Меню
16+

Общественно-политическая газета «Трибуна»

18.05.2021 07:40 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 54 от 18.05.2021 г.

Фильмы нашего детства

Автор: Н.Стебловский.

 Они сошли с экранов кинотеатров задолго до конца 20 столетия. И в телепоказах появлялись крайне редко только в малом перечне.

 90-е годы навязали зрителю тематику бандитизма с обязательной демонстрацией насилия, крови, убийств, проявления низменных инстинктов. Простой рабочий человек выпал из сферы сценарного внимания. Героику земного, производственного труда заменили популяризацией деловых людей, ловкачей, бизнесменов. К счастью, не оказалась в забвении тема служения воинскому долгу, востребованность которой в нашей стране всегда была высока.

 Даже после развала СССР, когда Вооружённые силы оказались в опале и по сути в том же развале, рождение кинокартин о воинской службе, о войне как Великой Отечественной, так и в Афганистане, на Кавказе продолжилось. Это большой плюс нашего кинематографа. Не меньшим плюсом хочется считать и вошедшее в последние годы в норму возвращение кинематографического ретро, а именно, кино до- и послевоенного времени.

 Картин, созданных в 30-60-е годы, по сравнению с нынешней киноиндустрией не так уж и много (при Сталине действовала установка: выпускать в год лишь 12 художественных кинолент). Согласно опросу ровесников и людей постарше, практически все старые фильмы сохранились в нашей памяти и в названиях, и в сюжетах. Потому что всегда смотрелись захватывающе, оставляя в детском, как и в юношеском сознании неизгладимое впечатление. Во многом потому, что кино тогда было главным, одним из немногих и далеко не ежедневным культурным развлечением.

 Однако помимо впечатлительности фильмы нашего детства имели более значимую мировоззренческую ценность. В их содержание было заложено всё, что отвечало запросу времени, побуждало к подражанию: патриотический посыл, созидательность помыслов и дел, бескорыстность и самоотверженность труда, высокая мораль и нравственность, добропорядочность, доброжелание, добродушие, добросердечность, любовь человека к человеку. Имело место и высмеивание в воспитательном плане недостатков как у совсем отрицательных персонажей, так и у отрицательных по недозрелости, но по ходу развития событий перевоплощавшихся в положительных героев. К этой серии относятся кинокартины «Волга-Волга», «Карнавальная ночь», «Максим Перепелица», «Солдат Иван Бровкин», «Иван Бровкин на целине», которые в последние годы не редко включаются в телепрограммы различных каналов.

 Важной, привлекательной особенностью кинофильмов обозначенного времени является непременное сочетание в них воспевания труда, чистой любви и представления новой (на момент премьерного показа) песни. То есть, не было ни одного беспесенного (а то и двух, трёх песен) фильма, без светло-любовного сюжета со счастливым концом и без трудового процесса (или без ратного подвига, если сценарий предусматривает военное время).

 Наиболее ярко это сочетание проявилось в четырёх картинах с главной ролью Николая Рыбникова: «Девчата», «Высота», «Весна на Заречной улице», «Девушка без адреса». На продолжение перечня напрашиваются «Трактористы», «Кубанские казаки», «Верные друзья», «Большая семья», «Карьера Димы Горина», «Стряпуха, «Дело было в Пенькове», «Дело Румянцева».

 В отдельный ряд напрашиваются фильмы о войне, причём не только с фашистской Германией. Возьмём «Александра Невского», «Суворова», «Гусарскую балладу», «Чапаева». Ну а связанные с Великой Отечественной фильмы нашего детства даже без боевых эпизодов или почти без них так переплетены судьбами героев, так пропитаны патриотическим накалом, духоподъёмностью, что зритель сам проникался нахлынувшим чувством долга, мысленно переносясь в сценарно излагаемое время.

 И продолжает проникаться десятилетия спустя при каждом очередном просмотре этих картин (особенно в преддверии военно-исторических дат), в числе которых «Небесный тихоход», «Два бойца», «Летят журавли», «Орлёнок», «Дом, в котором я живу», «Дорогой мой человек» и других, вернувшихся в российский телепрокат из кинопроката советского.

 Его от нынешнего отличало массовое присутствие в кинозале зрителя во время просмотра картины, когда у сидящих бок о бок родных, друзей или совсем незнакомых людей происходило единение душевных переживаний, что действовало облагораживающе на сознание каждого. Сегодня домашний зритель этих кинолент, наверное, преимущественно одинокий, но в общем масштабе страны наверняка многочисленный, что подтверждает общение с поколением седовласых, предпочитающих смотреть кино своего детства. Оно не утратило свою культурно-художественную ценность. А чисто человеческую, да и историческую приобрело.

 Вот мнение одного из собеседников на данную тему: «Порой от нечего делать пытаюсь смотреть современные сериалы. Досидев до конца 25-й, 56-й, 113-й или любой другой многозначной серии, уже не помнишь содержание предшествующей. Задумываешься: а о чём этот или другой сериал? Приходишь к выводу: да по большому счёту ни о чём. То ли дело фильмы того времени, когда в одной серии, например «Офицеров», умещалась жизнь, причём героическая, трёх поколений. Или жизнь одного поколения, но достойного бессмертной славы, как в «Судьбе человека» или в «Повести о настоящем человеке», «Балладе о солдате».

 После первого просмотра тех кинолент тогда, в детстве, появлялось неугасимое желание видеть их снова. И это желание до сих пор питается надеждой на его исполнение. Вот только огорчительно признавать факт незаинтересованности молодёжи к старым фильмам. Тут ничего не поделаешь: новые времена — новые нравы. Но и здесь не всё потеряно.

 Как-то в общении с одиннадцатилетним внуком своего приятеля выяснилось, что он составил деду компанию во время просмотра «Весёлых ребят» и остался очень доволен увиденным. А как при этом радовался сам дед, с которым внучок разделял положительные эмоции, хохоча до слёз и напоминая ему, весьма пожилому, его детство, приятная часть которого прошла в клубе, где он впервые увидел «Тимура и его команду», «Подвиг разведчика», «Неуловимых мстителей», которые до сих пор не сходят с экрана в угоду обволакивающих воспоминаний о впечатлениях детства и юности.

Фото: https://pixabay.com/ru/

4