Меню
16+

Общественно-политическая газета «Трибуна»

01.02.2018 00:45 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 11 от 01.02.2018 г.

Поклонимся и мертвым, и живым

  Чемисова Люба с мирными жителями после освобождения села от немцев.

«…Горела Волга, плавился металл.

А город жил, и город воевал,

За каждый дом, за каждый шаг земли…»

  15 июня 1941 года из окон Руднянской средней школы доносились звуки вальса. Шёл выпускной бал для десятиклассников. Все они, окрылённые мечтой о будущем, кружились в танце. Но их планам не суждено было осуществиться…

Краснова Надежда Николаевна.

  Уже на следующий день войны, 23 июня, выпускники отправились в военкомат проситься на фронт. Девчат не приняли и направили на курсы трактористов, но они твёрдо решили, что обязательно попадут в ряды действующей армии. Военком Никита Владимирович Урядов уговорил их подождать и пойти пока на курсы медсестер. Занимались девушки по ускоренной программе.

  Уже через неделю после начала войны в Сталинградской области было сформировано 14 тыловых госпиталей. 14 сентября привезли первых раненых и в Руднянский госпиталь № 3249, он располагался в здании педучилища.

  Вчерашние выпускницы стали медсёстрами, санитарками, бережно ухаживали за ранеными, оказывали им посильную помощь. А на фронтах шли ожесточенные бои…

  Число раненых росло с каждым днем. В госпитале не хватало коек, постельного белья, бинтов, лекарств, продуктов питания. Чтобы спасти раненых, медицинскому и обслуживающему персоналу часто приходилось сдавать свою кровь.

  В конце марта 1942 г. девушкам вручили повестки из военкомата, а 4 апреля 36 комсомолок уже были на пути к Сталинграду. В основном они попали в 10-ый отдельный батальон ВНОС (воздушного наблюдения, оповещения и связи).

«Десятый батальон – особый батальон.

И с ним девчонки Слободы Успенской.

Дорогами войны, не сняв с плеча погон,

Прошли от Сталинграда и до Минска».

  Полковник М. М. Шашунов, командир третьей роты, которая вела воздушное наблюдение, оповещение и связь (ВНОС), вспоминал, что девушки, призванные Руднянским военкоматом, самоотверженно выполняли свой воинский долг в районе Калача, защищали Качалинскую, Клетскую, Котельниково. В те трудные дни это был ответственный участок дислокации. Наблюдательные точки располагались в степи, на окраинах села, где был хороший обзор неба. Из воспоминаний Надежды Красновой: «Мы знали все марки самолётов — и своих, и вражеских. Если днём нам помогал бинокль, то по ночам надеялись только на свои уши. По звуку могли безошибочно определить марку самолёта, направление полёта. Сведения по телефонной связи передавали на ротный пост или непосредственно прожектористам, зенитчикам, лётчикам. 

Щербакова Дарья Алексеевна.

  Суровую службу под Сталинградом в 10-ом отдельном батальоне воздушного наблюдения, оповещения и связи несла еще одна выпускница Руднянской школы 1941 г. — Дарья Алексеевна Щербакова.

  24 августа 1942 г. их батальон ночью переправили с Мамаева кургана в район Средней Ахтубы на военный завод, который ранее был эвакуирован из Сталинграда. Завод находился под землёй, там-то девушки и делали для фронта снаряды. Им пришлось выполнять тяжелую мужскую работу, недосыпать, мерзнуть, голодать.

  После войны Д. А. Щербакова работала в Руднянском Райкоме КПСС заведующей кабинетом политпросвещения и заведующей отделом сектора партийного учёта. Скромная, общительная, в то же время требовательная, она снискала уважение среди коллег, друзей, односельчан. Вырастила двух сыновей и дочь. Среди многих наград Дарьи Алексеевны самая главная — медаль «За оборону Сталинграда».

  Руднянки Надя Краснова и Нина Журавлёва одними из первых испытали бомбёжки, увидели первого в своей жизни убитого советского солдата, такого же молодого, как они.

  Далее от легендарного Мамаева кургана их путь устремился на Запад.

  Победу Надя встретила в Белоруссии, вернулась домой в Рудню и длительное время работала в редакции газета «Трибуна». Она часто встречалась со школьниками, рассказывала о Сталинградской битве, о подвиге людей, защищавших город на Волге.

Чемисова Любовь Васильевна (справа) с подругой.

  Воином 10-го отдельного была и Любовь Васильевна Чемисова. До марта 1942 г. она занималась на курсах санинструкторов, а потом вместе со своими подругами была направлена в район г. Калача. Неимоверно тяжелым грузом легла война на девичьи плечи. Службу в группе ВНОС несли днем и ночью. «Было страшно: наши войска отступали, тысячи убитых и раненых оставались на земле, спасались кто как мог. Но этот шок быстро прошёл, только воинский приказ, дисциплина держали нас на ногах, — вспоминала Любовь Васильевна. — Нам стало известно, что фашисты отрезали нам путь к своим. Но мы всё-таки погрузились на машины и сумели переправиться к Сталинграду. Бои шли жестокие. Беспрерывно бомбили. На одной из станций взорвали вагон со снарядами. Было так жарко и светло, как днём.

  На наших глазах горел город, кипела вода в Волге. Теперь казалось, что спасенья нет. Но что удивительно — когда бомбовозы были ещё далеко и слышался только их надвигающийся и неотвратимый как смерть гул, тишина пугала больше, чем гром канонады. Это было настоящее крушение мира».

  Девушки сначала слепли от пыли, глохли от грохота взрывов, цепенели от ужаса, но, придя в себя, брались за работу: наблюдали за воздухом, считали самолёты, пикирующие на город.

  — Сто! – кричала Даша Щербакова!

  — Девяносто! – отвечала Люба. Такое количество стервятников через каж- дые пять минут, набрасывались на город. В то время он погибал на глазах: рушился, горел, а армады бомбардировщиков шли и шли, и, казалось, конца не будет!

  Трудно было восстанавливать разорванную связь. Пробирались ползком на передовую. Провод наматывали на руку, привязывали к ноге, порой другой конец провода зажимали зубами. Таково было стремление сделать всё для победы, даже ценой своей жизни.

  После разгрома немецких войск под Сталинградом начался новый этап войны. На всех фронтах шло наступление наших войск на Запад, освобождение оккупированных сел, городов. Двинулись с фронтом на Запад и руднянские девчата.

  После войны Любовь Васильевна вернулась домой.

Госпиталь, Венгрия, 1944 год.

  В боях за Сталинград также участвовали выпускницы 1941 года — А. А. Ванькова, П. П. Мухина, В. П. Скорицкая, О. С. Сумарокова, З. Г. Южилкина и другие.

  Жители нашего района, как и граждане всей страны, воевали на фронте, трудились в тылу. Население работало на уборке хлеба и доставке его на элеватор, продолжало рыть окопы в окрестностях Рудни, район был объявлен прифронтовой зоной (следы окопов ещё сохранились по дороге к старому мосту через Терсу). В райкоме партии шла серьёзная подготовка к эвакуации населения и материальной базы предприятий, созданию партизанских отрядов и определению места их расположения, обеспечению продуктами и снаряжением. Ночами немецкие самолёты устраивали бомбёжки, поливая огнём мирных жителей. На фронт уходили последние мужчины, их места занимали женщины и дети.

Кудло Полина Ивановна.

  В госпитале в хирургическом отделении медсестрой работала 16-летняя П. И. Кудло. Из воспоминаний Полины Ивановны: «Не хватало коек, медикаментов, продуктов. Раненых располагали на полу, если ранение было более лёгкое, им оказывали помощь и отправляли на постой к жителям Рудни. Мирное население всячески помогало госпиталю, каждое воскресенье на подводах женщины привозили продукты из домашних припасов, кормили раненых, стирали бинты, ухаживали за теми, кто самостоятельно не мог передвигаться, и в глубине души надеялись, что где-то на чужбине их мужьям, сыновьям, дочерям также помогут».

  После победоносного завершения Сталинградской битвы фронт двинулся на Запад, а вслед за ним и Руднянский госпиталь. Победу П. И. Кудло встретила в венгерском городе Шапрон. Домой вернулась в ноябре 1946 года. Работала в Руднянской средней школе учителем математики в течение 40 лет. Многие ученики и сегодня помнят её уроки, внеклассные мероприятия. Полина Ивановна создала кружок по поиску родственников военно-служащих, умерших от ран в Руднянском госпитале и захороненных в Братской могиле. Кропотливый труд поисковиков позволил найти многих. По приглашению школьников из разных уголков Советского Союза поклониться праху близких приезжали солдатские матери, отцы, жёны, дети. Боевые и трудовые заслуги П. И. Кудло государство отметило орденами, медалями.

Захарова Лидия Михайловна (слева) с подругой.

  В ноябре 1942 года райком ВЛКСМ направил Лидию Михайловну Захарову, тогдашнего комсомольского вожака Рудня-Ильменской МТС, в госпиталь библиотекарем.

  Лечебно-восстановительный курс для раненых включал и клубную культурно-массовую работу. Книги в библиотеку госпиталя приносили школы, местные жители. Школьники организовывали для раненых концерты. В группе выступающих были в основном дети, живущие недалеко от него: К. И. Колбасникова, М. Т. Руденко, М. М. Новикова, Е. Д. Ендовицкая, Л. М. Полянина и др.

  В 1943 году после разгрома армии Паулюса под Сталинградом в Рудню прибыло несколько тысяч пленных немцев. Жили они в земляночном городке в соснах за железной дорогой (примерно через дорогу от нового кладбища). Здесь же работал госпиталь для раненых ГПР № 3246 и спецотделение для военнопленных немецких солдат.

  — Истощённых, завшивевших вояк обмывали, кормили, лечили по нормам советских солдат. Считалось преступлением, если кто-то из обслуживающего персонала не додаст норму, порцию питания, – вспоминает Валентина Григорьевна Михеева. Каждый день рано утром Валя шла пешком с подругой в сосны на работу в госпиталь. Они варили еду, кормили раненых немецких солдат, приходилось им и хоронить умерших от ран. Валентина Григорьевна — единственный свидетель тех страшных событий. Она живет в Русской Бундевке, ей 91 год.

Воробьёва Татьяна Павловна.

  В 90-е годы останки немецких солдат были перезахоронены на постоянном кладбище в Городищенском районе Волгоградской области, в хуторе Россошки. Для этого в Рудню специально приезжала из Германии делегация. Копии документов хранятся в музее.

  На защиту Сталинграда добровольно уходили молодые девушки, женщины района.

  Татьяна Павловна Воробьёва окончила школу-семилетку в Матышеве, труди- лась лаборанткой на элеваторе. Там и застала её война. 1 мая 1942 года Татьяне Павловне вручили повестку. После окончания курсов шоферов в селе Коростино Котовского района она в составе 796 автобатальона оказалась в Воронежской области. В июле 1942 года, отступая, чуть не попала в окружение. В августе их полуторки на паромах были переправлены из Сталинграда на левый берег Волги, в Красную Слободу. Татьяна Павловна вместе с другими девчонками служила в 8-ой воздушной армии, доставляла боеприпасы из Эльтона на полевые аэродромы. Смертоносный груз чаще всего приходилось возить под покровом ночи. В целях безопасности не включали фары, поэтому угроза угодить в воронку, что означало неминуемую гибель, присутствовала постоянно.

  22 августа под Кременчугом Т. П. Воробьева попала под сильную бомбежку. Машину разбило, а она получила серьезную травму предплечья. Водить автомобиль больше не могла и после выписки из госпиталя еще некоторое время работала вестовой при штабе. В декабре Татьяну Павловну комиссовали. Вернувшись домой, в Матышево, она 35 лет проработала в колхозе.

Сердюкова Анна Ефимовна (слева).

  Выпускница Лемешкинской школы Анна Ефимовна Сердюкова поступила учиться в Саратовский сельхозинститут. Когда началась война Аня с подругами рыла окопы около Саратова, работала в школе пионервожатой. А в декабре 1942 г. в числе 13 девушек из Руднянского района отправилась защищать Сталинград.

  Служила в женском отдельном трофейном батальоне, в обязанности которого входила доставка снарядов, охрана складов с боеприпасами, очистка от боевых снарядов территорий. Выносили девушки и раненых из окружения. Январь 1943 года оказался самым горячим — разгрузка вагонов с боеприпасами шла бесконечно. Однажды Анна Ефимовна и её подруги чуть не погибли. Перегружая с земли на подводы снаряды, они попали под вражеский обстрел. Бомба угодила в боеприпасы, которые предстояло перегрузить. Один за другим они стали взрываться. Девушек завалило землёй, и они оказались заживо погребёнными. Только благодаря вовремя подоспевшей помощи им удалось спастись. В составе советских войск А. Е. Сердюкова освобождала Крым, Молдавию, Румынию, Чехословакию, Польшу. Дошла до Германии. Домой вернулась в ноябре 1945 г., имеет награды.

  2 февраля наша страна будет отмечать славную дату — 75-летие победы в Сталинградской битве.

  Стремительно проходят годы и десятилетия, они стирают следы пережитого, но не меркнет память о Великой битве на Волге, не меркнет слава города-героя, слава Сталинграда, добытая солдатской кровью и рабочим потом – она непреходяща, вечна, ибо она – часть бессмертной славы нашего бессмертного народа.

М. М. Стельникова, ветеран педагогического труда.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

62