Меню
16+

Общественно-политическая газета «Трибуна»

09.09.2021 07:40 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 102 от 09.09.2021 г.

Рудня - любовь моя

Автор: Н.Стебловский.

 В июле «Трибуна» опубликовала письмо воспитанницы послевоенного Руднянского детского дома М. А. Выскубовой, в замужестве Клёновой. В том «Письме в детство» Мария Александровна накануне своего 90-летия поделилась фотоиллюстрированными воспоминаниями о жизни детдома периода 40-50-х годов (прошлого века) с перечнем его руководителей, воспитателей, педагогов, технических работников, а также многих воспитанников, ставших впоследствии учителями, врачами, инженерами, юристами, военными и просто замечательными людьми.

 Одним из таких был Василий Рагузов, памятный камень которому установлен в парке нашего райцентра.

 Неожиданно тема воспоминаний о тех далёких 50-х, связанных с тем же зданием, где кроме детского дома располагалось и педучилище, получила продолжение. Проживающая в Красном Яре Р. Я. Линькова прислала в нашу редакцию письмо (его текст следует). К нему приложен стихотворный рассказ о том, как одиннадцать выпускниц Руднянского педучилища летом 1954 года отправились в далёкий путь через Сибирь на Чукотку выполнять свой педагогический долг.

 У этого поэтического повествования, автор которого сама Раиса Яковлевна, 38 куплетов. Их полная публикация невозможна из-за ограниченности газетной площади. Поэтому читателям будет представлена меньшая часть, отражающая и патриотический дух времени, и мечту с романтикой, и географию бескрайних просторов страны.

 «Дорогая моя, наша далёкая и близкая, незабываемая, согревающая наше студенческое сердце всю жизнь, до самой старости, наша песчаная, любимая Рудня...

 Дорогая редакция! Я уже обращалась к вам в 2001 году с просьбой напечатать в вашей газете мою статью «Прикоснёмся к светлой юности нашей». Поскольку в нашем педучилище учились выпускники окрестных сёл, посёлков, я и подумала, что правильнее, целесообразнее будет собрать выпускников нашего руднянского педучилища (выпуск 1954 г.), написав призыв к ним именно в вашей руднянской газете. Вы, сотрудники газеты, откликнулись на мою просьбу, напечатали статью 19 июня 2001 года.

 Моя руднянская однокурсница Валя Черенкова (Федулова) переслала мне вашу газету. Сколько радости было в моём сердце, как я была вам всем благодарна! Удачно собрались, побывали в родном училище, сфотографировались у его окон и в нашем классе, посетили музей, кладбище, поклонились нашим дорогим учителям, ушедшим от нас навсегда... Отметили встречу у Вали Федуловой.

 Тогда 45 лет прошло со дня окончания нами педучилища. Мы не могли наговориться, насмотреться друг на друга... И думаю, как же хорошо, что мы встретились, ведь, многие ещё были живы, сумели прибыть на встречу, сумели наглядеться, наговориться. А главное — преподаватель Иван Михайлович Бородаев был с нами, за одним столом, говорил с нами, выслушивал нас, и мы были счастливы, что хоть один наш наставник, как родной отец, был рядом с нами...

 Вот только казню себя за одну мою ошибку. Я написала об этой встрече вскоре в нашей районной газете. Но как не дошло до моего ума выразить свою и всех моих однокурсников благодарность вашей руднянской «Трибуне» в той статье в «Жирновских новостях». Этого упущения я себе не прощаю, поэтому хоть сейчас простите меня.

 Может, все мои семейные неудачи и беды как-то притупили в моей голове что-то. Ушла из жизни жена сына в январе 1990 г. Дети их — мои внуки: Кристина (5 лет) и Боря (3 года) остались на моих плечах. Сейчас они взрослые, но я их продолжаю опекать: хоть чем-то, хоть как-то шлю им помощь.

 Папы их тоже не стало в 2008 году. Так что они мне и внуки, и дети. У Кристины — 2 детей, у Бори пока нет. Он служит в храме под Петербургом. Оба закончили нефтяной техникум, музыкальную школу.

 Дорогая редакция, не знаю, кто из вас работал в 2001 году. Может, те сотрудники уже ушли из редакции, может сейчас все там уже новые люди. Но я от всего сердца благодарна вашей газете за помощь мне и всем моим однокурсникам.

 Здоровья вам всем, терпения и успехов в наше нелёгкое время.

 Очень прошу, если сможете, сделайте для меня и всех моих коллег. Хотелось бы, чтоб моя «Чукотка» появилась в вашей газете. Кто знает, может, она найдёт моих коллег по Чукотке, может, добрые воспоминания поддержат их дух в таком возрасте...

 Благодарю от всей души вашу «Трибуну» и всех вас, её созидателей. Низкий вам всем поклон».

 Р. Линькова — Носкова (Красный Яр), 87 лет, учитель начальных классов – стаж 10 лет, музыкальный воспитатель в детских садах — стаж 32 года, ветеран труда.

На Чукотку

... А всё просто начиналось:

Лето жарко разгоралось,

Паровозный звал гудок

Нас, девчонок, на Восток.

Как легко нам было в двадцать

Через всю страну умчаться,

На чукотском снежном взморье

Обучать детишек в школе.

По пути, в вагонах тесных,

Встречам — место, время песням!

Мы — руднянские девчата,

Из Великих Лук — ребята.

Мы — коллеги,

Все — в мечтах,

С рюкзаками на плечах...

«Хороши весной в саду цветочки»... -

Разносились из вагона голоса.

Не забыть перрон, и на губах у дочки

Расставанья мамина слеза.

За окном полей просторы,

Города, леса и горы,

Раскрасавец наш Урал,

В дымке утренней Байкал.

Поезд мчит нас на Восток,

А домой — письма листок,

Нервный бисер в нём _ стеной

О красе страны родной.

Мчит состав нас в порт Находку,

Где пришлось менять походку

По камням от морвокзала

Да в начальственные залы...

Рады мы — сердца стучат!

Не узнать наших девчат.

И уже с нехитрым грузом

Мы _ в проливе Лаперуза.

Там, в тумане, Сахалин,

Видим южный мыс один.

Вот уже в Охотском море

Волны страстно с ветром спорят...

В Магадане, на причале

ОБЛОНОвские встречали.

На машине подкатили,

Обласкали, приютили,

К чукчам нас распределили.

Самолёт летит в мечту,

Набирая высоту.

А внизу я вижу чётко -

Изумрудная Чукотка!

На косе, вбежавшей в море,

Восемь домиков стоят,

Тут же чумы у поморов

Тонкой струйкою дымят.

Незнакомый нам народ

Окружает самолёт.

Тут прилёт учителей -

Явно праздник для детей!..

 Вызывает интерес та публикация Р. Я. Линьковой (Носковой) в «Трибуне» 19 июня 2001 года под заголовком «Прикоснёмся к светлой юности нашей», в которой Раиса Яковлевна пригласила на встречу выпускников педучилища 1954 года. Главная ценность текста — наличие в нём имён — фамилий давно ушедших от нас педагогов. Предлагается наполовину сокращённый вариант.

 «Прошло полвека с тех пор, как наше педучилище сроднило меня с однокурсниками, с прекрасными преподавателями. Разве могла я забыть нашу классную, нашу строгую и добрую наставницу Е. Ф. Чирскую? Или добрейшего из добрейших людей, нашего художника В. В. Туранского? Через десятилетия я пронесла в сердце любовь к удивительному человеку и преподавателю физкультуры В. В. Бардецкому.

 Добрый, мягкосердечный Михаил Иванович — учитель математики, подвижный, молодой и неугомонный Михаил Васильевич — учитель физики, по-доброму ироничный Николай Васильевич Тетерин — учитель географии. Пожилой, уже больной, но очень добрый, как отец, учитель химии и директор Павел Дмитриевич Меженин. Очень строгая и неординарная Тамара Александровна Лукина, преподаватель истории КПСС, добрейшая наша преподавательница музыки Муза Александровна Дубраилова, учитель русского языка и литературы Людмила Васильевна Плющенко — наша «мама», наставница.

 А ещё Александра Вениаминовна Попова — учитель истории, старенькая-старенькая Серафима Васильевна –учитель психологии. Эти люди сделали всё возможное, чтобы вылепить из нас хороших профессионалов. Добрая им память и вечная к ним наша любовь.

 Я была в Рудне в середине апреля, совсем недавно. Мне посчастливилось встретить одного из преподавателей, учителя географии, которого я запомнила с тех юных лет высоким, молодым и красивым. Как я была рада встрече!

 У меня не хватило слов, чтобы выразить ему свою благодарность не только за то, что он был нашим преподавателем, но и за то, что он есть, жив, здоров. Это я говорю об Иване Михайловиче Бородаеве.

 Рудня дорога мне и тем, что я здесь обрела подруг на всю жизнь. Годы дружбы в училище, годы работы на далёкой Чукотке, в одной школе.

 Когда приезжаю в Рудню, я с трепетом иду по улицам, пытаюсь узнать старые, знакомые переулки, с благоговением смотрю на серебряный купол церкви, где меня крестили. Всматриваюсь в лица пожилых людей, пытаясь узнать своих ровесников руднян.

 Всё мило здесь, всё дорого моему сердцу. Так хочется встретить здесь своих однокурсников, вспомнить наши молодые годы, годы учёбы в педучилище, вспомнить наших незабвенных преподавателей, вспомнить всех и всё, что волновало нас тогда и что согревает наши сердца до сих пор».

14