Меню
16+

Общественно-политическая газета «Трибуна»

16.12.2021 07:40 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 143 от 16.12.2021 г.

ЭТО БЫЛО, СЛОВНО ВЧЕРА

 Недавно смотрел видеозапись о родном селе – Старом Кондале. А посмотрев ее, сокрушенно поймал себя на мысли: «Боже мой, до чего же быстро мчится время!».

 Видеозапись была датирована августом 2009 года. Получается, с того дня минуло более 12 лет!

***

 Тот день — День празднования села — хорошо запечатлелся не только на видеопленке, но и в моей памяти.

 …Вот я по приглашению ведущей этого праздничного мероприятия легко взлетаю на клубную сцену и с нескрываемым волнением начинаю рассказывать о своих чувствах к очень дорогому для меня селу, в котором родился, окреп телом и духом. Рассказываю и о том, как близки для меня люди, ныне живущие в селе, и те, кто, как и я, набравшись в нем сил, покинул его в поисках своего счастья.

 Спустившись же со сцены, с трудом унимаю учащенное биение сердца, обнимаю и крепко жму руку рядом оказавшимся односельчанам.

 Среди них особо отмечаю двух: Янова Александра Васильевича и Боченина Николая Федоровича. Несмотря на свой почтенный возраст, они, как и в годы моей жизни в селе (а это были 50-е и начально-средние 60-е годы), стараются держаться моложаво: их голоса искрятся задором, а в их руках по- прежнему весело пиликают у одного – баян, у другого – гармонь.

 Оба мужчины многое значат для села.

***

 Так, Александр Васильевич еще в свои молодые годы вместе с отцом Василием Ивановичем считался умелым ковалем (кузнецом) в округе. Да и по-уличному их звали Ковалевы.

 Позже Александр Васильевич работал заведующим клубом и смог оживить до этого находящуюся в дремотном состоянии культурно-досуговую атмосферу села. При нем преобразилось и само здание клуба – невзрачные деревянные стены были спрятаны под красивым, надежным кирпичным «пологом». Отчего здание приобрело вид привлекательного очага культуры.

 Притягательным сделала клуб и рядом появившаяся спортивная площадка, на которой я, еще будучи подростком, охотно играл вместе со своими сверстниками в волейбол, состязался с ними в физической силе и ловкости на перекладине – турнике.

 А как чудно играл Александр Васильевич на баяне! В летние вечера из широко и гостеприимно открытых дверей клуба постоянно слышалась мелодия его баяна, на которую гурьбой спешила молодежь села, чтобы потанцевать, попеть.

 Тягу к музыке Александру Васильевичу привил его отец, который в кузнице на наковальне мог выбить своими рабочими молотками и молоточками многие мелодии ходивших в народе песен. А еще дядя Вася (так звали мы, дети, его отца) подарил сыну привезенную с войны в качестве трофея немецкую губную гармошку. Александр Васильевич быстро освоил этот диковинный заграничный инструмент. А потом, уже учась в Сталинградском культурно-просветительном училище, он покорил и баян.

 Работал Александр Васильевич и пасечником. Эта должность также оказалась ему по силам. Свое мастерство пасечника он смог полно продемонстрировать и в ходе упомянутого мероприятия – Дня села.

 Александр Васильевич порадовал всех односельчан вкуснейшим, солнцеподобным медом и приготовленным им древним русским напитком – медовухой.

 И вот я, находясь под благостным влиянием от принятой чарки медовухи, в знак благодарности попытался было произнести тост в честь ее создателя – Александра Васильевича, однако он, со свойственной ему скромностью, одернул меня, мол, к чему такая честь.

 Скромность, добродушие всегда были характерны для этого человека.

 То, что это так, подтвержу случаем, произошедшем в моем далеком детстве. Учась в 4-ом классе, мне захотелось «щегольнуть» перед учительницей своим аккуратным отношением к школьным учебникам. Для этого я решил обернуть книги не газетной бумагой, как это делали все мои одноклассники, а плотной белой бумагой.

 Эту же дефицитную в ту пору бумагу я накануне достал необычным способом: вечером, когда чуть стемнело, снял написанное на бумаге объявление о филь- мах, идущих в клубе, которое поместил Александр Васильевич на стене сельского здравпункта.

  Если позже от учительницы я получил благодарность за бережное отношение к книгам, то от родителей – нагоняй за проступок, а от Александра Васильевича, после кратко сделанного словесного внушения, получил несколько листов вожделенной бумаги.

 И значительно позже Александр Васильевич был ко мне снисходителен и добродушен. Когда мой родительский дом опустел – умерли родители, а сам дом обветшал, то кров мне во время последующих приездов в село гостеприимно представлял опять же он, Александр Васильевич. За что я ему, конечно, очень благодарен.

 Известно, что у праведных родителей вырастают и праведные дети. Таким сыном был Александр Васильевич у своего отца и матери. Такими стали и его дети: сын и дочь, ныне почитающие своих предков и перенявшие от них трудолюбие, порядочность.

 Не в этой ли преемственности состоит главная ценность человека?!

***

 Теплые воспоминания оставил о себе и другой мой земляк – Боченин Николай Федорович.

 Запомнился же он мне веселым, оптимистическим характером, умением все трудности решать своей врожденной находчивостью. Я никогда не видел его унылым, растерянным. О характере этого человека красноречиво говорила и гармонь, часто оказывавшаяся в его руках. Меха гармони всегда излучали искрометные наигрыши и звали всех, услышавших их, к танцам, напеву веселых частушек.

 А еще Николай Федорович слыл в нашем селе человеком, хорошо знающим толк в ветеринарном деле. Он был своеобразным доктором Айболитом всей многочисленной совхозной и домашней живности села.

 Помню Николая Федоровича и выполняющим обязанности лесника. В свои молодые годы ему вместе с не менее веселой и энергичной женой Валентиной Ивановной довелось жить отшельниками на кордоне (отдельно стоящем доме) в довольно глухом лесу Майорском и заниматься охраной леса. И с этим делом он справился успешно.

 Вот и в День празднования села Николай Федорович, уже будучи аксакалом, старался быть по-прежнему энергичным, находиться в центре внимания односельчан.

 Так, во время экскурсии по центральной улице села, проводимой Любовью Ивановной Краснощековой (в девичестве – Бочениной), он вместе с ней выступал в роли многознающего гида. А в руках Николая Федоровича, как всегда, была его вечная спутница – гармонь, которая в этот раз уже настраивала участников экскурсии на сентиментальный лад.

***

 Пишу эти строки, а перед глазами все четче и четче выступают картины того давно минувшего дня – Дня чествования села, а на душе же – смутные чувства.

 И тому нахожу объяснения: такому яркому, многолюдному дню, каким тот был в августе 2009 года, уже не бывать, но больше огорчало то, что нет уже с нами, живущими, ни Александра Васильевича Янова, ни Николая Федоровича Боченина – благочестивых людей, людей, придававших жизни села четкий, здоровый ритм.

 Непроизвольно ловлю себя на мысли: бывает же так – люди ушли, а ты вот в своей памяти отмечаешь, как время от времени совершается их возврат в твою жизнь. Это происходит потому, что каждый из них тебе дорог и близок.

Алексей Малинин, уроженец с. Старый Кондаль.

г. Самара.

109