Овладение письмом детьми
Овладение письмом – сложный процесс. В нем принимают участие различные структуры организма; слух, зрение, моторика (как движение руки и пальцев, так и движение ребенка в целом). Между ними в процессе письма устанавливается тесная взаимосвязь и взаимообусловленность. Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе ее развития.
Процесс письма взрослого человека является автоматизированным и отличается от характера письма ребенка, овладевающего этим навыком. Предложите своему ребенку некоторые задания для выявления навыков письма.
Наблюдение за ребенком дошкольного возраста на занятиях и вне их поможет оценить его готовность к письму и способность ориентироваться в тетради: выделять строку и проводить карандашом по ее длине, на листе бумаги в клетку обводить одну клетку, писать печатные буквы по опорным точкам и без них, повторять предложение из 2 — 3 слов, выделять в нем отдельные слова, указывать их количество и порядок, выделять первый и последующие звуки в слове. Если ребенок знает буквы, можно предложить ему сложить из разрезной азбуки знакомые слова.
Родителям школьников можно также рассмотреть рабочие тетради. Важны результаты списывания, письма под диктовку, самостоятельная работа (в соответствии с возрастом).Для проверки уровня овладения категориями грамматики и правописания ребенку можно предложить задания в зависимости от возраста и года обучения (класса).
Следует отметить, что дети, развивающиеся в соответствии с возрастом, могут быть недостаточно грамотными и иметь плохой почерк, поэтому сформированность навыка письма как значимый признак может учитываться только в комплексе с данными других исследований.
Стоит обратить внимание, если ребенок:
- не соблюдают строку;
- не может самостоятельно выделить в тетради клетку;
- несформированность величины, а порой и измененный образ буквы;
- не дописывает элементы букв, иногда пишет буквы зеркально;
- пропускает буквы, а иногда и слоги, вписывает лишние буквы;
- пропускает и/или заменяет буквы,
- переставляет буквы и/или слоги;
- соединяет несколько слов в одно;
- испытывают трудности в звуковом анализе слова;
- затрудняется выделить гласные звуки из слов, состоящих из открытых слогов и согласных при их стечении;
- неправильно употребляет смягчения;
- смешивает сходные по звучанию и месту образования звуки;
- предварительно не прочитывает слова перед списыванием, что приводит к ошибкам;
- не всегда различает начало и конец предложения;
- многочисленные ошибки, связанные с незнанием правил или неумением их применять.
- нарушение согласования слов;
- не может научиться писать;
- отмечается грубое недоразвитие моторики, общей координации движений;
- имеющиеся пространственные нарушения затрудняют выполнение даже элементарных заданий (ориентировка в тетради и т. д.);
- не понимает цели заданий.
Руднянское обособленное подразделение Волгоградского ППМС-центра, 403601, Волгоградская область, р. п. Рудня, ул. Октябрьская, д.77.
Телефон: 8 (84453) 7-21-76.
Служба психолого-педагогической реабилитации и коррекции.
Н. В. Меженская, учитель-дефектолог.