Меню
16+

Общественно-политическая газета «Трибуна»

17.08.2022 07:36 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 89 от 16.08.2022 г.

ЗАБВЕНИЮ НЕ ПОДЛЕЖИТ

 Еще в древности мудрецы отмечали, что ничто не вечно под луной.

 Не вечны и мы, ныне живущие. Придет день или ночь, когда мы, в последний раз сделав вздох и выдох, распрощаемся с жизнью. А дальше наше бренное тело будет предано земле.

 Каждому из нас, повидавшему, познавшему в той или иной степени жизнь и ныне уже подумывающему о своей кончине, хочется, чтобы твоя могилка длительное время была ухожена, не зарастала «травой забвения».

 А так ли оно всегда бывает?

 К сожалению, нет. Посещая кладбище, мы нередко отмечаем, как немало на них заброшенных могил. Могилки эти выделяются среди других своим неухоженным видом: глубоко просевшей землей, подгнившими крестами, покосившими, а то и упавшими надгробными памятниками.

 Конечно, больно видеть подобные картины.

 Проходя мимо таких могил, мы, как правило, неблагозвучно отзываемся о тех, кто должен присматривать за этими захоронениями – прежде всего о живых родных усопшего.

 И будем честны, редко кто из нас этот праведный гнев оборачивает в свою сторону, внутрь себя, спрашивая: а что ты сам сделал, чтобы исправить увиденное твоими глазами – поправил ли покосившийся крест, убрал ли давно засохшие цветы с могильного холмика, подумал ли учтиво о захороненном здесь…

 Читающий эти строки может спросить меня – а сам-то как поступаешь, оказавшись в подобной ситуации?

 Не стану скрывать, отвечу: по-разному.

 До сих пор ощущаю угрызение совести, как 21 год назад я, будучи на близком моему сердцу кладбище села Старый Кондаль, не внял совету, высказанному односельчанкой, с которой встретился здесь.

 А произошло вот что.

 После года, прошедшего после смерти моего отца, я стал устанавливать надгробный памятник на семейном захоронении. Дело было летом, накрапывал дождь, спешил покончить с работой и скрыться под крышей осиротевшего родительского дома.

 Односельчанка, увидев меня и отметив, что густая трава на могилке и подход к ней мешают мне заниматься работой, посоветовала скосить траву у центрального входа на кладбище и прокосить тропку, по которой носил я песок и щебень, находящиеся за забором.

 В тот раз я отмахнулся от совета женщины. А сейчас думаю, напрасно поступил так: скосив траву, я бы не только облегчил свою работу по установке памятника, но и хотя бы чуть-чуть улучшил общий вид кладбища и, возможно, подтолкнул своими действиями кого-то из односельчан также взяться за косу и выкосить траву у могил близких им людей.

 Кстати, в былые, уже ставшие далекими времена, когда у сельчан водилась во множестве домашняя живность, выкашиванием травы на кладбище не один год занимался Николай Архипович Горбунов – уважаемый в селе человек.

 Сегодня – иное время: село заметно оскудело скотиной, уменьшилось и число людей, живущих в нем. Заготовкой сена если кто-то и занимается, то делает это в основном механизированным способом – с помощью трактора и травяной косилки. На кладбище же такой метод непригоден: здесь траву можно выкосить и убрать, только поработав косой и граблями. А для этого нужны здоровые, необделенные умением косить мужчины, а их в Старом Кондале, как говорится, «раз-два и обчёлся».

 Подобное наблюдается и в соседних селах.

 Есть ли выход из создавшегося положения?

 Конечно, есть.

 Для начала давайте согласимся, что кладбище – это народная память, которая забвению не подлежит, и она требует к себе уважительного отношения всех и каждого.

 В этом отношении мне хочется вспомнить церковь и людей, почитающих Бога. Очень мудро и трогательно относятся они к усопшим. Называя кладбище Божьим полем, они регулярно молитвенно поминают усопших, проводят дни памяти по усопшим, а 9 мая – в День Победы – проводят поминовение усопших воинов за веру, Отечество и народ, жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

 Делает церковь еще многое другое, чтобы «сеяное в тлении восстало в нетлении».

 Что касается меня самого, то всякий раз бывая на центральном самарском кладбище (я живу в г. Самаре), взял себе за правило не только присматривать за могилками захороненных здесь родных моей жены, но и за рядом находящейся могилой генерала, оказавшуюся почему-то забытой. Убирая ее, всегда тепло думаю о тех, кто подобно мне может прибрать могилки моих родителей, захороненных на кладбище Старый Кондаль, и брата, захороненного в г. Волгограде.

 Думая так, мысленно благодарю этих людей за благородное дело, сделанное ими, и желаю им быть Богом хранимыми на долгие годы.

 Давайте не будем уподобляться Иванам, не помнящим своих предков и близких людей, ныне почивших в земле!

Алексей Малинин, уроженец с. Старый Кондаль.

г. Самара.

Фото: https://zen.yandex.ru/media/librarian/tropinki-5ea3c5c52d358a45e1c8b954

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

5