Меню
16+

Общественно-политическая газета «Трибуна»

31.05.2022 07:37 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 57 от 31.05.2022 г.

Светлой памяти достоин

Автор: Н. Стебловский.

 Родился С. К. Мочульский в Винницкой области. Большую часть детства провёл в суровом Магаданском крае, где на золотодобывающем прииске работал отец. Срочная воинская служба прошла в Сибирском военном округе.

 За решением стать военным навсегда последовала учёба в Ейском высшем военном авиационном училище. Далее началась офицерская служба в 4-ой воздушной армии Северной группы войск, затем в Сибирском военном округе. В 47 лет в звании майора Мочульский ушёл в запас, но с авиацией не расстался, перешёл в её гражданский сектор — в национальную компанию СахаАвиа с местом жительства в Якутске. То есть, более полувековая жизнь Сергея Климовича сложилась в суровых условиях Севера и Сибири.

 Руднянская биография Мочульского составила неполные 24 года. Он был далеко не единственным офицером Российской (а прежде советской) армии, выбравшим после службы местом жительства не родной для него наш район, райцентр, но один из немногих оставил о себе яркую, наверняка неизгладимую память.

 Когда Сергей Климович впервые приехал в Рудню погостить у довольно близких по крови родственников, то первым делом обратил внимание на окружающую природную среду. Она запала в душу. Во второй гостевой приезд было принято решение переехать сюда навсегда. Очень захотелось «растворяться» в этой природной благодати в наступивший период заслуженного отдыха. И хотя он довольно продолжительно сочетался с предложенной работой в Руднянском военкомате (а ещё была общественная работа председателем районного общества ветеранов военной службы), без общения с природой в виде рыбалки обходился редкий день.

 Одной рыбалкой досуговое время не ограничивалось. И здесь к месту будет выдержка из очерка о С. К. Мочульском в «Трибуне» от 19 декабря 2013 года.

 «Проживающие на побережье Терсы в районе руднянского центра однажды с удивлением стали наблюдать поистине кипучую деятельность С. К. Мочульского по наведению порядка и благоустройству купального места. Немного нашлось желающих присоединиться к благому делу. Собственно говоря, только И. Н. Горбатенко откликался на просьбу помочь, когда одному инициатору пляжного проекта была не по силам конкретная работа. И председатель ТОСа «Исток» Ю. К. Агарёва не осталась равнодушной, организовала техническую помощь при транспортировке брёвен для сооружения крытых беседок, скамеек, детской качели-качалки».

 Тот и красивый, и полезный пляжный комплекс (молодёжь приспособила его под ночное место развлечения) прослужил детям и взрослым всего два летних сезона. Потом был раскорёжен и растащен как стройматериал. И никто за это никакой ответственности не понёс. Вроде как обычное дело: что имеем — не храним.

 Более масштабный и трудоёмкий проект созидательного плана осуществил Мочульский прямо у места проживания. К двухэтажному дому прилегал пустырь, где гоняла мячик ребятня или просто томилась бездельем. А у Сергея Климовича была давняя мечта — после службы посадить, вырастить яблонево-вишнёвый сад. В Рудне для этого сложились все условия.

 Несколько лет потребовалось энтузиасту-творцу для того, чтобы пустырь стал не только в образном выражении райским садом, но и мини-парком с фруктовым насаждением. Помимо яблонь и вишен здесь зацвели, заплодоносили сливы, груши, кизил, не говоря уже об обычных разновидных деревьях, кустарниках. Само собой в изобилии присутствует цветочное содержание.

 Понятно, что изложение в настоящем времени сегодня имеет форму прошедшего. В этой логике обратимся ещё к выдержке из очерка.

 «От солнцепёка есть уютная вместительная беседка помимо затенённых среди деревьев скамеек. Любители экзотики не пройдут мимо каскадного водопада с бассейном (в нём Мочульский разводил, содержал разновидных рыб, включая сомят, которые по ночам таинственным образом исчезали), мимо искусно выполненных из дерева, фанеры и прочего материала фигурок птиц, зверушек и даже человека в образе сначала рыбака, потом цыгана, а затем старика сторожа, хранителя природы. Для детей предназначены утопающие в зелени и цветах грибочки, качели, полянки.

 Правда, взрослыми цветы чаще оказываются востребованными. Рядом здание с множеством госучреждений. Когда у его работников случаются дни рождения, к Мочульскому идут на поклон: нужен букет. Цветочный магазин недалеко, но надо идти, а тут под рукой, и главное — бесплатно. Похожая ситуация с фруктами. Как только на деревьях появляются плоды, под деревьями появляются (хорошо бы дети, для них и посажено) дяди и тёти. Интересно, что именно от взрослых Сергей Климович получал дельный совет, когда начинал осуществлять свой проект: ты бы лучше здесь картошку посадил».

 Стоит добавить, что по ходу возделывания сквера его создателем было потрачено много сил, нервов, да и личных средств — свыше 20 тысяч тогдашних более весомых чем сегодня рублей. При этом практически никто не помогал ни материально, ни физически. А вот пользоваться стали все, кто хотел. Но ни о чём не пожалел Сергей Климович. Даже когда варварски уничтожались, воровались фигурки людей, животных, птиц (трёх аистов на земле украли, а одного в гнезде на дереве сбили камнем). Созидатель райского уголка пытался восстанавливать пропавшую красоту. Но варварство повторялось чаще, чем добрых дел мастер дублировал потерянное.

 А вот в его похожей на музей квартире осталось нетронутым всё творение золотых без преувеличения рук. Напрашивается ещё одна выдержка из того очерка многолетней давности, озаглавленного «Обыкновенный русский офицер».

 «Содержание зала поразило воображение... Даже не в каждом музее увидишь такую красоту и разнообразие, великолепие экспонатов. Всё перечислять — газетной площади не хватит. Но как не сказать про двух будто живых лис, чучела которых ладно пристроились на ковре под набором холодного оружия. Вот словно сквозь стену просунулась заячья голова. Взгляд устремлён на красавца глухаря. Тот в свою очередь косится на приготовившегося к броску коршуна.

 Пернатой и четвероногой дичи много. Вся она — охотничий трофей хозяина квартиры (только коршуна подарил тогда ещё военком С. А. Райков: птица сама налетела на военкоматовский автомобиль). И чучела — образцы высшего мастерства — делает сам Мочульский. Причём не только животных. В глаза бросаются огромные головы щуки (весила 10 килограммов) и сома (30 килограммов) — сам поймал в Терсе».

 Кстати сказать, в Руднянском музее тоже есть рукотворный подарок С. К. Мочульского. Это чучело глухаря, привезённое из Якутии.

 Славный человек, о котором идёт речь (а говорить о нём можно и хочется бесконечно), недавно ушёл из жизни в 75-летнем возрасте. И для районного офицерского сообщества, и для руднянского общества в целом это тяжёлая утрата. С. К. Мочульский жил с уважением и любовью к окружающим, с открытой душой, с добрым, отзывчивым сердцем. И что важнее всего, жил не только и не столько для себя, считая своим долгом быть полезным людям. Теперь наглядной памятью о нём будет созданный его руками благоухающий, манящий своей красотой сквер. А лучшим проявлением этой памяти должен стать уход за данным мини-парком, чтобы к нему не была применима аналогия дома без хозяина.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

167