Меню
16+

Общественно-политическая газета «Трибуна»

11.09.2020 07:36 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 103 от 10.09.2020 г.

Созидание не исчерпано

Автор: Н.Стебловский.

 Было бы бессмысленно встречаться с В. Б. Тивелёвым по поводу его 65-летия.

 У редакции большой опыт общения с Василием Борисовичем с целью последующей публикации о нем. Человек категорически не приемлет подобной публичности. Редкий случай такой особенности характера. Но любая индивидуальность, если она никому и ничему не вредит, должна быть уважаема.

 Однако категория уважения многогранна. Например, принято уважать почтенный возраст. А если он еще и сочетается с достижениями не столько личностного, сколько общественного значения, то не замечать, замалчивать, обходить стороной такие факты просто неправильно.

 В годы молодости старшего поколения популяризировалась фраза «страна должна знать своих героев», а имена заслуженных людей целенаправленно прославлялись. В этом был заложен глубокий воспитательный смысл, дававший свой положительный результат. Время изменило приоритеты. Сегодня с экрана прославляются преимущественно артисты, певцы, шоумены. В этом не было бы ничего плохого, если бы не оставались в тени люди сферы созидания: ученые, учителя, врачи, производственники…

 А герои всегда были и есть в масштабе окружающей нас среды. Это люди, воплощающие в себе лучшие черты, проявляемые в том или ином виде деятельности, общественного взаимоотношения, отдельно взятой жизненной ситуации. Любая из этих категорий применима к В. Б. Тивелеву в свете обозначенной темы.

 По наблюдению хорошо знающих Василия Борисовича, за что он ни берется, всё получается, причем получается красиво и в прямом, и переносном смысле. К прямому смыслу можно отнести результаты ведения домашнего хозяйства, где один растительный мир чего стоит. Ну а переносный смысл красоты отмечен сорокалетним (с хвостиком) трудовым путем.

 Краснослободский парень хотел стать хирургом и стал, окончив Волгоградский мединститут, после чего с распределения в Руднянскую ЦРБ началась его, без преувеличения, славная рабочая биография. Тогдашний главный врач райбольницы В. Г. Сургучев своим профессиональным чутьём определил во вчерашнем студенте потенциального руководителя, уговорив, назначив Тивелева главврачом Большесудаченской участковой больницы. Тот 1979 год и стал для неё поворотным.

 Здесь уместна выдержка из очерка «Трибуны» 5-летней давности «Запрограммированный на созидание», подготовленного к 60-летию Василия Борисовича также без его участия.

 «…С приходом Тивелева больница из простенькой в свете тогдашней современности преобразилась в лечебный мини-комплекс с физиотерапевтическим и рентген кабинетами. Сказать, что они появились, как манна небесная, по разнарядке, нельзя. В те годы реализация благих намерений зачастую осуществлялась путем «выбивания» результата в вышестоящих, чаще всего областных кабинетах, хозяева которых могли оказать благосклонность просящему или отказать в ней. Не всегда даже опытные, маститые руководители получали сверху скорое «добро» на решение своих проектов.

 Молодой главврач (к работе приступил в 24 года) сумел аргументировать свои просьбы и добился, пожалуй, всего, что задумывал на тот момент. Не случайно Большесудаченская больница (несмотря на свою участковость) быстро обрела добрую и широкую славу, которая только укрепилась за 10 лет тивелевского руководства. Перед Василием Борисовичем высветилась хорошая перспектива карьерного роста по специальности. Поэтому громом среди ясного неба пронеслась по району весть о его новой работе, не имеющей отношения к медицине: Тивелев — председатель колхоза «Большесудаченский».

 Тогда градус общественного мнения зашкаливал. Мало кто верил (если вообще были таковые), что у нового предколхоза здесь получится. Разве что хозяйство развалит. Да, в процессе руководства больницей Василию Борисовичу приходилось также совмещать работу и хирурга, и рентгенолога, и терапевта, и педиатра, и невропатолога при отсутствии таковых. Понятно, что специализация разная, но медоснова одна — родственная. А здесь вообще противоположный профиль – сельское хозяйство, где профессионалы – технологи, садясь за кресло руководителя, порой терпят фиаско.

 А у Тивелева получилось и именно красиво, разумеется, в переносном смысле. Здесь тоже напрашивается выдержка из прошлого очерка.

 «Василий Борисович оказался далеко не худшим председателем в начале колхозной биографии и одним из лучших в её середине и конце. Его метод руководства наряду с традиционностью выделялся и революционностью, то есть новизной взглядов, идей, действий. Так в колхозе возродилось птицеводство с небывалым прежде направлением — гусеводством. Таким же новшеством явилось обретение поголовья романовской овцы с целью по-следующей переработки её шерсти и изготовления на собственной базе меховых изделий. Цель оправдала возложение средства, проект воплотился в жизнь на том отрезке времени».

 Кстати сказать, именно в то время Большое Судачье находилось на пике широкой известности, областного внимания, информационной привлекательности. А председательская деятельность В. Б. Тивелёва помимо успешного колхозного производства была отмечена многочисленными добрыми делами. Чего стоила только газификация села, где неуёмная энергия Василия Борисовича, его настойчивость, обязательность, ответственность сыграли важнейшую роль в раньшесрочном решении вопроса голубого топлива, причём не только для населения Большого Судачья, но также Матышева и Сосновки.

 Но и уход Тивелёва в фермерскую жизнь не оставил его безучастным к социальным проблемам поселения, учреждений, нуждам селян. Не хватит отведённой площади, чтобы перечислить примеры помощи коллективному или отдельно взятому адресату. Учтём к тому же, что и Василий Борисович ярый противник оглашения такой информации. Это ярко выраженный элемент человечности, соответствующий вполне философской формуле: сделал доброе дело – забудь об этом, тебе сделали доброе дело – запомни навсегда.

 Четверть века назад понятие «фермер» воспринималось у нас ещё с некой диковинкой, а к фермерам был повышенный интерес. Сегодня это уже не интерес, а повседневность. Но что показало время? Фермерством надо «заболеть», чтобы дело шло успешно. Правда, к болезни требуется ещё многое, включая особые черты характера. Они у каждого индивидуальны, хотя не исключается схожесть у кого-то с кем-то. Но коль у нас герой рассказа В. Б. Тивелёв, то слово о нём имеет достаточно знающий Василия Борисовича С. А. Улановский.

 Используем выжимку из мнения Сергея Алексеевича, которое он сложил о фермере ещё будучи первым заместителем главы администрации района. Моторный, непоседливый (т. е. беспокойный), неугомонный, «заряженный» идеями и волевым желанием их воплощения в жизнь. Заинтересованно вникающий в суть дела, но дорожащий мнением специалистов. За 28 лет работы в сельском хозяйстве сам стал аграрием широкого профиля, но до сих пор встречается с находящимися на заслуженном отдыхе бывшими ведущими специалистами той или иной области сельхозпроизводства ради их совета.

 Сергей Алексеевич вспомнил один эпизод из общения с Тивелёвым, когда по-семейному отдыхал с ночёвкой у пруда хозяйства Василия Борисовича (естественно, получив на то его согласие). Ближе к ночи фермер, объезжая производственные участки, мимолётно посетил место отдыха гостей. А утром, ни свет ни заря, Сергей Алексеевич снова увидел тивелёвский, но уже другой «Уазик». Тот, вчерашний, оказывается, дал технический сбой и Василий Борисович пересел на другой. То есть, техника не выдержала напряжённой работы фермера, а ему хоть бы что. Спозаранку он уже на ногах, в рабочем процессе. А когда же отдыхает?

 Сергей Алексеевич также не преминул высказаться об отношении самого Тивелёва к отдыху, конкретно к отпуску, в котором тогда находился Улановский. Так вот, по мнению Василия Борисовича, отпуск расхолаживает человека, снижает его производственный коэффициент полезного действия. Возможно, и это Сергей Алексеевич допускает, Василий Борисович так пошутил. Но сам-то он как «впрягся» в фермерский «плуг», так и «пашет» десятилетиями практически без отдыха.

 Человек волен относиться к себе так, как считает нужным, в частности, работать на износ. Но ту же максимальную требовательность предъявляет фермер Тивелёв к своим работникам? Требовательность – да, но в рамках общепринятого рабочего порядка и трудовой дисциплины.

 Кстати, в коллективе трудятся 65 человек, текучки кадров нет, люди дорожат своим рабочим местом (это официальная информация). Но и руководство дорожит людьми. Вот аргумент: в прошлом году КФХ Тивелёва было признано лучшим трудовым объектом по охране труда, а это в общепринятом понимании забота о здоровье человека.

 Для полноты характеристики Василия Борисовича как фермера не лишне сказать (или напомнить), что он первый в районе создал коллектив высокой культуры земледелия, где опыт передовых технологий неизменно наращивается. В КФХ Тивелёва одна из самых высоких зарплат и самые высокие отчисления в бюджет. Всё вместе взятое – очевидный повод для гордости. Но по наблюдению окружающих тивелёвская гордость не имеет ничего общего с гордыней, самолюбием, высокомерием.

 В рассказах о юбилярах принято касаться семьи, если она есть и с ней всё благополучно. Применительно к В. Б. Тивелёву этого условия недостаточно. Если Василий Борисович не склонен (мягко говоря) хоть что-то информировать о себе, то и семья для него в этом плане не исключение. Ну а уж если кому-то в любопытстве невтерпёж, можно сказать одно: в жизни нашего героя всё сложилось как надо. То есть, за что бы он не брался, всё

97