Меню
16+

Общественно-политическая газета «Трибуна»

22.07.2022 07:32 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 78 от 21.07.2022 г.

От серпа до комбайна

Из трубы зерно течёт

 Сегодня трудно себе представить хлебное поле в Руднянском районе без комбайна. Но путь его в российское сельское хозяйство был нелёгок и долог.

 Принято считать, что родиной зерноуборочного комбайна («комбайн» от английского слова «соединение») является США. В 1828 г. С. Лейн заявил первый патент на сложную комбинированную уборочную машину, которая одновременно срезала хлеб, обмолачивала его и очищала от шелухи. Но, считают историки, машина до конца не была построена. До ума довели её Э. Бриге и Э. Д. Карпентер (1836 г.). Наверное, А. С. Пушкин об этом не знал, а то бы обязательно отреагировал. Комбайн был повозкой на 4-колёсном ходу. Вращение молотильного агрегата и привод в действие режущего аппарата осуществлялся передачей от задних колёс. Тоже в 1936 г. Х. Мур и Д. Хаскан получили патент на машину, приближённую к конструкции современного типа. В 1854 г. этот комбайн работал в Калифорнии и убрал около 240 га хлеба. В 1875 г. в Калифорнии свой комбайн представил Д. Петерсон. А в 1890 г. уже работало 6 фирм по производству и продаже комбайнов. Они изготавливались главным образом из дерева. Имели большой захват режущего аппарата. Передвижение по полю осуществлялось, в основном, лошадьми и мулами, их требовалось до 40 голов. Рабочие органы приводились в движение с помощью передач от ходовых колёс повозки, а с 1889 г. — от специальной паровой машины. Были, оказывается, комбайны-паровозы. К концу 1890 гг. на Тихоокеанском побережье США уже работало около 600 комбайнов. Сегодня тогдашний исторический приоритет США в комбайностроении очевиден.

***

 Что же в России? Известно, что 4 января 1869 года «Земледельческая газета» писала: «Департамент земледелия и сельской промышленности объявляет, что в опыт 18 декабря 1868 г. поступило прошение учёного управителя Андрея Романовича Власенко о выдаче ему 10-летней привилегии на изобретённую им машину под названием «Конная зерноуборка на корню». Она была способна выполнить работу двух машин: жнейки и молотилки. По сравнению с ручным трудом она была производительней в 20 раз, а по сравнению с самой совершенной американской машиной «Мак-Кармик» — в 8 раз.

 Российский министр земледелия запретил выпуск жнейки-молотилки Власенко: мол, изготовление такой умной машины непосильно нашим заводам. Отечественному изобретателю-механику удалось собрать своими силами лишь две опытные «зерноуборки». Они потом успешно работали в Бежецком уезде Тверской губернии. На проекте Власенко в России поставили крест. Но Америка не дремала. В 1879 году в прессе появилось сообщение о калифорнийской «жнемолотилке», названной «комбайном». Правда, современники отмечали, что он уже очень похож на машину Власенко. Только в движение приводился 24 мулами, при 7 работниках.

***

 Лишь в 1913 году в Россию был завезён первый комбайн фирмы Холт. Он демонстрировался на Киевской сельхозвыставке. Это была деревянная конструкция на одноленточном гусеничном ходу, с захватом режущего аппарата 4,27 м и бензиновым мотором для одновременного приведения механизмов в действие и передвижения самой машины. Паровым двигателям вышла отставка. Комбайн испытывался на Акимовской машиноиспытательной станции, показал относительно хорошие результаты, но применения не нашёл, помешала Первая мировая война (1914-1918 гг.).

***

 Вплоть до войны и после Октябрьской революции 1917 г. нужные сельхозмашины ввозились из-за границы. Например, в 1928 г. (год образования Руднянского района в составе Камышинского округа Нижне-Волжского края с центром в Саратове) на Дону уборка зерновых на 34 % осуществлялась косами и серпами, 66 % — конными жатками. В других регионах, по мнению аналитиков, ситуация была ещё хуже.

 Получается, что зарождение и развитие отечественного комбайностроения приходится на советское время, бурные тридцатые годы XX века, годы великой социалистической индустриализации в промышленности и коллективизации в сельском хозяйстве СССР.

 Первые комбайны «Коммунар» и «Сталинец» мало чем похожи на современные. Из трёх моделей «Сталинец» два (СМ-1 и С-6) были прицепными. Работали в сцепке с трактором. Мой отец, Гончаров А(О)лимпий Егорович, знатный хлебороб-орденоносец, работал трактористом с 1929 года, затем — комбайнёром на С-1, С-6, позднее — на РСМ-8. Брат Юрий был штурвальным у отца. Отец — командир агрегата, отряда — в сцепке: трактор ЧТЗ, два комбайна «Сталинца». Себя помню на мостике соломокопнителя. И с отцовой кирзовой сумкой, носил отцу домашнюю еду в поле, что-нибудь летнее: свежие яйца, огурцы, зелень, яблоки, а также сало, картошку, окрошку, блины, молочку. Я садился на весовой в машину, которая возила от комбайнов папы зерно на зерноток, и на ней же, уже на духмяном зерне, возвращался домой.

 В поле питание полеводов обеспечивала совхозная столовая, кухни отделений и полевых станов. Пищу развозили машины и конные подводы. Питьевую воду из родников доставляли тоже на лошадях водовозы.

 В поле тогда я видел множество дроф (дудаков), перепёлок, куропаток, сусликов. Сейчас это редкость. Был однажды свидетелем пожара в поле. Это было ЧП: наблюдал я в то время и огромную тревогу людскую и высшую меру мобилизации механизаторов и их помощников (штурвальных, соломокопнильщиков) в борьбе с огнём, лютым врагом хлеба. На участке всегда были ёмкости с водой (бочки на железных колёсах), трактор с плугом для опашки первичного очага возгорания. На каждом комбайне сзади хедера (жатки) были деревянные бочки с водой: одна на случай пожара (побольше), другая (поменьше) — для питья. Эти ёмкости сверху накрывались грубой мешковиной, которая тоже применялась в противопожарных целях, на каждом комбайне были мётлы, закреплённые в вертикальном положении в нескольких местах (хедер, мостик комбайнёра, мостики на соломокопнителе). Мётлами обметали от пыли, осота, летающей повсюду паутины комбайн. Применяли мётлы и для забивания огня по кромке горевшей стерни.

 Счастливым моментом был для меня эпизод, когда отец ставил меня к штурвалу комбайна. Дядя Ваня Скубаков, тракторист, приветливо махал мне рукой, кабины на ЧТЗ не было. Обзор был прекрасный. Но однажды я всё-таки на камень напоролся. Камень в поле — горе для комбайнёра. Встречались они у нас. А ведь каково было работать механизаторам в Егоровке, Терёхине, Митякине, Лопуховке, Громках, Кондалях, Олейникове? Здесь каменистых полей и сейчас хватает.

***

 Но вернёмся к истории отечественного комбайностроения. Капиталистический запад был охвачен жесточайшим и длительным экономическим кризисом (1929-1933 гг.), а в СССР успешно и активно решались созидательные задачи социалистического строительства. Как писал В. Маяковский тогда: «А моя страна — подросток! Твори, выдумывай, пробуй!».

 Подлинным чудом для крестьян была жнейка-лобогрейка. Но на этой примитивной технике работало два человека, они могли сжать полгектара в день. Затем селяне получили жатки-самосброски. Они укладывали скошенный хлеб сбоку, управлял машиной один человек. Но за ней, как и за «лобогрейкой», шли женщины и вязали снопы. Потом снопы складывали стоя в поле, после везли на гумно (ригу, ток) для хранения и обмолота зерна цепями, каменными валиками (горновками), копытами лошадей. Жатки-сноповязалки — это следующий этап в механизации хлебной страды. Эту машину историки-специалисты называют старшей сестрой комбайна. В ней уже просматривались элементы соединения нескольких важных операций жатвы.

 А стране всё в больших масштабах требовался хлеб. Росло население, шёл процесс урбанизации. Резко сократился экспорт отечественного зерна. Если в 1913 году Россия экспортировала 10 млн тонн зерна, то в 1925-26 гг. — лишь 2 млн тонн.

 В Стране Советов за короткий срок по плану индустриализации нужно было построить более 1,5 тысячи заводов. Государственному бюджету требовались инвестиции (как иначе). Их можно было получить на модернизацию экономики за рубежом (под проценты), а также планировалось использовать средства за счёт экспорта собственной продукции: нефти, мехов, хлеба (зерна). Однако производство последнего в стране отставало.

 И. В. Сталин, тогдашний руководитель СССР, резонно считал, что дело в отсталой технике и громадных потерях зерна. Именно по инициативе Генерального Секретаря ЦК ВКП (б) в стране были построены в 1928-1929 гг. заводы сельхозмашиностроения и началось массовое производство комбайнов. Советские люди были уверены, что коллективные хозяйства на селе решат поставленные партией задачи по увеличению производства зерна на новой технической базе.

***

 В 1930 г. заработал запорожский завод «Коммунар», который выпустил первые 347 советских комбайнов «Коммунар». Он сделан по лекалам американского образца «Холт-Катерпиллер». На колхозных полях такие комбайны, хоть и на буксире за трактором, заменили сотни работников, которые ранее были заняты тяжёлым ручным трудом. Комбайн убирал за час 1 га хлеба, молотил и сортировал зерно. Управляли техникой 3 человека: тракторист, комбайнёр, штурвальный. Технические характеристики: ширина — 4,6 м; ёмкость бункера — 1,8 м3, двигатель на комбайне — автомобильного типа, бензиновый, типа ГАЗ, приспособлен был и мотор «Форд-Нати». На тяге — маломощный трактор СХТЗ — 15/30 и «Универсал».

 О работе комбайнов «Коммунар», «Сталинец» вспоминает в своих мемуарах военной поры историк Максимов, фронтовик, труженик тыла, наш земляк, речь шла о жатве 1942-1943 г. в громковско-лопуховской стороне. На комбайнах работали девушки.

***

 21 июля 1929 г. заработали пять цехов (из 18 запланированных) завода «Ростсельмаш» (Ростов-на Дону). Ранее он производил крестьянские хода для телег, также изготавливались и в Руднянском промкомбинате, потом — поперечные грабли, тракторные плуга и сеялки. А уже в 1930 г. был выпущен первый комбайн «Колхоз». Летом 1931 г. на заводе была завершена сборка первых двухприцепных комбайнов «Сталинец».

 На полях Краснодарского края провели сравнительные испытания комбайна «Сталинец-1» и американских комбайнов «Оливер», «Холт», «Катерпиллер». Советская машина показала лучшие результаты. В отличие от «иномарок» «Сталинец — 1» мог убирать не только хлеб, но и подсолнечник, кукурузу, просо.

 Параметры комбайна удивляли специалистов того времени: мощность двигателя — 40 л. с., ширина опашки — 6,7 м, ёмкость бункера — 2,18 куб. м, пропускная способность хлебной массы — 2,15 кг/сек.

 В мае 1932 г. на хлебную ниву СССР был отправлен первый железнодорожный состав с комбайнами «Сталинец». Уже 14 июня 1940 г. «Ростсельмаш» собрал 50-тысячный комбайн этой серии.

 Можно себе представить, какие изменения произошли в промышленном производстве, сельском хозяйстве, сознании людей, их трудовых навыках, культуре труда! Но поначалу, как водится, некоторые встречали новую технику с недоверием. Вспоминаю из своей юности разговоры старожилов, отца и деда о первой встрече с тракторами и комбайнами в родном посёлке:

- А цэ шо ж?

- А цэ, кум, трактур.

- А шо цэ у ёго зубья на колэси?

- Та шоб нас сожраты!

 По воспоминаниям, толпа отпрянула. Слышатся голоса:

- Госпади! Спаси и помилуй!

- А цэ ж рядом шо?

- Конбайн.

- Дывысь! До ёго жнэйка прысобачена.

- Та вин и зэрно молотэ.

- А дэж молотилка?

- Та, мабуть, в нутрах...

- А труба для чёго?

- Кажуть из нэи зэрно тэче!

- Из трубы зэрно тэче?!

- Шо люды бачуть, то и брэшуть...

 ...Комбайн «Сталинец-1» в 1937 г. участвовал во Всемирной Парижской выставке, где получил высшую награду «Гранд-При».

***

 В 30-е годы XX в. в СССР были построены и вышли в эксплуатацию другие заводы сельхозмашиностроения. В нашем родном Саратове в конце 1931 года был открыт завод «Саркомбайн». Он начал выпускать машины с маркой СЗК (Саратовский комбайновый завод), такой же конструкции, что и «Коммунар». С 1932 по 1937 г. с конвейера сошло их 39000 тыс. штук.

 В 1936 г. в Люберцах (Подмосковье) начали делать комбайны СКАГ-5 «А» (северный комбайн Анвельта — Григорьева). Это была прицепная

 В 1936 г. в Люберцах (Подмосковье) начали делать комбайны СКАГ-5 «А» (северный комбайн Анвельта — Григорьева). Это была прицепная безмоторная техника, работала на небольших площадях в условиях Советского Севера, где много осадков и низкая температура. Справлялся СГАК с уборкой гороха и вики, с конвейера сошло 7 тысяч машин. Что интересно, эти комбайны шли и на экспорт. В 1937 г. на Парижской выставке комбайн был отмечен почётной наградой: Дипломом.

***

 Благодаря собственному производству сельхозтехники уже к 1935 году во всех зерновых совхозах (в т. ч. совхозе «Белые Пруды») убирали комбайнами почти всю хлебную ниву — 97,1 % площадей. В уборочную страду 1937 г. в СССР работало уже 120 тысяч комбайнов, собравших 39,2 % зерновых колосовых всех колхозов и совхозов, обеспечив снижение потерь при уборке, которые достигали при использовании «лобогреек» до 25 % зерна.

 Если в 1933 г. в СССР выпускали 25 тыс. комбайнов, то в предвоенном 1940 году — 182 тыс. зерноуборочных машин, т. е. более чем в 7 раз. Вот это была модернизация, вот это был рывок!

 Титанический труд рабочего класса, крестьянства, трудовой интеллигенции под руководством коммунистов за короткий исторический срок дал свои великие плоды. Страна стала индустриальной державой, сельское хозяйство — опорой по созданию надёжной продовольственной базы и производства сырья для перерабатывающей промышленности. Конечно, это был всенародный подвиг! Будущие суровые времена военного лихолетья подтвердили правоту этой генеральной линии Советской власти. Подвигу колхозного поля в годы войны посвящена отдельная глава.

***

 Несмотря на послевоенные трудности, полную разруху на оккупированной немцами советской территории, победители фашизма с энтузиазмом приступили к мирному, созидательному труду, восстановлению народного хозяйства. Уже в 1947 г. на заводе «Ростсельмаш» первым после Великой Отечественной войны был выпущен прицепной комбайн «Сталинец-6». На уборке зерновых он выполнял прежние функции: срезание стеблей с колосом, обмолот и очистка зерна, а также сбор соломы и половы (соломокопнитель был прицепным). В сцепке с трактором работал и комбайн с собственным двигателем. Наличие двух двигателей (комбайн + трактор) увеличивало расход горючего. И хотя «Сталинец-6» был несколько усовершенствованной машиной по сравнению со «Сталинцем-1», он работал на малых скоростях, имел большой вес. Да и кадров требовалось немало: тракторист плюс сменщик, комбайнёр и штурвальные, соломокопнильщики с вилами... Уже стоял вопрос о создании самоходных моделей комбайнов.

 А пока, с 1947 по 1958 гг., в СССР было изготовлено 161295 комбайнов С-6 («Сталинец-6»). Эти замечательные машины ещё «сказали своё веское слово» на героических полях целины: в Сибири, на Алтае, Средней Азии, Казахстане, Поволжье.

 Последний прицепной моторный комбайн назывался «РСМ-8». Он имел большой захват жатки, большую пропускную способность молотилки 4 кг/сек., шрифтовый барабан был заменён бильным, мощность бензинового двигателя — 52 л/с, бункер — 2,25 куб. м. Эти усовершенствования делали его более производительным. С 1956 г. по начало 1958 г. было поставлено на поля страны 49923 машины.

 В 1958 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление о прекращении производства прицепных зерноуборочных комбайнов и об организации выпуска более производительных самоходных комбайнов. Их производство поручалось «Ростсельмашу» и Таганрогскому комбайновому заводу.

***

 Но самоходные комбайны (СК) имели в СССР более давнюю историю. В 1946 г. советские конструкторы получили Сталинскую премию I степени за создание первого самоходного комбайна «Сталинец-4» (С-4), который взял лучшее от комбайнов «Сталинец-1» и «Коммунар». Через год комбайны стали массово выезжать. Он передвигался по полю самостоятельно, без трактора. На комбайне был установлен двигатель ЗИС-5 (50 лошад. сил), с регулятором оборотов, усиленным охлаждением воды и масла. При средних условиях работы производительность составляла 2 га в час, рабочая скорость от 2 до 8 км/час. Тульский комбайновый завод, завод «Сызраньсельмаш», Красноярский комбайновый завод с 1947 по 1955 гг. делали самоходные комбайны под маркой «Сталинец-4», а с 1956 по 1958 гг. — «Сталинец-4М». В 1963 г. «Сталинец-4» был признан лучшим в мире, на Лейпцигской ярмарке (ГДР) получил диплом I степени, на международной ярмарке-выставке в Брио (Чехия) заслужил золотую медаль, а в Будапеште (Венгрия) — серебряную.

 С 1958 г. производство самоходных комбайнов было сосредоточено, как уже отмечено, в Таганроге и Ростове-на-Дону. Руководил проектом талантливый учёный — инженер Ханаан Ильич Изаксон.

 Выпуск комбайнов нескольких моделей (СК-1 — СК-4А) производился с 1958 по 1973 год. В хозяйства поступило за это время 855589 новых комбайнов.

 Визитной карточкой советского комбайностроения стала модель СК-5 «Нива» (1973 г.). Произведено более 1 млн 200 тысяч таких машин. Комбайн выполнен по классической схеме: с несущей молотилкой, навесной жаткой и навесным копнителем. Ширина захвата жатки — 4 м, молотилка имела бильный барабан диаметром 600 мм, деку с углом охвата 128 градусов, копнитель, снабжённый соломонабивателем. Двигатель — дизельный СМД-17 К (СМД-18 К), мощностью 100 л. с., или СМД 19-К (СМД-20) мощностью 120 л. с.

 А потом пришло время «Донов»: «Дон-1200» и «Дон-1500». Они работали на полях СССР, а затем СНГ. Комбайны разрабатывались как замена «Ниве». Серийно «Дон-1500»производился с 1986 г. С 2006 г. на смену пришли комбайны «Акрос-530», «Вектор-410» и др.

 «Ростсельмаш» и сегодня остаётся главным производителем разных модификаций самоходных комбайнов. Это целая «империя». В группу компаний «Ростсельмаш» (по современному: Rostselmash и Versatile) входят 13 предприятий в 4 странах мира.

***

 Заметим, что первый самоходный комбайн на шаровой тяге в 1905 г. представила американская фирма «Холт», в 1907 г. появился комбайн с двигателем внутреннего сгорания. Но такой комбайн из-за дороговизны могли купить крупные фермерские хозяйства США. Только с 1926 г. началось их широкое внедрение. Мировой кризис 1929-1933 гг. затормозил развитие комбайностроения в капиталистическом мире. И лишь в 1940 г. началось в США массовое производство самоходных зерноуборочных машин.

 Несмотря на военное лихолетье, Советский Союз уже в 1946 году имел свой отечественный самоходный комбайн «Сталинец-4». Европа отставала. Первый европейский образец появился в 1952 г. (фирма CLAAEYS). В 1953 г. фирма «СLAAS» представила комбайн «Геркулес», который стал первым коммерчески успешным европейским комбайном.

 Так что советское сельхозмашиностроение не отставало. Комбайн Дон-1500 (технологически СК-5 АМ или РСМ-10) имел некоторые особенности: домолачивающее устройство, конструкция жатки — беспальцево-режущий аппарат, усовершенствованное мотовило, гидравлик — и автоматрегулируемые граблины, большой по объёму бильный барабан, бункер — 6 куб. м, более удобные условия труда для комбайнера и т. д.

 Кроме того, в советский период выпускаемые специфические комбайны, которых руднянское поле могло и не знать, хлопкоуборочные, льноуборочные, томатоуборочные, картофелеуборочные, комбайны для уборки зелёного горошка, коноплеуборочный (собирал семена, вязал стебли в снопы), плодоуборочные (собирал семечки, косточки, плоды собирал с деревьев высотой до 7 м, агрегат работал на две стороны — левую и правую).

 Ныне на руднянском поле трудятся в уборочную страду до 115 зерноуборочных комбайнов. Много это или мало? Для сравнения специалисты называют такую цифру: в советское время только в совхозе «Руднянский» насчитывалось до 70 комбайнов. Можно делать вывод, что сельское хозяйство приобретает сегодня более производительную и качественную технику. Теперь комбайны имеют комфортные условия труда для механизаторов, ремонты в связи с электронной «начинкой» требуют вызова сервисных групп из головных предприятий. Идёт и постоянное обновление сельхозтехники, в том числе комбайнов.

 Так, в «Итогах социально-экономического развития Руднянского муниципального района за 9 месяцев 2021 года и ожидаемых итогах за 2021 год» (газета «Трибуна», газета Руднянского муниципального района Волгоградской области, 2021 г., 30 ноября, № 136 (13698) говорится: «Сельхозтоваропроизводители района в рамках обновления сельскохозяйственной техники за 9 месяцев текущего года на техническую модернизацию направили 206,3 млн рублей, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост составил 80,2 млн рублей. Приобретено 10 тракторов, 5 зерноуборочных комбайнов, 1 автомобиль КАМАЗ и другая современная высокопроизводительная техника».

 ...Руднянское поле, наши замечательные хлеборобы продолжают свой славный и благородный трудовой подвиг! И потому: как и прежде, из «трубы зерно течёт»!

В. Гончаров.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

319