Математические представления у детей разного возраста
Как выявить трудности в обучении у ребенка? Предложите своему ребенку некоторые задания и понаблюдайте. Наблюдая, Вы сможете узнать о его знаниях, умениях, навыках, которыми он располагает. Давайте разберемся, какие математические знания и умения должны быть у детей.
При проверке сформированности представлений о числе дошкольнику можно предложить определить количество предметов в группе (один — много, один — два — много); сравнить два множества предметов (где больше?); попросить пересчитать предметы, расположенные в ряд или в случайном порядке; назвать итоговое число и показать обозначающую количество предметов цифру; посчитать в прямом и обратном порядке (от единицы и дальше; от пяти, десяти, двадцати до единицы); от заданного числа до другого заданного числа. Для этого подойдет все, что есть дома: ложки, машинки, карандаши и т. д.
При проверке степени овладения вычислительными навыками у дошкольников обращают внимание на уровень овладения счетными операциями (5-6 лет): пересчитывает ли ребенок первое слагаемое или сразу к нему прибавляет; пересчитывает и отсчитывает ли на пальцах, предметах или отвлеченно; затрудняется ли в счете при переходе через разряд.
Во время исследования процесса решения задач выявляется понимание ребенком условия задачи, умение составить задачу.
При проверке сформированности представлений о числе у учащегося I-II классов просят считать в прямом и обратном порядке от единицы и дальше; от пяти, десяти, двадцати до единицы; от заданного числа до другого заданного числа. Ученика I класса просят назвать предыдущие и последующие числа; сравнить два числа; сказать, какое из них больше и на сколько.
Овладение счетными операциями: пересчитывает ли ребенок первое слагаемое или сразу к нему прибавляет; пересчитывает и отсчитывает ли на пальцах, предметах или отвлеченно; затрудняется ли в счете при переходе через разряд; решает ли примеры в столбик или в строчку; знает ли таблицу умножения и деления.
Во время решения задач обратите внимание на понимание ребенком условия задачи; учтите, нужно ли повторить условие задачи и вопрос, может ли ребенок составить план решения, поставить вопросы к действиям и выполнить их, после чего дать объяснение решения; проверьте, может ли ребенок составить задачу по заданным компонентам, понять структуру задачи с недостающим компонентом.
Очень важным показателем как для дошколят, так и для школьников является способность переноса показанного способа деятельности на аналогичное задание.
Дети, развивающиеся в соответствии с возрастом, к 7 годам в подавляющем большинстве случаев владеют устным счетом в пределах 100 и могут решать простые арифметические задачи. Школьники обнаруживают знание основных разделов программы по математике и проявляют сообразительность при решении задач.
В первую очередь, оценка знаний, умений и навыков ребенка любого возраста должна учитывать владение определенными знаниями. Пример. Ребенок 2-х лет не считает до 5 – это не странно. Он просто еще мал. А если ребенка 4-х лет учили считать до 5-ти, а он не научился – это повод задуматься.
Стоит обратить внимание, если ребенок:
- не понимает смысл слов «один», «много», «мало», «ни одного» (дети 2-3 лет могут легко овладеть этими понятиями);
- путает цифры, близкие по графическому образу (6 и 9);
- строит цифровой ряд справа налево;
- осознанно не понимает числовой ряд;
- путает предыдущее число с последующим и наоборот;
- затрудняется при воспроизведении числового ряда от заданного до указанного числа, особенно в обратном порядке;
- затрудняется при пересчете предметов (не может назвать итогового числа или называет ошибочно);
- не владеет простейшими счетными операциями на конкретном материале;
- затрудняется при выполнении счетных операции с переходом через разряд;
- не удерживает в памяти условие задачи, сам не контролирует ход решения и не умеет проверить правильность решения;
- не умеет произвести анализ условия задачи в целом, а найдя правильное решение, не может его объяснить;
- необходимо больше времени на выполнение задания;
- необходима организующая помощь (посмотри, обрати внимательнее);
- помощь не эффективна.
Руднянское обособленное подразделение Волгоградского ППМС-центра, 403601, Волгоградская область, р.п. Рудня, ул. Октябрьская, д. 77.
Телефон: 8 (84453) 7-21-76.
Служба психолого-педагогической реабилитации и коррекции.
Н. В. Меженская,учитель-дефектолог.