Меню
16+

Общественно-политическая газета «Трибуна»

12.12.2018 07:43 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 146 от 11.12.2018 г.

«Поговори со мной»… или что мы знаем о речевом развитии своего ребёнка

  Продолжение.

  Самый частый вопрос – нарушение звукопроизношения. В норме звуки у ребенка должны появляться в следующем порядке: к трем годам у ребенка должны присутствовать все простые звуки (раннего онтогенеза)

  — [Б], [Б‘], [П], [П‘], [Д], [Д‘], [Т], [Т‘], [М], [М‘], [Н], [Н‘], [В], [В‘], [Ф], [Ф‘], [Г], [Г‘], [К], [К‘], [Х], [Х‘], [Л’], [С’], [З’], [Й’] и все гласные, нарушения этих звуков встречаются редко; в три года ребенок не должен смягчать звуки [С] и [З], то есть перестать «сюсюкать»; звуки [Ж], [Ш] должны появиться в 4,5 года; звуки [Л], [Ч], [Щ], [Ц] ждут до пяти лет; звуки [Р], [Р‘] можно ждать до шести с половиной лет. Проводить занятия по постановке этих звуков рекомендуется с определенного возраста. Но: необходимо учитывать, как именно нарушен звук у ребенка.

  Давайте разберемся. Нарушения произношения звука бывает трех типов: пропуск (ребенок просто не говорит этот звук, вместо него в слове нет ничего, например, «коова» вместо «корова», «ыба» вместо «рыба»); замена (ребенок заменяет звук в речи на более простой, например, «лыба» вместо «рыба», «сапка» вместо «шапка»); искажение (у ребенка в речи есть неправильный звук, звук-аналог. Например, горловое произнесение [Р] или межзубное [С]). Так вот, все вышеперечисленные нормы, определяющие оптимальный возраст для коррекции звука, относятся только к нарушению звукопроизношения по типу пропусков или замен. То есть ребенок, например, вместо [Ш] говорит [С]. Это до определенного возраста считается нормой, так как при этом он знает, что звук [Ш] он говорить не умеет, и будет стараться научиться. Однако если он вместо [Ш] произносит какой-либо его аналог, то есть звук, которого нет в русском языке, либо произносит не чисто, искажает, то зачастую ребенок уверен, что у него этот звук уже есть, и стараться говорить его по-другому, правильно, он уже не будет. Особенно часто это касается горлового [Р].

  Таким образом, нужно иметь в виду, что при появлении в речи ребенка искаженных звуков необходимо обратиться к логопеду как можно раньше, пока дефектный звук не закрепился в речи. Это может быть возраст от 3 лет для всех звуков, независимо от того, в каком возрасте они должны появиться в речи в норме. У такого ребенка звук уже появился, и он неправильный. Как известно, переделывать что-то гораздо тяжелее, чем делать новое. Так же и со звуками: поставить звук при его отсутствии потребует от ребенка намного меньше усилий, чем исправить уже закрепленный.

Продолжение следует.

403601, Волгоградская область, р. п. Рудня, ул. Октябрьская, д. 77.

Телефон: 8 (84453) 7-21-76.

Служба психолого-педагогической реабилитации и коррекции.

Н. В. Молчанова, учитель-логопед ППМС-центра.

1