Меню
16+

Общественно-политическая газета «Трибуна»

14.05.2021 07:40 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 52 от 13.05.2021 г.

Из цикла «Новоконоплянцы». ЕГО ДО СИХ ПОР СЧИТАЮТ ПОГИБШИМ…

 Летом 1943 года жительнице хутора Новоконопляное Руднянского района Сталинградской области Вере Ефимовне Шалыгиной пришло извещение, в котором сообщалось, что ее муж красноармеец 190-го стрелкового полка Семен Андреевич Шалыгин погиб 12 июля 1943 года и похоронен в братской могиле в деревне Большой Малиновец Орловской области…

Шалыгин

Семён Андреевич

1898

РСФСР, Сталинградская область, Руднянский р-н, Новоконоплянский с/с.

Х. Новоконопляное

Кр-ц

190сп 5 сд 63 А

12.7.1943

Погиб

Похоронен

Россия, Орловская область, д. Б. Малиновец

(Из Книги Памяти Руднянского района Волгоградской области)

 Удивительна фронтовая судьба этого человека. Он до сих пор числится в списках погибших 190-го стрелкового полка и в Книге памяти родного Руднянского района Волгоградской области. Указана дата гибели 12 июля 1943 года и место погребения: братская могила в деревне Большой Малиновец Орловской области. Но, как свидетельствуют найденные недавно архивные документы, на самом деле это не так. Штабистами 190-го стрелкового полка была допущена ошибка, которая, к сожалению, не исправлена до сих пор. Впрочем, обо всем по порядку.

 10 августа 1941 года ГКО СССР издал постановление, согласно которому объявлялась вторая волна мобилизации военнообязанных. На тот момент потери отступающей Красной Армии исчислялись сотнями тысяч погибших, пленных и пропавших без вести бойцов и командиров. Советские войска нуждались в срочном пополнении. Согласно постановлению теперь призыву подлежали военнообязанные 1890-1904 гг. рождения, а также призывники 1922-1923 годов рождения.

 Повестку из военкомата сорокавосьмилетний Семен Шалыгин получил в ноябре 1941 года. Попрощался с женой Верой Ефимовной, 3 ноября прибыл в райцентр Рудню, оттуда вместе с десятками других призывников убыл к месту назначения.

 Его довоенная биография — обычная биография сельского труженика. Всю свою сознательную жизнь провел в родном хуторе. До Октябрьской революции помогал родителям вести свое собственное хозяйство, грамоту постигал самостоятельно. Поэтому во всех документам проходит как малограмотный крестьянин. После гражданской войны женился на односельчанке Вере, в 1922 году родился сын Петр. После образования колхоза вступил в него и вплоть до призыва числился тружеником колхоза им. В. Куйбышева. Жили небогато, от урожая до урожая. Были неурожайные и голодные годы, особенно зимой и весной 1937-го. Тогда многие селяне в поисках лучшей доли покидали родные места и массово уезжали в Среднюю Азию, Закавказье, туда, где было теплее и жилось сытнее. Родной брат Тимофей вместе с женой Анной уехал в город Баку. А Семен Андреевич остался, посчитал, что в его возрасте уже поздно отрываться от земли, не захотел круто менять свою привычную хуторскую жизнь.

 После короткого пребывания в запасном полку, пройдя курс начальной боевой подготовки, он был направлен в действующую армию. Воевал красноармеец С. Шалыгин почти два с половиной года. По фронтовым меркам, когда жизнь простого солдата в бою измеряется несколькими часами, это довольно большой срок. Судьба до поры до времени хранила солдата.

 Наступило лето 1943 года. И с этого времени фронтовая удача отвернулась от С. А. Шалыгина. Почему и как это случилось, расскажу подробно. Забегая вперед, скажу, что госпитальные койки, боль от полученных тяжелых ран, многочисленные операции станут на долгие месяцы постоянными спутниками в его жизни.

 Как свидетельствуют архивные документы ОБД «Мемориал», последним местом его службы был 190-й стрелковый полк 5-й стрелковой дивизии 2 формирования.

 Боевой путь этого прославленного соединения начался в 1918 году в городе Пензе. За боевые подвиги на фронтах гражданской войны в апреле 1919 года дивизия была награждена орденом Красного Знамени. Перед началом Великой Отечественной войны полки дивизии были передислоцированы из Западной Белоруссии в Прибалтику. На рассвете 22 июня 1941 года дивизия приняла первый бой с фашистами. За 4 месяца боев понесла большие потери и осенью 1941 года была выведена на переформирование. Бойцы 190-го стрелкового полка, в составе которого на тот период оставалось всего несколько десятков человек, чтобы Боевое знамя полка не досталось фашистам, спрятали его. Спустя десятилетия, в начале 2000 годов, его остатки были найдены «черными копателями».

 «Фрагменты Знамени были обнаружены восточнее Даугавпилса на левом берегу Даугавы (Западной Двины) в пулеметном окопе недалеко от моста, разрушенного в начале войны. Окоп до половины был засыпан стреляными гильзами. Найденные по соседству предметы, остовы военной техники свидетельствуют, что как раз в этом месте в конце июня – начале июля 1941 г. вырывались из окружения разрозненные части 11-й армии. Прижатые врагом к реке, они не имели возможности воспользоваться разрушенным мостом.

 «Черные» следопыты через Интернет предлагали фрагменты Знамени на продажу. Российские коллекционеры Р. В. Славин и А. Б. Степанов сумели приобрести остатки Знамени для передачи их в Центральный музей Вооруженных Сил РФ. Роман Славин – частный предприниматель, а Алексей Степанов – действующий офицер, полковник.

 В государственных архивах сведений об утрате 190-м стрелковым полком Боевого Знамени нет. Однако архивы 11-й армии в значительной степени были уничтожены при выходе из окружения. Документально установлено, что 130-й гвардейский стрелковый Штеттинский полк до 1944 г. воевал под сохраненным Красным Знаменем ВЦИК. А гвардейское Знамя, врученное ему в 1944 г., хранится сегодня в Центральном музее Вооруженных Сил.

 Тщательное расследование показало: в сентябре 1939 г. всем полкам 5-й стрелковой Витебской дивизии вручили новые боевые Знамена. Это было связано с присвоением полкам новых номеров и предстоящим вступлением дивизии в Западную Белоруссию. Старые знамена были сданы в штаб дивизии, где и хранились. В сорок первом, при выходе из окружения, все эти знамена были спасены. А вот свое новое знамя 190-й полк со знаменной группой отправил на машине в Каунас. Когда позднее полк вырвался из окружения, о судьбе этого знамени и знаменной группы ничего не было известно. Поскольку штаб и политотдел дивизии смогли предоставить военной прокуратуре знамена полков, в том числе Знамя 190-го стрелкового от 1919 г., вопрос об утрате полковой святыни не рассматривался. Когда позднее полк вырвался из окружения, о судьбе этого знамени и знаменной группы ничего не было известно.

 И вот лишь спустя 66 лет стало известно, что знаменная группа к своим не пробилась и приняла на берегу Даугавы последний бой, спрятав перед гибелью красное полотнище в земле. Врагу оно не досталось (Из газеты «Красная звезда» от 20 июня 2007 г.).

 Второе формирование 5-й стрелковой дивизии, где в составе 190 стрелкового полка воевал красноармеец Семен Шалыгин, состоялась 5 октября 1942 года. После кровопролитных боев зимой и весной 1943 года под Ржевом, как и многие другие воинские соединения, в июльские дни 1943 года полки дивизии вели тяжелые бои в ходе Курской битвы.

 «190 сп оборонялся на рубеже зап. берег р. Неруч и р. Зуша восточнее высоты «240» и « 244,9». Полк вел подготовку к наступательным действиям. В ночь с 11.07. на 12.07.43 г. при поддержке авиации и артиллерии вместе с 129-й сд прорвали передний край обороны противника и овладели его опорными пунктами на высоте « 240, 2» и «244,9» (Из журнала боевых действий 190 сп).

 Но дальше наши войска продвинуться не смогли. Немцы остановили наступление, и бои на данном участке продолжались несколько дней. Фашисты упорно сопротивлялись. И все-таки отвага и мужество наших бойцов сломили оборону фашистов. Когда была освобождена деревня Б. Малиновец, в полку подсчитали потери. Они были большими. Всех погибших бойцов, в том числе и 190-го стрелкового полка, похоронили на окраине освобожденной деревни. А в Руднянский РВК Сталинградской области было послано извещение на имя Шалыгиной Веры Ефимовны с сообщением, что ее муж красноармеец Шалыгин Семен Андреевич погиб 12 июля 1943 года и захоронен в этой братской могиле. Так на одну вдову в хуторе Новоконопляное стало больше...

 Но в действительности все оказалось иначе. В том жестоком бою Семен Андреевич Шалыгин не погиб. И подтверждением этих слов является другой архивный документ Центрального архива Министерства обороны России — алфавитная карточка Горьковского военно-пересыльного пункта за № 26455-2:

 «Шалыгин Семен Андреевич, 1898 года рождения, русский, рядовой. Место и должность до призыва: Сталинградская область, Руднянский р-н, х. Н/Конопляное. Колхоз им. Куйбышева, колхозник. Жена Вера Ефимовна. Откуда прибыл: Ксотовский РВК Горьковской области. 9.10.43 г. Убыл п/п 07676 11.10.43 г.» (ЦАМО. Горьковский ВПП. Дело 221. Стр. 76).

 Так как же оказался новоконоплянец на горьковской земле? Это объясняет другой документ, который был прислан мне из архива военно-медицинских документов города Санкт-Петербурга.

 «Стрелок 190 сп красноармеец Шалыгин Семен Андреевич, 1908 года (так в документе) рождения, на фронте Великой Отечественной войны 15 июля 1943 года получил осколочное проникающее ранение правой половины грудной клетки с инородным телом внутриплеврально, по поводу чего с 14 августа 1943 года находился на излечении в ЭГ 4065, Зеленый городок Горьковской области (предыдущие этапы: МСБ, номер и дата не указаны; АГЛР 2983 с 23.07.43;ЭГ 2671 с 23.07.43; ЭГ 2820 с 04.08.43 г. Горький), из которого выбыл 07 октября 1943 года по выздоровлении годным к строевой службе. Примечание: призван Руднянским РВК Сталинградской области 03.11.1941 г. Адрес родных Сталинградская обл., Руднянский район, н. п. Новоконопляный, жена Шалыгина В. Е. (инициалы не раскрыты).

 Основание: подлинная история болезни № 495 ЭГ 4065» (Архивная справка ЦАМО Филиал военно-медицинских документов г. Санкт Петербург № 6/2/0-230 от 02 апреля 2021 года).

 В то время указанный номер полевой почты № 07676, куда убыл С. А. Шалыгин, принадлежал 1-й Горьковской запасной стрелковой дивизии. А из нее он был направлен в 418-й стрелковый полк. Но и в нем красноармеец С. А. Шалыгин воевал недолго.

 В составе 133-й стрелковой дивизии 418-й стрелковый полк с середины октября по 27 ноября 1943 года участвовал в наступательной операции по освобождению населенных пунктов Дуброненского района Витебской области Белоруссии.

 «Стрелок 418 сп красноармеец Шалыгин Семен Андреевич, 1898 года рождения, на фронте Великой Отечественной войны 05 ноября 1943 года получил сквозное пулевое ранение верхней трети левого бедра и ягодицы с подвертальным переломом бедренной кости и повреждением седалищного нерва, по поводу чего с 11 декабря 1943 года находился на излечении в ЭГ 2823, г. Арзамас Горьковской обл. (предыдущие этапы: ПМП 418 сп 05.11.43; МСБ 166 с 05.11.43; ППГ 174 с 06.1143; СЭГ 2386 г. Смоленск, с 14.11.43; ВСП 111 с 06.12.43), из которого выбыл 18 апреля 1944 года по месту жительства.

 По поводу травматического неврита левого седалищного нерва с явлениями расстройства трофики. 15 апреля 1944 года Военно-врачебной комиссией по ст. 11-в Расписания болезней приказа НКО СССр № 336 1942 г. признан негодным к военной службе с переосвидетельствованием через 6 месяцев. ВТЭК: признан инвалидом II группы.

 Примечание: осложнение — выраженные трофические и двигательные нарушения левой нижней конечности. Призван Руднянским РВК Сталинградской обл., Руднянский район, хутор Новоконоплянский, Шалыгина Вера Ефимовна (степень родства не указана).

 Основание: подлинная история болезни № 1336 ЭГ 2823; запись 450/1336 в книге протоколов ВВК ЭГ 2823 за 15.04.1944 г.» (Архивная справка ЦАМО Филиал военно-медицинских документов г. Санкт-Петербург № 6/2/10-230 от 02 апреля 2021г.).

 Фашистская пуля настигла фронтовика повторно всего лишь через месяц после возвращения в боевой строй. Так что же произошло 05 ноября 1943 года?

 « …в ночь 5.11.43 г. 418 сп в составе 100 человек при поддержке двух артдивизионов и одной мин. батареи вел силовую разведку с задачей контрольного пленного, выявления системы огня и глубины обороны противника в районе 500 м, южнее отметки 188,1.

 Выход роты на исходное положение был произведен скрытно. Группа расположилась от проволоки противника в 40-50 м. Группа разграждения – 16 человек (6 саперов и 10 стрелков) — работу начали в 1.00 5.11.43.

 При подходе к проволоке группа была обнаружена противником. Противник открыл сильный автомат.-пулеметный и арт.-минометный огонь. В результате сильного огня и наступления рассвета группа по приказанию командира дивизии была отведена. Группа разграждения, несмотря на проявленную настойчивость, успеха не имела. Потеряв 5 убитыми и 8 ранеными – отведена.»

 (Из докладной записки начальника штаба 133-й стрелковой дивизии полковника Павла Алексеевича Козинова 5.11.43 г. ЦАМО. Фонд 1355. Опись 1. Дело 22. Лист 398.)

 Раненые в том ночном бою бойцы были отправлены в полковой медицинский пункт. А затем после оказания первой помощи в госпиталь. Ну, а что было дальше с Семеном Андреевичем, свидетельствует мед. справка, которая была получена мною из г. Санкт-Петербурга и дословный текст которой я привел выше.

 Вот так закончился боевой путь героя-фронтовика из маленького хутора Новоконопляное. Теперь это можно с полным основанием утверждать, что именно героя. К сожалению, ратный труд бойца Родина не отметила ни одной наградой. Хотя за все, что пришлось испытать и вынести Семену Андреевичу, через какие страдания и лишения прошел он, защищая Родину, он по праву достоин самой высокой. Но, как видим, судьбой фронтовика никто не интересовался. И утверждать, что он получал достойную пенсию по инвалидности, помогали ли фронтовику районный военкомат и правление колхоза, можно только с большой долей вероятности. Документов на этот счет нет. Наверное поэтому до сих пор он считается погибшим.

 Но он остался жив. Подтверждением этому факту является отметка в истории ранения, что инвалид 2 группы рядовой Шалыгин С. А. после излечения направлен по месту жительства. А вот как сложилась его жизнь после возвращения в родные края, можно только предполагать. К сожалению, о мирной, послевоенной жизни С. А. Шалыгина не удалось найти ни одного документа. Как долго жил инвалид Великой Отечественной войны после такого тяжелого ранения, где работал, когда умер и где похоронен, увы, тоже неизвестно. Не нашлись и родственники, которые могли бы рассказать об этом. Сын Петр пропал без вести в августе 1942 года, и многолетние его поиски, запросы матери Веры Ефимовны в Министерство обороны ничего конкретного не прояснили.

 Но, как бы там ни было, хочется верить, что прочитав эту зарисовку, земляки будут помнить о герое-фронтовике С. А. Шалыгине.

Подполковник в отставке Николай Камшекин, военный корреспондент, член Союза Журналистов России.

Фото: https://pixabay.com/ru/

14