Меню
16+

Общественно-политическая газета «Трибуна»

23.05.2018 08:14 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 59 от 24.05.2018 г.

Математические представления у детей разного возраста

  Как выявить трудности в обучении у ребенка? Предложите своему ребенку некоторые задания и понаблюдайте. Наблюдая, Вы сможете узнать о его знаниях, умениях, навыках, которыми он располагает. Давайте разберемся, какие математические знания и умения должны быть у детей.

  При проверке сформированности представлений о числе дошкольнику можно предложить определить количество предметов в группе (один — много, один — два — много); сравнить два множества предметов (где больше?); попросить пересчитать предметы, расположенные в ряд или в случайном порядке; назвать итоговое число и показать обозначающую количество предметов цифру; посчитать в прямом и обратном порядке (от единицы и дальше; от пяти, десяти, двадцати до единицы); от заданного числа до другого заданного числа. Для этого подойдет все, что есть дома: ложки, машинки, карандаши и т. д.

  При проверке степени овладения вычислительными навыками у дошкольников обращают внимание на уровень овладения счетными операциями (5-6 лет): пересчитывает ли ребенок первое слагаемое или сразу к нему прибавляет; пересчитывает и отсчитывает ли на пальцах, предметах или отвлеченно; затрудняется ли в счете при переходе через разряд.

  Во время исследования процесса решения задач выявляется понимание ребенком условия задачи, умение составить задачу.

  При проверке сформированности представлений о числе у учащегося I-II классов просят считать в прямом и обратном порядке от единицы и дальше; от пяти, десяти, двадцати до единицы; от заданного числа до другого заданного числа. Ученика I класса просят назвать предыдущие и последующие числа; сравнить два числа; сказать, какое из них больше и на сколько.

  Овладение счетными операциями: пересчитывает ли ребенок первое слагаемое или сразу к нему прибавляет; пересчитывает и отсчитывает ли на пальцах, предметах или отвлеченно; затрудняется ли в счете при переходе через разряд; решает ли примеры в столбик или в строчку; знает ли таблицу умножения и деления.

  Во время решения задач обратите внимание на понимание ребенком условия задачи; учтите, нужно ли повторить условие задачи и вопрос, может ли ребенок составить план решения, поставить вопросы к действиям и выполнить их, после чего дать объяснение решения; проверьте, может ли ребенок составить задачу по заданным компонентам, понять структуру задачи с недостающим компонентом.

  Очень важным показателем как для дошколят, так и для школьников является способность переноса показанного способа деятельности на аналогичное задание.

  Дети, развивающиеся в соответствии с возрастом, к 7 годам в подавляющем большинстве случаев владеют устным счетом в пределах 100 и могут решать простые арифметические задачи. Школьники обнаруживают знание основных разделов программы по математике и проявляют сообразительность при решении задач.

  В первую очередь, оценка знаний, умений и навыков ребенка любого возраста должна учитывать владение определенными знаниями. Пример. Ребенок 2-х лет не считает до 5 – это не странно. Он просто еще мал. А если ребенка 4-х лет учили считать до 5-ти, а он не научился – это повод задуматься.

Стоит обратить внимание, если ребенок:

- не понимает смысл слов «один», «много», «мало», «ни одного» (дети 2-3 лет могут легко овладеть этими понятиями);

- путает цифры, близкие по графическому образу (6 и 9);

- строит цифровой ряд справа налево;

- осознанно не понимает числовой ряд;

- путает предыдущее число с последующим и наоборот;

- затрудняется при воспроизведении числового ряда от заданного до указанного числа, особенно в обратном порядке;

- затрудняется при пересчете предметов (не может назвать итогового числа или называет ошибочно);

- не владеет простейшими счетными операциями на конкретном материале;

- затрудняется при выполнении счетных операции с переходом через разряд;

- не удерживает в памяти условие задачи, сам не контролирует ход решения и не умеет проверить правильность решения;

- не умеет произвести анализ условия задачи в целом, а найдя правильное решение, не может его объяснить;

- необходимо больше времени на выполнение задания;

- необходима организующая помощь (посмотри, обрати внимательнее);

- помощь не эффективна.

  Руднянское обособленное подразделение Волгоградского ППМС-центра, 403601, Волгоградская область, р.п. Рудня, ул. Октябрьская, д. 77.

Телефон: 8 (84453) 7-21-76.

Служба психолого-педагогической реабилитации и коррекции.

Н. В. Меженская,учитель-дефектолог.

6