Меню
16+

Общественно-политическая газета «Трибуна»

21.12.2018 07:37 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 150 от 20.12.2018 г.

«Как бы тебе это сказать?»…или что мы знаем о причинах задержки речевого развития

Продолжение.

  Итак, мы уже говорили о наиболее часто встречающихся несовершенствах речи ребёнка. Причины задержки речевого развития разнообразны: проблемы в развитии слухового, зрительного и тактильного восприятия; интеллектуальная недостаточность; наследственный тип позднего развития речи.

  К социальным причинам относится отсутствие адекватных условий для развития речи малыша. Как правило, в неблагополучных семьях, где у взрослых нет ни времени, ни желания общаться с детьми, их речевое развитие также задерживается. Однако в условиях гиперопеки речевая функция тоже часто остается невостребованной, так как окружающие понимают ребенка без слов и предупреждают все его желания. Следствие: потребность в речи не формируется. Зачем кроха будет говорить, если вы опережаете все его желания? Слишком быстрый темп речи взрослого, оказывается, тоже может привести к таким негативным для развития речи последствиям. Как? Ребёнок не успевает понять суть обращённой к нему речи и выделить отдельные слова. Отчаявшись понять, он выбирает позицию молчания.

  Возможна первичная задержка развития речи в тех случаях, когда родители постоянно сопровождают свои обращения к ребенку жестами и действиями, и ребенок привыкает реагировать не на слово, а на жест. Не общайтесь с крохой как с глухим, не жестикулируйте слишком активно. Под категорическим запретом и «сюсюканье» взрослого с ребёнком, т. е. придумывание родителями для общения специального упрощённого «детского» языка. Наоборот, в возрасте, когда ребёнок наиболее чувствителен к нормам языка, речь взрослого должна быть грамотной, ясной и чёткой. Как никогда более ребёнок нуждается в том, чтобы ему как можно больше рассказывали историй различных по жанру и являющихся образцами хорошего стиля.

  Крайне вредно пребывание ребенка в избыточно информированной речевой среде, когда малыш слышит речь взрослых, общающихся между собой, радио, телевидение и привыкает не вслушиваться в речь и не придавать значения слову. В этом случае ребенок может произносить длинные бессмысленные псевдофразы, имитируя речь, а развитие истинной речи будет задерживаться. Пусть лучше в детской комнате в качестве фона негромко звучит спокойная инструментальная музыка.

  Какие же предпосылки могут спровоцировать негативные последствия? Что должно насторожить, призвать понаблюдать, а иногда и нацелить на углубленное обследование!

  В зону риска попадают случаи, когда помимо речи, развивающейся медленно и неравномерно, у ребенка: отягощён анамнез; отмечаются различные неблагоприятные или повреждающие воздействия в период внутриутробного развития плода, в процессе родов или в первые годы жизни; стоит диагноз ПЭП (перинатальная энцефалопатия); в анамнезе нейроинфекции и травмы головного и спинного мозга, в частности шейного отдела позвоночника (особенно в первые два-три года жизни); ребёнком перенесены серьёзные операции (в период становления речи), с длительным реабилитационным периодом. Следует также отметить соматическую ослабленность; болезненность ребенка, из-за которой задерживается формирование всех психических функций.

  Уважаемые родители, пусть наши «тревожные звоночки» помогут вам быть внимательнее к вашим крохам. А мы, специалисты Руднянского обособленного подразделения Волгоградского ППМС-центра, готовы оказать вам помощь и ответить на все возникшие вопросы.

Оказание услуг осуществляется бесплатно на договорной основе.

403601, Волгоградская область, р. п. Рудня, ул. Октябрьская, д.77.

Телефон: 8 (84453) 7-21-76.

Служба психолого-педагогической реабилитации и коррекции.

Н. В. Молчанова, учитель-логопед ППМС-центра.

12