Меню
16+

Общественно-политическая газета «Трибуна»

19.07.2019 07:13 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

В РИАЦ обсудили проблему фальсификации истории

  18 июля в пресс-центре РИАЦ состоялся круглый стол, участниками которого стали заместитель председателя Общественной палаты Волгограда, член совета Волгоградского регионального отделения Ассоциации юристов России Антон Лукаш, руководитель центра военно-спортивной и конной подготовки «Щит» Дмитрий Антонов, руководитель ВРО ВОД «Волонтеры Победы» Анастасия Шейкина, главный редактор ИА «Социнформбюро» Анатолий Сологубов и директор «Волгоградпатриотцентра» Алексей Новиков.

  Главная тема встречи – участившиеся в последнее время попытки переписать историю Второй мировой войны и Великой Отечественной войны 1941-45 годов, откровенная фальсификация фактов, дискредитация лидирующей роли Советского Союза и Красной Армии в освобождении мира от фашизма, героизации нацизма.

  17 июля для города и страны была очень памятная дата — начало Сталинградской битвы. В процессе мониторинга РИАЦ как региональных, так и федеральных СМИ часто приходится сталкиваться с очередной информационной атакой со стороны западного медиа-сообщества применительно к событиям II мировой войны.

  Проблема, которая неоднократно обсуждали на круглых столах, а именно, «Информационная война» очень актуальна не только на региональном, но и федеральном уровне, и реакция высших должностных лиц исполнительной и законодательной власти тому подтверждение.

  Антон Лукаш: «Причина, по которой мы сегодня собрались на этой площадке, продолжает не только оставаться актуальной, но она явно обостряется. Судя по последним публикациям, информационная война существует, и она затрагивает в том числе и нас, жителей Волгограда. В частности, речь идет о немецком журналисте, редакторе исторического раздела издания Die Welt, опубликовавшим статью, в которой он призвал великое танковое сражение под Прохоровкой признать не состоявшимся, а также снести памятник нашим героям — советским солдатам, который там находится. Это еще не все. Есть еще ряд подобных публикаций. Одно из немецких изданий сравнило Юнармию, идеология которого базируется на историко-культурных ценностях, с молодежной нацисткой организацией Германии Гитлерюгенд. Основная смысловая нагрузка этой публикации – поставить на одну планку две организации – одна, создана людьми, больными расовой идеологией, иначе как психическим отклонением это назвать нельзя. Другая, которая развивает детей, воспитывает подрастающее поколением на примере исторической памяти и культуры своего народа. Естественно это начинает создавать реакцию руководства страны, общественных организаций, причём очень активную. Например, министр культуры РФ Владимир Мединский сравнил публикацию в газете Die Welt по поводу сражения под Прохоровкой в 1943 году с попытками нацистских генералов в 50-60-х годах XX века «выиграть войну в мемуарах». Вот его цитата: «Все эти инсинуации в немецкой, европейской прессе по поводу Второй мировой войны были всегда, они будут продолжаться, они будут возрастать по мере приближения юбилея Победы, — сказал журналистам Мединский.  — Всегда и во все времена проигравшая сторона пытается выиграть войну потом в мемуарах, так делали и нацистские генералы в 50-60-е годы, вот так сейчас делают и политические пропагандисты на западе».

  Страна-агрессор, которая потерпела поражение в сорок пятом году теперь, пытается оправдаться таким вот образом в исторических мемуарах или квази-исследованиях. Это особенно вызывающе выглядит, учитывая тот факт, что в декабре 2018 года Организация Объединённых Наций приняла резолюцию о борьбе с героизацией нацизма. В более 120 государствах проголосовали за эту резолюцию. Это очень взвешенная резолюция, которая направлена на недопущение нацизма и переписывание истории в частности.

  Тут реакция очень простая: Общественная палата РФ в связи с публикацией немецкого журналиста о сносе памятника танкистам на Прохоровском поле обратилась в Союз Безопасности ООН в частности и по поводу факта фальсификации истории. То ест, вот эти странные выходки начали вызывать реакции уже руководства страны, и общественности в том числе.

  Анатолий Сологубов: «Тот самый журналист, который сделал публикацию о Прохоровке, как и ему подобные, пытаются сместит угол зрения с ключевых моментов Великой Отечественной войны на второстепенные. Например, им бы хотелось актуализировать проблематику чудовищных условий, в которых находился советский народ, население страны в период войны. Но журналисты предпочитают умалчивать, по чьей вине мирному населению приходилось жить в таких условиях. 

  Немецкие коллеги часто задают вопрос, почему мы по-прежнему много говорим о Великой Отечественной войне, и мало о мире. Я им отвечаю: это не так, ведь 9 мая 1945 года – это тоже тема мира, именно в тогда на территории СССР и Европы наконец-то установилось мирное положение, фашизм был уничтожен, война — окончена. Конечно же мы не хотим, чтобы я бы какие-то люди выступали с какими-то заявление и указывали нам на т, где должны стоять наши памятники, чтобы немецкие коллеги учили наших детей другой истории и тому подобное.
Сегодня мы все чаще слышим со стороны бывших стран-союзников нацисткой Германии о том, что их солдаты не агрессоры, а герои. Последний пример: визит посла Румынии на церемонию перезахоронения на Россошинком кладбище, который произнес пламенную речь о том, что эти солдаты – невинно убиенные. Тогда возникает вопрос – а солдаты Красной Армии, защищавшие свою Родину кто в таком случае – убийцы?! С требованием разъяснить официальную позицию по данному вопросу мы написали письмо в Министерстве иностранных дел Румынии. Прошло три месяца – тишина. Копию в порядке уведомления мы отправили и Министерство иностранных дел РФ. Нам ответили, сообщив, что с послом Румынии была проведена беседа. После этого, как мы заметили, больше подобных высказываний с этого стороны замечено не было. Вот такая вот маленькая победа.

  Еще один скандал, который в прошлом году активно обсуждался. Немецкие общественники планировали установить в терминале аэропорта Волгограда бюст Францу Йозефу Штраусу (1915 — 1988) — бывшему министру обороны ФРГ, экс-премьер-министру Баварии, имеющему массу наград многих стран. Правда, есть в его биографии один нюанс. А среди наград — Железный крест и Крест «за боевые заслуги». Во время Второй Мировой войны Штраус был зенитчиком. И воевал он на стороне вермахта в том самом городе, где теперь хотят увековечить память о нем. Франц Йозеф покинул передовую в Сталинграде три недели до капитуляции фельдмаршала Паулюса. Информацию об этом разместило на своем сайте Федеральное объединение немецких обществ Запад-Восток (Ost-West-Wirtschafts-Forum). Логистикой этого сомнительного предприятия занимался конкретный человек — деятель из Баварии Кристиан Хольтц, который не готов говорить на эту ни со одним СМИ.

  О чем говорят подобные инциденты: мы имеем дело с центральной линией, которую проводят европейские страны, бывшие страны-союзники фашисткой Германии, главная цель которых, как бы пафосно это ни звучало – отобрать у нас Победу, нивелировать роль советского солдата, нашей страны, освободившей весь мир от фашистского ига.

  Антон Лукаш: «Надо сказать, что публикации немецких СМИ по поводу Прохоровки, высказывания посла Румынии, публикации на официальном сайте Венгрии, где было сказано, что их солдаты, воевавшие на стороне агрессора во время Великой Отечественной войны – герои, вызвали очень жёсткую и массового общественную оценку. Было огромное количество комментариев, не равнодушных людей не осталось».

  Анатолий Сологубов: «Нужно понимать, что подобные настроения в западных странах возникают не случайно. 74 года прошло – а они по-прежнему остаются побежденными. И каждый раз 9 мая парадом на Красной площади мы им напоминаем об этом. И они это воспримет как уже унижение, особенно молодежь, которая не видела, как фашисты убивали женщин и детей, жгли деревни…

  Поэтому сейчас на фоне этих настроений появляются псевдоучения, уверяющие, что никакого сражения под Прохоровкой и не было вовсе.

  Антон Лукаш: «Стоит обратить внимание на еще одну очень серьёзную публикацию, касающуюся уже Сталинградской битвы. Немецкий историк Йенс Венер, сотрудник военно-исторического музея бундесвера в Дрездене, в интервью «Немецкой волне» заявил, что Сталинградская битва слишком переоценена и в России, и на Западе. Слишком большой акцент на одной битве неверен, утверждает он. «Когда одному из событий, в данном случае — Сталинградской битве, уделяют слишком много внимания, это рано или поздно может привести к использованию истории в тех или иных целях, к утере представлений о реальности. Справедливее был бы не выборочный подход, а объективный рассказ обо всех преступлениях военных лет… преступления, совершенные немцами на территории современных Беларуси, Украины, России, когда проводились систематические зачистки среди мирного населения, как бы отходят на второй план или не упоминаются вообще, в то время как о битве под Сталинградом мы вспоминаем регулярно и с широким размахом», — заявил Венер. Он предлагает «демифологизировать» Сталинград не столько в пользу успехов западных союзников, сколько в пользу других знаменитых битв на Восточном фронте — Московской, Курской и Белорусской. По мнению Венера, Сталинград, как всемирно признанный символ военной мощи России, а значит и ее исторического престижа, должен быть в глазах Запада «демифологизирован». И тут в ход идут самые странные утверждения и аргументы: «Значение Сталинграда было скорее психологическим. Поражение немцев было воспринято с восторгом не только в Советском Союзе, но также в Великобритании и США. Сражение имело огромное значение с точки зрения пропаганды. Вообще же, если сравнивать вермахт до Сталинграда и в июне–июле 1943 года, то после Сталинграда вооруженные силы гитлеровской Германии значительно прибавили. Это касалось и боевой техники, и подготовки личного состава армии. Но заметно больше прибавили воевавшие против Германии союзники, что в итоге и решило исход войны» — утверждает Венер.

  То есть, на мой взгляд, происходят очевидные вещи: сначала мы слышим от румынского послала о невинно убиенных солдатах агрессора, затем венгерский правительственный аккаунт называет своих солдат, воевавших во время Великой Отечественной войны на стороне Германии — героями. Следом история «Коли из Уренгоя». Потом Прохоровка и Сталинградская битва. Из разных рупоров идёт одна и та же информация. А по факту – самая топорная и грубая манипуляция массовым сознанием, в основе которой лежит технология газлайтинга (от английского названия пьесы «Газовый свет»ruen) — форма психологического насилия, главная задача которого — заставить человека сомневаться в объективности своего восприятия, а также в самой реальности. Главная мишень в этой подмене истории – молодежь.

  Дмитрий Антонов: «Есть такое выражение, которое в последнее время очень часто звучит: кто хочет победить врага, то должен воспитать его детей. К сожалению, свидетели тех событий уходят. Их осталось очень мало. И главный вопрос: как их будут воспринимать через два-три поколения. Как сохранить историю в неискажённом виде. Поэтому мы проводим большую работу с молодым поколением: сочетаем практическую боевую подготовку с открытыми уроками истории. Подросток на какой-то период попадает в ту атмосферу, его восприятие начинает меняться. Мне самому очень интересно, наблюдать, как происходят эти перемены в молодых людях.

  В ноябре 2017 году мы впервые участвовали в переходе из станицы Клетской до Калача-на-Дону в честь начала контрнаступления под Сталинградом. Прошли практически более 100 километров. Условия были приближены к реальным. В 2018 году были участниками реконструкции под Калачом, где во время боя солдаты Красной Армии уничтожали румынских агрессоров. Наша задача – дать подростку достаточно информации, чтобы не попасть в поле манипуляторов. Чтобы он сам смог правильно оценить факты».

  Антон Лукаш: «Сегодня благодаря развитию интернета и технологий очень небольшой инфоповод можно развить до грандиозных размеров. Поэтому даже небольшие группы могут эффективно манипулировать общественным сознанием. Здесь очень важно обществу не быть пассивным, в противном случае целый народ может стать заложником горстки людей, способной захватить власть. Печальный пример тому – Украина, по улицам которой маршировали неонацисты с факелами.

  Продолжая мысль о том, что что молодежь является главной мишенью фальсификации истории, мне также хотелось бы обратить внимание и на наш опыт сотрудничества с Народным союзом Германии по уходу за военными захоронениями (нем. Volksbund Deutsche Kriegsgräberfürsorge). Наши взаимные культурные проекты привели к тому, это союз предложил концепцию по созданию культурно-просветительского центра. В положение этой концепции совершенно четко введена позиция на эмоциональную историю, которая не предусматривает научного подхода. То есть то, что мы видим в выше обсужденных публикациях европейских СМИ. 

  Можно привести и еще пример «культурного» взаимодействия. В рамках международного проекта «50 лет сотрудничества городов-побратимов Калуга – Зуль» разгорелся скандал в июне этого года. Это исторический семинар в Германии, на который должны были приехать калужские студенты. Молодые люди собирали в архивах информацию о том, как калужанам жилось в нацистской оккупации в годы Великой Отечественной войны, и готовили доклады. Но зарубежные организаторы подвергли тексты редактированию. Цитата: «Там нашим девочкам стали подсовывать тексты, которые они должны были прочитать. Смысл этих текстов сводится к чему? Во время Великой Отечественной для нас и Второй мировой для Германии воевали два деспотических, тоталитарных режима, и победа над фашистской Германией ставилась под сомнение. Потому что вот два режима схватились, и все от этой бойни пострадали. Дело в акцентах. У нас сложилось такое впечатление, что мы становимся как бы пешками в этой игре», — рассказал Максим Казак, ректор КГУ имени К.Э. Циолковского. Сюжет об этом инциденте вышел на телеканале «Россия 24».

  Это говорит о том, что с нашей молодёжи работают с определенными целями, которые надо называть открыто — а именно реконструирование истории, реконструированные, то есть подмена, системы ценностей.

  В конце июля в рамках культурного взаимодействия в Волгоград приезжает делегация из Германии, которая запланировала встречи со школьниками и студентами. Здесь ключевым моментом является пристальное внимание, оценка содержания этого сотрудничества». 

  Алексей Новиков: «Мы активно занимается профилактикой по противодействию экстремизму. То, что сегодня транслируется иностранными СМИ в отношении Великой Отечественной войны я отношу именно к экстремизму. Мы с 2016 года регулярно сотрудничаем с немецкой стороной. И знаем всю подноготную культурного взаимодействия, программ обмена студентами. За ними стоят определенные структуры. Дети для них просто «входной билет» для входы в вышестоящие кабинеты. Например, годовой оборот германского Фонда Эва, основанного в 1968 году при участии США, составляет 2,5 миллиардов евро, которые идут на профилактику и обучению демократии молодёжи на постсоветском пространстве. Гран на студента, к слову, 50 тысяч евро. 

  Работают там представители «Штази» (контрразведывательный и разведывательный орган Германии). С ними же работают выходцы из постсоветского пространства, студенты, выигравшие те самые студенческие гранты. 

  Поскольку мы занимаемся патриотическим воспитанием молодёжи, я попросил своих коллег-немцев, рассказать о их деятельности. И выяснил их методику работы. У них нет понятия патриотизма, она у них искоренена после нацистской Германии. У них есть такое понятие как социальное воспитание или обучение демократия. Их проекты называются «Эмоции истории Второй мировой войны». То есть не факты, а эмоции. Вы даже не можешь себе представить о том, какой уровень манипулирования сознанием существует на Западе.

  Поэтому, на мой взгляд, очень внимательно стоит относиться к этому культурному взаимодействию, даже представителем исполнительной власти Германии, которые посещают Россию, на программы обмена студентами, которые происходит в наших вузах. Чтобы посмотреть, кто стоит за этими программами, стоит зайти на сайты, немцы – народ педантичный, они указывают, все суммы и источники финансирования. Это может стать хорошим материалом для журналистских расследований».

  Анастасия Шейкина: «Мы сегодня с вами здесь действительно обозначили важную проблему. Она реальна. Поэтому я считаю, что её в первую очередь нужно решать представителям крупных общественных организаций России, которые непосредственно работают с молодежью. Наша организация охватывает более 200 тысяч молодых людей. Следуя информационной повестке, мы развиваем те основы, на которых выросли предыдущие поколения, ветераны, чтобы молодые люди помнили свою историю, любили свою Родину».

  Завершая обсуждение, участники круглого стола подчеркнули, что искажение исторических фактов недопустимо. Осознание проблемы мало – нужны очень активные действия, в том числе информационные. 

Фото: РИАЦ

33