Я на прадеда похожим быть хочу
Дети мирного времени. С каждым годом мы всё дальше и дальше уходим от военной поры, но время не имеет власти над тем, что пережили люди в эти страшные годы.
Мой прадед Махорин Михаил Иосифович жил в многодетной семье. Его мать Варвара Яковлевна осталась одна с пятью детьми, когда отца Иосифа Григорьевича в 1941 призвали на фронт, где он вскоре погиб в ополчении. И потянулись дни с непосильной для женщин и детей работой...
5 января 1943 года мой прадедушка, восемнадцатилетний мальчишка, был мобилизован Гурьевским ГВК. После прохождения первоначальной подготовки ему было присвоено воинское звание «сержант», из чего можно сделать вывод, что он был на хорошем счету. А уже в марте 1944 года воевал в составе 131 стрелкового полка командиром отделения.
Той войны я не знаю и могу только представить, как ты, мой прадед, готовился к жестокой схватке с врагом. Твердо знаю одно: ты боролся до победного конца, чтобы будущее твоей страны, в которой ты родился, жил, было светлым, как безоблачное небо. Ты боролся за мир, за счастье своего народа. Выполняя приказ командования, прадед Михаил ушёл в разведку, где наступил на противопехотную мину и потерял часть ступни. После этого попал в госпиталь. Домой вернулся в 1945 году.
В мае 1945 года Варвара Яковлевна получила благодарственное письмо от комсорга за то, что она вырастила и воспитала достойного сына, защитника нашей Родины. «Ваш сын Михаил — смелый и мужественный воин, бесстрашно прокладывающий путь к победе, сражался с немецко-фашистскими захватчиками. За мужество и отвагу, проявленную в боях, Ваш сын Михаил награждён правительственной наградой, медалью «За отвагу»».
Как бы мне хотелось в великий праздник – День Победы — увидеть в строю ветеранов своего прадеда, заверить его, живого, в том, что мы –
Наследники великой этой славы,
Её мы чтим и бережно храним.
Героями гордимся мы по праву
И стать на них похожими хотим.
И я, твой внук Александр Гагарин, заверяю тебя, что память о подвиге твоего поколения жива в наших сердцах, и мы передадим ее своим детям. Народ, не помнящий своего исторического прошлого, не имеет будущего.
Александр Гагарин, Лемешкинская школа.
После боя сердце просит музыки вдвойне…
В народе говорят: «Когда гремят пушки, музы молчат». Значит ли это, что во время Великой Отечественной войны о музыке, песнях нужно было забыть? Да, мы – поколение людей, не видевших Великую Отечественную войну, но принявшие по наследству от наших дедов и отцов эстафету памяти об этом грандиозном событии, потрясшем весь мир. Каждая семья, каждый дом бережно хранят свои реликвии войны: пожелтевшие листы солдатских треугольников, боевые награды своих родственников, фотографии военных лет.
У меня дома есть пилотка, которая напоминает о Великой Отечественной войне. Это реликвия. Такими же реликвиями для нас являются и песни о войне и военных лет. Я прочитала много книг о войне. Как-то, читая газету «Комсомольская правда», я обратила внимание на рубрику «Великие песни». Сама даже не заметила, как эта рубрика стала для меня одной из любимых, и теперь с нетерпением жду каждый новый выпуск газеты. И я поняла, что песни — это тоже солдаты Великой Отечественной войны, они прошли вместе с советским народом долгими трудными дорогами войны к Победе.
Я не могла представить, сколько песен было написано о войне во время Великой Отечественной войны! Великое множество: «Смуглянка», «Священная война», «Катюша», «Враги сожгли родную хату», «Соловьи», «Журавли», «Алеша», «Шел солдат», «Бухенвальдский набат» и другие.
Я хочу рассказать о тех песнях, которые произвели на меня неизгладимое впечатление, вызвали слезы, и которые, на мой взгляд, вооружали бойцов смелостью, бесстрашием, стойкостью, а самое главное — верой в Победу. Одним словом, песня стала оружием в руках советского солдата.
Самой первой песней о Великой Отечественной войне стала песня А. Александрова. Она родилась в самом начале войны. 24 июня 1941 года в газетах «Красная звезда» и «Известия» было опубликовано стихотворение В. Лебедева-Кумача «Священная война». Перед роковым сообщением о нападении Германии на СССР поэт просматривал кинохроники бомбардировок европейских городов, и, потрясенный увиденным, он написал стих. Прочитав в газете проникновенные строки, композитор А. В. Александров сочинил к ним музыку. И уже на пятый день войны перед отправляющимися на фронт солдатами на площади Белорусского вокзала состоялась премьера «Священной войны» в исполнении ансамбля песни и пляски Красной Армии под руководством Александрова. Отсюда за считанные дни зовущая к подвигам песня распространилась по всему Союзу.
Песня «Эх, дороги…» написана в ноябре 1945 года к празднику 7 Ноября. Нужна была песня о тяжелых военных годах, о пережитом, о том, что довелось пройти в минувшей войне нашему народу. Автор этой песни поэт Лев Иванович Ошанин и композитор Анатолии Григорьевич Новиков сами не раз бывали на фронте и до этого написали уже немало песен на военную тему. Замысел песни «Эх, дороги» родился, когда они, застигнутые бомбежкой, увидели, как упал рядом молодой лейтенант и уже не встал. Сначала появился припев, который начинался со вздоха «эх». Песня «Эх, дороги» стала одной из самых любимых. И слова, и музыка доходили до сердца каждого слушателя. Ведь это была песня-воспоминание о пройденных дорогах войны. Секрет успеха этой песни очень точно объяснил Маршал Советского Союза Г. К. Жуков: «Это бессмертная песня. — А почему? Потому что в ней отразилась большая душа народа».
Стихотворение «В землянке», из которого родилась песня, появилось случайно. Поэт А. Сурков написал в ноябре 1945 г. жене с фронта 16 домашних строк после очень трудного дня, когда пришлось пробиваться из окружения под Истрой. Так бы и остались эти стихи частью письма, если бы в феврале 1942 не пришёл во фронтовую редакцию композитор К. Листов и не стал просить «чего-нибудь», на что можно написать песню. «Чего-нибудь» не оказалось. И тут Сурков, на счастье, вспомнил о стихах, отправленных домой, разыскал их в блокноте и, переписав, отдал Листову. И песня пошла по всем фронтам – от Севастополя до Ленинграда и Полярного. В годы войны песню исполняли Л. Утесов и Л. Русланова — знаменитые певцы прошлых лет. И сейчас эта песня остается одной из самых дорогих и любимых.
В марте 1975 года поэт В. Харитонов обратился к Д. Тухманову с предложением о создании песни, посвящённой Великой Отечественной войне. Страна готовилась к 30-летию Победы, и в Союзе композиторов СССР был объявлен конкурс на лучшую песню о войне.
Буквально за несколько дней до окончания конкурса Харитонов передал свои стихи соавтору. Тухманов очень быстро написал музыку, и песня успела прозвучать на последнем прослушивании конкурса. Ее исполнила жена Тухманова, поэтесса и певица Татьяна Сашко.
Лишь в ноябре 1975 года на концерте, посвящённом Дню милиции, Л. Лещенко исполнил «День Победы» в прямом эфире. Публика сразу приняла песню, и «День Победы» был исполнен ещё раз на «бис». Эта песня показала мощь, силу и красоту русской души, стала символом Великой Победы, непременным знаковым атрибутом торжеств по поводу 9 мая — Дня Победы в Великой Отечественной войне.
Каждая из этих песен достойна особого внимания, каждая как частичка прожитой жизни, частичка души наших ветеранов. И мы всегда будем помнить тех, кто отдал жизнь за Родину.
Песням тех военных лет — поверьте!
Мы не зря от дома вдалеке
Пели в четырех шагах от смерти
О родном заветном огоньке.
И не зря про путь к Берлину пели,
Как он был нелегок и нескор...
Песни с ветеранами старели,
Но в строю остались до сих пор.
Да, теперь я уверена: когда гремят пушки, музы не молчат, они в одном строю с теми, кто уверенно идет к Победе. Воевал народ, воевала и песня. С судьбами людей тесно переплетались судьбы песен. Казалось, какие песни, когда идёт война, кругом горе, каждую минуту смерть смотрит в глаза людям. Не до песен совсем… А всё как раз наоборот. Песни нужны были всем: солдатам помогали в трудные минуты, с песней на привале они отдыхали. А в тех, кто их ждал, песни вселяли надежду, что их близкие и родные вернутся к ним невредимыми.
Дарья Резцова, Руднянская школа.
Нет в России семьи такой,
где б не памятен был свой герой
Война. Услышишь это страшное слово и представляешь, как белый снег обагряется кровью, горит и стонет земля. Как раненые птицы кричат матери, теряя своих детей. Боль, голод, смерть…
Нет в нашей стране ни одной семьи, которой не коснулась бы война, не унесла чью-то жизнь или не искалечила кого-то пулями и осколками. Когда читаешь о войне, знакомишься с судьбами наших людей, то удивляешься, как наши прадеды смогли выжить в той «кровавой мясорубке», откуда брали силы, чтобы отстоять нашу землю от фашистских захватчиков? Георгий Константинович Жуков в своих мемуарах писал: «Прежде всего, мы должны поклониться до земли нашему советскому человеку, который, отказывал себе в самом необходимом: в питании, сне, делая все от него зависящее, чтобы приблизить час победы...».
Победа в той войне не была дарована нашему народу счастливым случаем. Она достигнута кровью и безвозмездными жертвами. Эти слова можно отнести к старшему поколению моей семьи, простым представителям русского народа. Открывая семейный альбом, я достаю пожелтевшую фотографию своего прапрадедушки.
Донцов Никита Иванович родился в Воронежской губернии в 1905 году. В селе Перевальное, Подгоренской волости. Когда началась Великая Отечественная война, деду было 36 лет. В августе 1941 года он ушел воевать, оставив дома жену и дочерей. Прошёл боевой путь рядовым миномётчиком – подносчиком. Получил осколочное ранение головы в боях, и умер от полученных ран 18 июля 1944 года где-то в Белоруссии, похоронен в 300 метрах северо-восточнее деревни Хомковщина Бреславского района Вилейской области. Вот и все, что его жена узнала из похоронки… Кто–то прошёл всю войну от начала и до Берлина, кто–то погиб в первом же бою. Мой дед почти три года подносил снаряды к миномёту, под свист пуль, взрывы бомб, в любую погоду, отвоёвывая каждый клочок родной земли, как и все его однополчане, как и многие миллионы простых солдат. Так откуда же он брал силы, чтобы преодолеть страх, боль потерь, голод и холод, чтобы снова вставать и идти в бой? Думаю, что мысли о доме и семье грели его в холодном окопе. Вера и надежда придавали уверенности в том, что наша армия всё выдержит и разгромит врага. Мой прапрадедушка был олицетворением добра, смелости, отваги и скромности. Эти слова можно отнести ко всем, кто перенёс весь ужас войны. С уходом ветеранов из нашей жизни уходит что-то важное, мы как будто сиротеем душой.
Я отношусь к последнему поколению, которое застало живых участников Великой Отечественной войны, тех, кто ещё может рассказать о сражениях или помолчать со слезами на глазах. Это цепочка памяти, передающаяся из поколения в поколение, не имеет срока давности. Я — звено этой цепи. Придёт семьдесят пятая весна с той поры, как закончилась война. Всё снова станет зелёным и новым, снова будет запах сирени после дождя, заливистые трели соловья за окном, яркие звёзды над головой. Я люблю это. Думаю, и пра-прадедушка тоже всё это любил и сумел сберечь для своих детей и внуков. Наступит 9 мая. Ранним утром я возьму его портрет, встану в ряды Бессмертного полка и с гордостью пройду по площади вместе со своими одноклассниками. О подвиге народа я обязательно расскажу своим детям и внукам. Мы не должны забывать тех, кто подарил нам мир. Вечный огонь не должен погаснуть в наших сердцах никогда!
Ольга Цилибина, Матышевская школа.
Фото: https://pixabay.com/ru/