 92 года. А бабушка — 98. Она тоже во время хвори предпочитала ту самую печь, которой приписывался секрет долголетия многих представителей того поколения. Самому Александру Степановичу было лет десять, когда в доме разломали печь. Он очень жалел, потому как любил на ней играть с кошкой, читать сказки, присвечивая фонариком, отогреваться после зимних уличных забав. К своим воспоминаниям собеседник приплюсовал и воспоминания жены. Её детство также связано с печью, где было любимое место для игры с подругами, да и без них, в куклы, где взрослые не видели как она тайком маминой помадой красит губы и любуется на себя в зеркало. И кстати, ради жены Александр Степанович занимается поиском дома с сюрпризом для неё, понимая, что результативность поиска ничтожна.

 Рассказ Александра Степановича о себе и жене оказался очень занимательным, особенно в последующей части, когда рассказчик заговорил об истории их знакомства. По молодости он работал водителем на самосвале и летом часто возил сено владельцам скота. Коров тогда держали многие и от спроса на грузовой транспорт не было отбоя. В постоянные клиенты входила супружеская пара далёких родственников. По этой причине, или того требовал обычай, после доставки сена его владельцы помимо денежного вознаграждения всегда усаживали за стол. Угощение, естественно, проходило не на сухую. Бывало, Александр малость «перебирал» и оставался ночевать во избежание неприятностей по дороге домой, а это километра три.

 Жена терпимо относилась к такой ситуации. Во-первых, муж не просто бражничает, а как бы в дело, да и пьёт не за свой счёт. Во-вторых, возвращается не с пустыми руками, приносит дополнительные к заработку деньги.

 Когда не стало того дальнего родственника — он давно побаливал и возрастом намного превосходил Александра, — его вдова не рассталась с хозяйством, также продолжала держать и корову, и мелкий рогатый скот. И также рассчитывала на помощь Александра, в которой он никогда не отказывал. Только теперь уже его жена иначе, с претензией реагировала на традиционное угощение вдовы.

 В очередное лето Александр очень устал с доставкой ей сена, поскольку самому пришлось изрядно поработать вилами. Не мог же он позволить, чтобы женщина одна надрывалась — других помощников у неё тогда не оказалось. Ну и выпил, возможно, лишку, а, возможно, сказалась усталость. Так что заночевал.

 Однако сон был нарушен среди ночи громоподобным визитом жены в дом вдовы. Тот факт, что Александр ночевал на сене в сарае, не возымел на жену успокоительного действия. Она, что называется, рвала и метала, не стесняясь в выражениях. Александр, враз протрезвевший, делал попытки угомонить супругу. Тщетно. Хлопнув на прощание калиткой, она произнесла заключительную фразу: «Домой можешь не возвращаться!». С того дня, или точнее ночи, их семейная жизнь пошла наперекосяк. Потом, когда Александр развёлся, прояснилось, что у его жены ещё до конфликта возник интерес к коллеге по работе. С ним она вскоре и сошлась в гражданском браке. Значит, ей нужен был для развода повод, и Александр его предоставил. Сын поначалу стал на сторону матери, но, уйдя на службу, обозначил свою равнозначную позицию к обоим. И потом, будучи самостоятельным, относился к отцу с должным уважением.

 Когда у Александра возникла проблема с жильём, Надежда — та самая вдова – предложила ему расквартироваться у неё, понимая свою невольную причастность к обстоятельствам. Александр противиться не стал, переехал с нехитрым скарбом. К тому времени дочь Надежды училась в городе, в гости к матери приезжала изредка, и квартирант на новом месте проживания никому помехой не был. Наоборот помогал по хозяйству. Конечно же, людская среда дала волю кривотолкам. И... накаркала. Не сразу — около года спустя, Александр и Надежда решили разменять своё одиночество на простой человеческий союз. Оба понимали, что молва их в покое не оставит, они для сплетен источник изобилия. Тем более, что Надежда значительно старше. Взвесив все «за» и «против», приняли решение переехать хоть куда. На малой родине их практически уже ничего не держало.

 Полученных от продажи дома с хозяйством денег (у Александра тоже были сбережения) хватило на однокомнатную городскую квартиру. Ещё и на пожарный случай осталось. Да и работа в городе быстро нашлась для обоих. Это потом наступили худшие в этом плане времена.

 Когда дочь Надежды выучилась и, выйдя замуж, переехала в Жирновск по месту работы мужа, у Надежды возникла идея приобрести поблизости домик, чтобы не зимой, так летом находиться неподалёку в силу притяжения родной крови. Наиболее подходящий выбор пал на Рудню. В Жирновске и его районе жильё оказалось дороговатым. Вот с тех пор Александр с Надеждой и являются наполовину руднянами.

 Правда, Надежда здесь бывает реже. Она то у дочери гостит, то в городе с болячками разбирается. По поводу её и своих потенциальных недугов Александр Степанович и загорелся идеей русской печи, уже само общение с которой должно иметь оздоравливающий эффект. Только где её сегодня найдёшь, если в угоду современности все эти печи были отправлены в прошлое.

 Мы с Александром Степановичем договорились, что попытка прозондировать почву на этот счёт будет предпринята. А вдруг...

 Свою фамилию и другие данные новый знакомый просил не оглашать. Он до сих пор сыт многолетней давности насмешками земляков. Но ни о чём не жалеет. В трудный период жизни Надежда подала ему надежду на счастливое будущее и оправдала её.

Фото: https://pixabay.com/ru/

6