Меню
16+

Общественно-политическая газета «Трибуна»

23.07.2020 07:40 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 82 от 23.07.2020 г.

На флотской волне

Автор: Н.Стебловский.

Лаптев Иван Алексеевич.

 Первое, что бросается в глаза вошедшего в музей посетителя, — флотские шинели с погонами капитана третьего и второго ранга, а также матросская бескозырка на вешалке у входа в административный кабинет. Однако не каждый придаёт этому заинтересованное значение. Но любой бывшефлотец неизбежно обратит внимание на данные экспонаты, как и о факте их появления здесь адресует директору музея вопрос. И выяснится…

 Обе шинели оказались с одного плеча — ныне офицера в отставке В. Г. Граневского, проживающего в Волгограде и имеющего к нашему району опосредованное отношение. Он хороший знакомый уроженца и полупостоянного жителя Сосновки И. А. Лаптева (зимнее время Иван Алексеевич проводит в своей жирновской квартире, а летнее в своём сосновском доме), который и стал предметом нашего публичного интереса накануне Дня Военно-Морского флота.

Лаптев Василий Алексеевич.

 Во-первых, это Иван Алексеевич договорился с Владимиром Григорьевичем о передаче его шинелей в Руднянский музей (где с флотской формой одежды есть недостаток). Во-вторых, и сам Лаптев отдал ВМФ 4 года. Мало того, его старший брат Василий Алексеевич тоже отслужил на флоте, причём 5 лет (в годы их молодости на флоте были такие сроки срочной службы). Между тем, и сын Василия Юрий по примеру отца отдал на флоте свой служебный долг.

 Для директора музея Г. Т. Морозова И. А. Лаптев оказался ценным информатором по части флотской тематики, имеющей отношение к Сосновке. Хотя для Геннадия Тимофеевича это тоже малая родина, и он про неё, казалось, знает всё, но выяснилось благодаря Ивану Алексеевичу, что именно казалось. Кое в чём и у него оказался пробел, ликвидированный теперь путём регулярно налаженного общения с земляком более старшего поколения И. А. Лаптевым.

Савин Иван Алексеевич.

 С окончанием службы у моряков ещё долго сохраняется флотское мироощущение, тяготение к атмосфере морского братства. Только откуда оно в относительно небольшом глубинном селе? Но на поверку вышло, что в Сосновке как раз моряки не редкость. Разумеется, бывшие. Однако морская душа – это своеобразно сложившийся внутренний мир человека, пропитанный глубоко эмоциональным восприятием жизни в силу продолжительного пребывания в непредсказуемой водной стихии. А сила её воздействия на сознание такова, что и после службы понятие «бывший» преобразуется в форму повседневного душевного состояния.

 На момент возвращения И. А. Лаптева домой в 1959 году в Сосновке кроме брата Ивана Алексеевича Василия были и другие отслужившие военморцы. Причём четверо – военного призыва: Н. С. Аксёнов, М. В. Илясов, В. И. Петрушин и И. А. Савин. Они не вошли в категорию фронтовиков, прошедших войну, но её захватили.

Илясов Михаил Васильевич.

 Рождённые в 1927 году, все эти 18-летние парни попали на флот в завершающей стадии войны. Но это ничуть не умоляющий фактор их значимости в плане непосредственной причастности к защите Родины, к победе над лютым врагом, к героизму и подвигу нашего народа. На войне героями, в том числе ценою своей жизни, становились и в первый, и в последний день боевых действий. А на флоте война продолжалась и уже в мирное время, когда на минах подрывались корабли. Причём вероятность погибнуть на воде была куда выше, чем на земле. В окопах или на поле боя смерть находила свою жертву как бы выборочно. Торпедированный или столкнувшийся с миной корабль чаще всего весь уходил под воду без шансов на чьё-то спасение.

 Сосновским морякам-фронтовикам повезло остаться в живых, образовать небольшой братскофлотский союз земляков. Потом к нему стали подключаться отслужившие моряки послевоенного поколения, начиная с братьев Лаптевых. Сегодня в общематросской семье села, по подсчёту Ивана Алексеевича, около трёх десятков военморов, включая, к сожалению, ушедших в мир иной. 

Лаптев Юрий Васильевич.
Фото из газеты «Флаг Родины».

 Учебный отряд в Ленинграде матрос Лаптев закончил с красной корочкой машиниста. Как отличника, его спросили, где, на каком флоте он хочет служить. Брат Василий к тому времени уже отслужил на Чёрном море. Туда же попасть, в Севастополь, изъявил желание и Иван.

Сорокин Александр Иванович.
Моряки Дружков Владимир Давыдович,
Миллер Александр Александрович,
Стрелков Иван Васильевич.

 Служил на эскадренном миноносце «Буйный». В последний год службы выпал дальний поход через Босфор, Эгейское море, Средиземное, Гибралтарский пролив, Атлантику, Ламанш, Северное море… В Средиземке запомнилась встреча с американским эсминцем под номером 942. Дело в том, что «Буйный» шёл под походным номером 249, то есть те же цифры, но наоборот (настоящий номер был другой). Это значило, что американцы заранее знали о походе русских, и как бы в пику им своим номерным подколом показали, якобы, своё превосходство в разведывательных действиях. Никаких конфликтных последствий не случилось, но для советских моряков этот примечательный момент вошёл в тему разговора и воспоминаний.

Петрушин Виктор Иванович (справа).

 Другим памятным служебным моментом для И. А. Лаптева стала публикация о нём и его отделении в газете Черноморского флота «Флаг Родины». Такой чести удостаивается далеко не каждый матрос. Правда, Иван был уже старшиной первой статьи и командиром отделения трюмных машинистов. Газета с большой фотографией Лаптева в статье «Отделение дружных» вышла незадолго до его демобилизации и явилась хорошим дембельским подарком для него, но более всего — для матери.

 Отца Алексея Григорьевича забрала война. Он защищал Крым, там попал в плен, где и погиб. Вспомнить о нём в год 75-летия Победы – святое дело.

11