Меню
16+

Общественно-политическая газета «Трибуна»

26.05.2018 08:17 Суббота
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 60 от 26.05.2018 г.

Овладение письмом детьми

  Овладение письмом – сложный процесс. В нем принимают участие различные структуры организма; слух, зрение, моторика (как движение руки и пальцев, так и движение ребенка в целом). Между ними в процессе письма устанавливается тесная взаимосвязь и взаимообусловленность. Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе ее развития.

  Процесс письма взрослого человека является автоматизированным и отличается от характера письма ребенка, овладевающего этим навыком. Предложите своему ребенку некоторые задания для выявления навыков письма.

  Наблюдение за ребенком дошкольного возраста на занятиях и вне их поможет оценить его готовность к письму и способность ориентироваться в тетради: выделять строку и проводить карандашом по ее длине, на листе бумаги в клетку обводить одну клетку, писать печатные буквы по опорным точкам и без них, повторять предложение из 2 — 3 слов, выделять в нем отдельные слова, указывать их количество и порядок, выделять первый и последующие звуки в слове. Если ребенок знает буквы, можно предложить ему сложить из разрезной азбуки знакомые слова.

  Родителям школьников можно также рассмотреть рабочие тетради. Важны результаты списывания, письма под диктовку, самостоятельная работа (в соответствии с возрастом).Для проверки уровня овладения категориями грамматики и правописания ребенку можно предложить задания в зависимости от возраста и года обучения (класса).

  Следует отметить, что дети, развивающиеся в соответствии с возрастом, могут быть недостаточно грамотными и иметь плохой почерк, поэтому сформированность навыка письма как значимый признак может учитываться только в комплексе с данными других исследований.

Стоит обратить внимание, если ребенок:

- не соблюдают строку;

- не может самостоятельно выделить в тетради клетку;

- несформированность величины, а порой и измененный образ буквы;

- не дописывает элементы букв, иногда пишет буквы зеркально;

- пропускает буквы, а иногда и слоги, вписывает лишние буквы;

- пропускает и/или заменяет буквы,

- переставляет буквы и/или слоги;

- соединяет несколько слов в одно;

- испытывают трудности в звуковом анализе слова;

- затрудняется выделить гласные звуки из слов, состоящих из открытых слогов и согласных при их стечении;

- неправильно употребляет смягчения;

- смешивает сходные по звучанию и месту образования звуки;

- предварительно не прочитывает слова перед списыванием, что приводит к ошибкам;

- не всегда различает начало и конец предложения;

- многочисленные ошибки, связанные с незнанием правил или неумением их применять.

- нарушение согласования слов;

- не может научиться писать;

- отмечается грубое недоразвитие моторики, общей координации движений;

- имеющиеся пространственные нарушения затрудняют выполнение даже элементарных заданий (ориентировка в тетради и т. д.);

- не понимает цели заданий.

  Руднянское обособленное подразделение Волгоградского ППМС-центра, 403601, Волгоградская область, р. п. Рудня, ул. Октябрьская, д.77.

Телефон: 8 (84453) 7-21-76.

Служба психолого-педагогической реабилитации и коррекции.

Н. В. Меженская, учитель-дефектолог.

1