Меню
16+

Общественно-политическая газета «Трибуна»

31.03.2021 07:36 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 34 от 30.03.2021 г.

Пост к здоровью призывает

Автор: Н.Стебловский.

 Деловая встреча со старым знакомым затянулась и его супруга позвала нас к столу. Пришло время обеда, который откладывать было не желательно. У главы семьи проблема с желудком, отсюда согласно медпредписанию у него строгий режим питания. «Только мы соблюдаем пост, — извинительно предупредила хозяйка. – До Пасхи никаких мясных и иных животных продуктов».

 Обед, тем не менее, оказался вкусным и сытным. При этом большая часть продуктовых компонентов была доморощенная, со своего огорода, о чём хозяйка с гордостью проинформировала гостя.

 По ходу трапезы разговорились о старине. Знакомый углубился в историю и согласно своей начитанности рассказал о традиционных ценностях христианства относительно культуры питания. Так в православном мире посты занимают более 200 дней в году. Помимо многодневных (великий пост перед Пасхой, рождественский – перед Рождеством, петров пост – перед праздником апостолов Петра и Павла, успенский – перед праздником успения) однодневные посты приняты по средам, пятницам, в отдельные праздники, например, воздвижение креста, крещенский сочельник.

 Однако правильнее будет сказать посты ежегодно не «занимают», а «занимали» более двухсотдневный период. Настоящее время здесь не совсем соответствует действительности. Сегодня мало семей, отдельно взятых граждан придерживаются этих православных канонов. Простой любительский опрос говорит не в количественную пользу приверженцев строгого воздержания в дни поста от пищи животного происхождения.

 Наверное, отчасти это связано с устоявшимся продуктовым изобилием, глядя на которое, глаза разбегаются, а руки сами тянутся к манящему вкусовой привлекательностью товару, доступному по цене. Тут соблазн может одолеть и постоприверженца, склонив его к греховной скоромной трапезе в эти дни. Не случайна крылатость фразы «Грехи сладки, а люди падки».

 Правда, у этих самых «падких» в плане чревоугодия есть смягчающие обстоятельства. Сегодня православная церковь не требует строгого соблюдения поста, тем более всеми без исключения. Принцип добровольности допустим. И, как говорится, слава Богу.

 Между тем за постным столом у знакомых нахлынули воспоминания, связанные с детством, познавшем ограничения на некоторые виды пищи во время поста. Готовкой еды в семье занималась бабушка, очень верующая, как большинство представителей её поколения. Поэтому в завтраках, обедах, ужинах исключалось мясо, молоко, яйца и производное от них всегда, когда отец находился в поездках с ночёвками (работал на паровозе), а они занимали 4-5 дней в неделю. Если отец, не признававший пост, был дома, стол для него, а значит, и нас, детей, накрывался обычный.

 Только вот что примечательно. Постный продуктовый набор не очень отличался от скоромного, по крайней мере по вкусовому и питательному содержанию. Ведь в умелых руках и овощи обретали значимость лакомства. Взять искусно приготовленный винегрет, квашеную в бочке капусту с мочёными в ней яблоками, пожаренную на подсолнечном масле картошку с грибами, запеченную в русской печи тыкву. Любым из этих и других отдельно взятых блюд вполне наедались, добавляя сверху стакан или кружку насыщенного фруктовыми ароматами компота, киселя или чая.

 Кстати сказать о мясе. Его не так уж много перепадало и в обычные дни, не касаемые поста. Жили тогда без холодильников. Скоропортящиеся (в основном молочные) продукты хранились в погребах, где мясо долго не залежится. В магазинах же нашего детства мясной товар практически отсутствовал. Полки там были преимущественно пусты. Но на всю жизнь запомнился прилавок, где рядом с весами изо дня в день лежала горка слипшихся конфет – подушечек и сухих-пересухих пряников, которые в силу твёрдости не каждому были по зубам.

 Соединяя то магазинное впечатление детства с сегодняшней картиной продуктовой торговли, можно оценочно заключить: это как небо и земля. Только вывод здесь напрашивается не однозначный. В том же далёком прошлом не припоминаются ни ровесники, ни старшие по возрасту земляки в границах всего посёлка с явно выраженными излишками веса. Ни одного человека этой категории память не сохранила потому, что таких людей, наверное, просто не было. По крайней мере, в поле тогдашнего зрения.

 Всё это значит: перевес в плане здорового питания на времени нашего детства. Как и в плане общего здоровья. Ну не было тогда такого количества больных (к примеру, сахарным диабетом) на условно взятых сто человек, как сегодня. И одной из причин прогрессирующего роста всевозможных заболеваний современная медицина считает неправильное питание.

 Впрочем, от современности можно обратиться и к старине. Ещё Сократ сказал: «Лучшая приправа к пище – голод». Ему созвучен Кант: «Кто отказался от излишеств, тот избавился от лишений». В отличии от древнегреческого и немецкого философов наш писатель Лев Толстой более конкретен: «Наблюдай за твоим ртом: через него входят болезни». Ну и последняя крылатая фраза, жалящая пищеманов не в бровь, а в глаз: «Ложкой и вилкой мы сами себе копаем могилу».

 Народная мудрость гласит: каждый сам кузнец своего счастья. Уместно добавить: или несчастья. Поэтому у каждого будет свой ответ на вопрос «Нужен в современной жизни пост или это пережитки прошлого?». Вот только время нередко доказывает, что живучесть определённых пережитков есть благо, а возможность человека питаться изысканно до уровня обжорства весьма чреватое благополучие.

Фото: https://pixabay.com/ru/

9