Меню
16+

Общественно-политическая газета «Трибуна»

16.06.2020 07:40 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 66 от 16.06.2020 г.

Полёт, который не прервать!

 9 июля 1942 года в Рудне произошло событие, которое взбудоражило всех. В небе над посёлком потерял управление и рухнул на землю советский самолёт. Детвора ринулась к месту происшествия. Вспоминают об этом Пахмурин С. Г., Стельникова М. М., ныне пенсионеры, тогда дети войны.

 И сегодня они с горечью говорят о том трагическом эпизоде истории Рудни военных лет. Может быть, живы и другие свидетели той беды.

***

 В самолёте было двое погибших. Их похоронили в центре Рудни, но позже останки перенесли в братскую могилу на гражданском кладбище. И сегодня на одной из памятных плит значится среди захороненных Путивко Павел Ильич, один из лётчиков того самого самолёта…

 Человек он был необыкновенный. Необычна и его судьба. Родился Павел в 1911 году в посёлке Дмитриево Днепропетровской области (Украина). Мечта о полёте, о небе, характерная для многих комсомольцев того времени, привела его в Сталинградскую авиационную школу лётчиков (1930 г.). Юрий Манцуров, автор книги «Сталинградские соколы», пишет о том, что школа меняла свои статусы, в некоторых источниках она числится военным училищем. Первый выпуск был в 1932 году. Тогда это славное учебное заведение закончил будущий легендарный маршал авиации Е. Я. Савицкий. В 1933 году 7-ую военную авиационную школу лётчиков в Сталинграде закончил и Путивко Павел Ильич. Савицкий Е. Я. вспоминал, что звание при выпуске они получали громкое: «красный военлёт». Ю. Манцуров пишет, что Путивко Павел по окончании школы получил звание лейтенанта, а начал службу младшим лётчиком 40-ой истребительной авиационной эскадрильи (83-я истребительная авиационная бригада Белорусского военного округа). Наверное, Путивко был отличным курсантом, так как около двух третей поступивших в авиашколу до выпуска не дошли: не хватило физической и общеобразовательной подготовки, волевых качеств. Павел сумел преодолеть все трудности и добился осуществления своей мечты – летать!

***

 Международная обстановка в 30-е годы ХХ века была взрывоопасной. Капиталистические страны переживали тотальный кризис, «великую экономическую депрессию». Империалисты выход из него видели в войне, они разжигали очаги напряжённости на планете. Фашисты, ударный террористический отряд империализма, рвались к власти. Положительный пример созидательной деятельности СССР вызывал у эксплуататоров ярость, что толкало их к объединению с самыми реакционными силами. В 20-е годы в Италии пришёл к власти фашист Муссолини, в 30-е гг. Германию «демократическим путём» возглавил Гитлер. Милитаристы правили в Японии. Крайне реакционным был режим маршала Пилсудского в Польше. В Испании на выборах победили коммунисты и их союзники – левые партии. Фашисты во главе с Франко подняли мятеж. Началась гражданская война. Антифашисты из многих стран, в том числе из Советского Союза, приняли добровольное участие на стороне левых сил республики в борьбе против франкистов–мятежников. Для Путивко П., комсомольца-добровольца, молодого лётчика, участие в тех событиях стало героической страницей его жизни.

 В Испании Путивко П. И. был пилотом и командиром звена самолётов-истребителей И-16. С ноября 1936 года по 27 мая 1937 года Павел совершил 120 боевых вылетов, сбил три самолёта противника лично и два – в группе. В книге Сергея Абросова «Воздушная война в Испании. Хроника воздушных сражений 1936-1939 гг.» среди лётчиков, одержавших в Испании победы, не раз упоминается и наш герой – П. Путивко. А о бое 12 февраля 1937 года говорится: «У самолёта Павла Путивко, сбившего перед этим один «Хейнкель», перегрелся и заклинил мотор. Лётчик произвёл вынужденную посадку вне аэродрома, не выпуская шасси». При вынужденной посадке Путивко был легко ранен. Но 25 марта 1937 г. при бомбардировке аэродрома Павел Ильич получил тяжёлое ранение в голову. В мае он был отправлен в СССР. За 4-5 месяцев активных боёв двадцатишестилетний лётчик-ас Путивко П. И. заслужил два ордена Красного Знамени (2 января 1937 г.; 7 июля 1937 г.). Опыт, полученный в войне с испанскими фашистами, помог нашему герою отличиться и в войне с гитлеровскими стервятниками в первые месяцы 1941 года.

***

 С 7 мая 1938 года Путивко П. И. служил в Прибалтийском военном округе. Продвигался по службе. В 1939 году получил звание майора, учился на курсах при Военно-Воздушной академии имени Жуковского.

 С 22 июня 1941 года майор Путивко на фронтах Великой Отечественной войны, 12 июля 1941 года – в ВВС Северо-Западного фронта. За период с 22 июня 1941 г. по 26 августа 1941 г. лётчик Путивко совершил 170 боевых вылетов, провёл около 50 воздушных боёв. При этом (по данным в наградных листах) одержал 11 побед лично и в составе группы. Мы знаем, как пострадала советская авиация в начальный период войны. В небе, где поначалу господствовали немецкие асы, были и тогда дававшие врагу отпор «красные военлёты», герои-авиаторы, подобные Путивко П. И.! Вполне закономерно поэтому представление Павла Ильича в феврале 1942 г. к награждению высшим орденом СССР – орденом Ленина. Указ о награждении был обнародован 16 апреля 1942 года. В характеристике, данной командиром 402 истребительно- авиационного полка (ИАП) майором Лысенко и военкомом 402 ИАП батальонным комиссаром Пономарёвым, особо отмечено, что «бесстрашие и дерзость Путивко П. И. в боях по уничтожению фашистских захватчиков вызывали восхищение как своих собратьев по оружию, так и наземных войск… Только при защите Новгорода т. Путивко уничтожил 5 самолётов противника».

***

 Бой 26 августа 1941 г. оказался для Павла Ильича трагиче-ским. Лётчик получил тяжёлое ранение, ему ампутировали правую руку. Это лишило прославленного аса возможности продолжить уничтожение в воздухе ненавистного врага. Но авиацию он бросить не мог! Коммунист Путивко П. И. всё же добивается, подобно А. Маресьеву, лишившемуся ног, возвращения в строй. Павел Ильич был назначен заместителем командира по лётной подготовке 10-го учебно-тренировочного полка. Сокол, лишившись крыла, продолжал полёт. Учил соколят летать, чтобы потом бить врага «за себя и за того парня»…

***

 Кандидат исторических наук Захарченко А. В. (г. Самара, Поволжский филиал института российской истории, 2011 г.) посвятил свои исследования теме: «Аэродромное строительство НКВД СССР в Поволжье накануне и в годы Великой Отечественной войны (1941-1943 гг.)». В статье этого историка говорится: «Уже 8 апреля 1941 года (т. е. – до начала войны, примечание наше) был подготовлен на утверждение в правительстве график строительства 251 аэродрома для Наркомата обороны... Все объекты планировалось сдать к октябрю-декабрю 1941 года. Срок строительства определялся в 6 месяцев!». С началом войны, а затем с приближением линии фронта к территории Нижнего Поволжья, возрастанием роли площадок для базирования запасных и учебных авиасоединений произошло, как пишет А. В. Захарченко, резкое увеличение строительной программы под Сталинградом по оперативным аэродромам, которые предназначались как раз для базирования фронтовой авиации. Устанавливались короткие сроки выполнения задачи.

 Трудности были большие. Постоянно ощущалась нехватка стройматериалов, транспорта (а он был в основном гужевой), людских ресурсов (на каждый строящийся аэродром нужно было от 700 до 1000 рабочих). Остановка требовала расширения учебной сети для подготовки лётного состава. Ещё в июле 1941 года Управление аэродромного строительства организуется при УНКВД Сталинградской области. Заметим: за год до Сталинградской битвы. На областное управление возлагалось строительство 25 оперативных аэродромов. В середине 1942 г. была открыта должность начальника строительства оперативных аэродромов в Сталинградской области. Им стал А. И. Смирнов. Ему поручалось строительство объектов для ВВС Красной Армии от Камышина до Елани.

 В статье А. В. Захарченко помещена таблица (№ 4) «Мобилизация в колхозах Сталинградской области на строительство аэродромов УАС/УНКВД в апреле 1942 г.». Речь идёт о недостаточном внимании сельсоветов и руководства колхозов к нуждам аэродромного строительства. В справке-таблице указаны районы: Камышинский, Неткачёвский, Молотовский (центр – с. Красный Яр), Вязовский, а также – Руднянский и Лемешкинский районы. Представлены данные о выделении на строительство аэродромов людей и подвод. Руднянский район при плане 150 рабочих направил на стройку 98. Лемешкинский район соответственно: 110 и 88. По выделению подвод (телег с лошадьми) обстановка была таковой: в Руднянском районе план – 25, выделено – 21; в Лемешкинском районе план – 25, выделено – 13.

 Выходит, что в Руднянском и Лемешкинском районах были полевые (оперативные) аэродромы, которые могли использоваться и для обучения пополнения лётного состава советской авиации.

 Тема очень интересная и, конечно, требует дополнительных исследований. Можно предположить, что подполковник Путивко Павел Ильич вместе с батальонным комиссаром, председателем парткомиссии А. А. Коловым (он вёл машину) на самолёте УТ – 2 (УТИ – 2) или взлетели с Руднянского аэродрома или перелетали на местный аэродром с какого-то соседнего. Над Рудней у самолёта отказал мотор. Произошла катастрофа. Полёт героического лётчика и его боевого товарища был прерван какой-то трагической случайностью…

***

 Таких прерванных войной жизней на фронте и в тылу было много. Но смерть одного героя не прерывала, а, наоборот, усиливала общее стремление народа к Победе. Не стихали мужественный порыв людей труда и бойцов, общий полёт патриотического духа советского народа, Страны Советов!

 На смену погибшим Путивко и Колову встали их достойные ученики, новое поколение сталинградских соколят. На смену вышедшим из строя в боях танков и самолётов страна день и ночь готовила более совершенную технику…

 …И даже те, кто получал увечья, снова рвались в бой, чтобы быть достойными исторической славы Родины, подвигов своих современников: А. Матросова, комсомолки Зои Космодемьянской, Олега Кошевого, А. Маресьева, Н. Гастелло, В. Талалихина, генерала Панфилова, партизанского командира Ковпака, пионерки Зины Портновой, подводника – офицера Маринеску…

 Был у П. Путивко в истории войны собрат по подвигам и ранению. Лётчик Леонов Иван Антонович в результате тяжёлого ранения лишился левой руки. Добился возвращения в авиацию. Дали ему неказистый самолёт ПО – 2… Но ведь летал! И выполнял боевые задания! С такими людьми наш победный полёт будет вечным! Главное, чтобы у молодёжи, подрастающего поколения было желание, был патриотический порыв брать с героев пример! Мы часто говорим: помнить о героях. Это правильно. Но главное в этой благодарной памяти – брать пример!

В. Гончаров.

 Благодарю Дроботова Н. И., Гончарова А. В. за поиск и подборку фотографий, архивных материалов, книг, интернет-информаций, которые легли в основу очерка. Искренне признателен за постоянную поддержку и содействие в краеведческой работе Желтоуховой А. К., Лемешкину А. А., Ольховой Е. Я., Шевченко В. П.

59