Меню
16+

Общественно-политическая газета «Трибуна»

27.02.2021 07:37 Суббота
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 21 от 27.02.2021 г.

Гордиться вправе творческой судьбой

Автор: Н.Стебловский.

 У неё ещё не тот возраст, чтобы покончить с мечтами и основательно погрузиться в воспоминания, прокручивая жизнь заново в памятном пространстве. Но дни рождения со второй цифрой 5 принято считать если и не юбилейными, то и не рядовыми. К ним отношение более чувствительное и у именинников, и у их близкого окружения. И в такие дни от воспоминаний никуда не деться. Вот и Л. А. Воробьёва, достигнув 65-летия, окунулась в воспоминания по просьбе своего собеседника.

 Большая часть её прожитого была связана с культурной сферой. Непосредственно сценическая биография началась в 5 лет. Сама она могла не помнить, но родители рассказывали взрослеющей дочери, как она любила в голосистом пении проводить свой детский досуг. А пение в новокондальской семье Дёминых не только поощрялось, но и входило в повседневную жизнь. Певунья была мама с высоким проникновенным голосом. Вся деревня сходилась слушать их семейные концерты с музыкальным сопровождением, которое обеспечивал папин друг-баянист.

 К маминому сопрано подключались голосочки трёх дочерей. Люба была младшей, но в голосовом плане, видимо, самой одарённой. Поэтому с пяти лет и стала участницей самодеятельности Новокондальского клуба. Первые выступления проходили на табуретке, иначе солистка – от горшка два вершка – могла не попадать в зрительскую зону внимания.

 Клуб манил школьницу Любу Дёмину своим предназначением, и её детская мечта связывала будущее с работой в этой сфере. Поэтому когда представилась возможность, она охотно попробовала себя в должности новокондальского худрука, совмещая это с общественной работой секретаря комсомольской ячейки. Только вот папа хотел видеть младшую дочь медиком (культработник в семье уже был в лице средней дочери). А папин авторитет выходил далеко за рамки семьи. Управляющего отделением совхоза «Лопуховский», затем председателя Новокондальского сельского Совета А. Е. Дёмина знал весь район только с лучшей стороны. Могла ли дочь огорчить дорогого человека?

 Люба поступила в медучилище, настраиваясь на профессию медработника. При этом чувствовала, что это не совсем её удел. Однако как бы смирилась. Но тут ключевую роль сыграла заведующая райотделом культуры М. И. Васильева. Она бывала в Новокондальском клубе и не пропустила прозорливый взгляд мимо Дёминой Любы, у которой просто бросались в глаза явно выраженные задатки культработника. И аргументы Марии Ивановны по этому поводу, адресованные супругам Дёминым, были убедительны.

 Оглядываясь с высоты сегодняшнего возраста на пройденный профессиональный путь, Любовь Александровна с убеждённостью утверждает, что тогда приняла единственно верное решение: выбрала дело – и по желанию, и по призванию, что на протяжении всех трудовых лет побуждало её работать с полной самоотдачей и на месте методиста РДК, и заведующего райотделом культуры, и ведущего специалиста по культуре.

 Настоящий профессионализм пришёл не сразу, но и не заставил себя ждать, чему способствовала заочная учёба в культпросветучилище на режиссёрском отделении. Тем более обогатила знаниями, теорией, методологией Самарская госакадемия искусства и культуры. И всё же главным источником накопления опыта и мастерства была каждодневная работа.

 По воспоминаниям Л. А. Воробьёвой, тяжелее всего ей приходилось на посту заведующей райотделом культуры, куда она пришла на смену В. Я. Баскаковой (которая в свою очередь сменила М. И. Васильеву, а потом возглавила службу соцзащиты). Любовь Александровна была тогда лишь 30-летняя, моложе большинства своих подчинённых. Имел место недостаток опыта, а в каких-то обстоятельствах и авторитета. Но всё это компенсировалось безудержным желанием всесторонне стимулировать культмассовый процесс, наполнять его современным содержанием, для чего искать, находить новые формы, приёмы, методы реализации творческого порыва – и коллективного, и индивидуального. И желание осуществлялось, задумки исполнялись, культурная жизнь района била ключом в положительном понимании этой фразы.

 Четыре года Л. А. Воробьёва возглавляла культурное направление жизни района. То было время очень высоких требований, а в результате – и достижений. По признанию Любови Александровны, они были бы невозможны без поддержки вышедолжностных лиц. Ими в первую очередь были секретарь райкома партии по идеологии Р. И. Тетерина и заворготделом райкома А. А. Лемешкин.

 Дальнейшая, наиболее продолжительная работа Воробьёвой ведущим специалистом по культуре также не обходилась без помощи, содействия руководящих тогда лиц, известных в районе без уточняющих слов: В. А. Вершинина, И. Н. Горбатенко (к сожалению, ушедших из жизни), С. В. Резникова, В. А. Гончарова, В. Н. Гусевой. Но всё же главной опорой Любови Александровны были её коллеги, как ценители её завидной работоспособности и творческих проявлений, как соратники по творческому процессу, так в чём-то и критики, имевшие свой взгляд на какие-то детали в решении возложенных на культурный сектор задач.

 Среди них, довольно многочисленных, одна являлась основополагающей: работа с людьми. Здесь Воробьёвой (по признанию её коллег) не было равных. Высказавшиеся о ней Наталья Чемерова, Анна Репина, Анна Резникова показали единство своих мнений, сводившихся к следующему. Она дорожила всеми, равно как любила всех, кому была наставником, с кем у неё переплетались творческие отношения. Как пример. Любовь Александровна неутомимо «нянчилась» с 4-5-летним «народным артистом» Серёжей Стебловским, исполнявшим с невероятным успехом народнолюбимые песни.

 Её профессионализм в рамках осуществляемых функций достиг совершенства. Доказательством тому служили мероприятия, проводимые ею без сценария, без какой-либо подготовки, но на таком уровне, что знающие в этом толк диву давались.

 Конечно же, экспромт не был нормой работы Воробьёвой, он случался в определённых обстоятельствах, которые преподносила творческая жизнь. А вот когда дело касалось плановой организации сценического действия, то здесь ей, пожалуй, не было равных. Образцом может служить концерт, венчающий работу Любови Александровны в системе сферы районной культуры. Это был своего рода прощальный бенефис. В его рамках наша героиня организовала с участием своей дочери Ольги такое представление из песенного калейдоскопа, которое по содержанию, эмоциональному насыщению и восприятию могло равняться выступлениям ведущих певиц тогдашней современности. По крайней мере полный зал районного ДК был в восторге.

 Тогда в 49 лет Л. А. Воробьёва ушла из районной культуры (причина, разумеется, была), но не из культурного пространства. Она стала ведущей юбилейных торжеств. Надо ли подчёркивать, что и в этой роли она преуспела, а по признанию очевидцев, блистала. При этом прошлое время здесь не совсем уместно. Предложения-просьбы к ней поступают до сих пор.

 Хочется привести ещё пример организаторского мастерства Л. А. Воробьёвой. Правда, не исключено, что организация имела коллективный характер. История того уходит в 1975 год, когда была создана поющая и отчасти танцующая агитбригада из трёх Валентин – Косьяненко, Поляковой, Семёновой и двух Любаш – Гончаровой, Воробьёвой. Спектр их творческого проявления был безграничен, как безгранична была популярность коллектива, который не всегда проявлялся только обозначенным составом: он пополнялся на временной основе.

 Срок действия агитбригады составил десять лет. Это было десятилетие смотров, конкурсов, фестивалей районного, зонального, областного уровня и непременных успехов и побед, вошедших в историю руднянской культуры, обеспечивавших ей надолго всеобщее признание областного масштаба.

 Если упростить до примитивности взгляд на потребности человека, то они в определённом смысле укладываются в известную двухсловную формулу «хлеба и зрелищ», без чего мы не обходимся по ходу жизни. Если под хлебом понимается весь продуктовый набор, то под зрелищами в первую очередь концертно-развлекательные действия. Когда их организуют, проводят, в них участвуют настоящие профессионалы, настоящие мастера своего дела, для зрительского состава (а он равнозначен как в концертных залах, так и на тех самых юбилейных торжествах) наступает праздник души, который желателен каждому из нас.

 В этой логике относительно Л. А. Воробьёвой применима фраза «человек-праздник». Не исключено, что её (как, впрочем, и других руднянских звёздочек и звёзд) так и называли в минуты восторга благодарные зрители. Поэтому всё вместе взятое даёт Любови Александровне право сказать о себе: «Я горжусь своей творческой судьбой». И вправе стать крылатыми такие слова нашей героини: «Моя лучшая песня спета, но её никогда не поздно повторить на бис».

Фото: https://pixabay.com/ru/

3