Меню
16+

Общественно-политическая газета «Трибуна»

21.11.2018 07:38 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 135 от 20.11.2018 г.

«Поговори со мной»… или что мы знаем о речевом развитии своего ребёнка

  Развитие понимания речи значительно опережает развитие собственной речи ребенка. Самое первое проявление понимания речи — реакция на человеческий голос. Уже в конце второй недели жизни малыш перестает плакать, когда с ним начинают разговаривать.

  К концу первого месяца на ребенка успокаивающе действует колыбельная. В возрасте 7-8 месяцев малыш понимает смысл небольших обиходных фраз в сопровождении соответствующих жестов и мимики («пойдем гулять», «сделай ладушки» и т. д.). В 9-10 месяцев ребенок понимает значение отдельных слов, поворачивает головку в сторону называемого предмета («Где мама?», «Где машинка?»). Малыш пока может понимать речь только в определенной ситуации (ситуативное понимание речи). В других условиях те же вопросы покажутся ребенку непонятными. Усваивает понимание речи ребенок от общего к частному — сначала усваивается только общий смысл высказывания, интонация, и лишь в дальнейшем ребенок усваивает смысл отдельных слов.

  Специалистам приходится очень осторожно относиться к утверждениям родителей о том, что ребенок все понимает. Обычно родители не разграничивают понимание истинно речевое и понимание речи ситуативное, когда ребенок ориентируется в значительной степени на ситуацию, жесты и т. д. Понимание ребенком грамматических значений слов можно проверить с помощью специальных заданий. В 3 года ребенок должен показывать на картинках или предметах единственное и множественное число («Где нарисован стол, а где столы?»), значение уменьшительно-ласкательных суффиксов («Где стол, а где столик?»). Знать значение пространственных предлогов («Положи мяч НА стол, В стол, ПОД стол» и т. п.). Если ребенок может выполнять подобные задания без опоры на наглядную ситуацию и подсказывающий жест взрослого, у него развито понимание именно речи.

  Задержка в развитии понимания ребенком речи — тревожный сигнал. Причиной может быть отставание в умственном развитии, снижение слуха, серьезное речевое расстройство, крайняя степень педагогической запущенности. При замеченном отставании в развитии понимания ребенком речи надо сразу обратиться к специалистам, т. к. возможно, что логопедическое, дефектологическое воздействие в этой ситуации необходимо поддерживать медикаментозно. В большинстве случаев своевременное обращение резко меняет ситуацию к лучшему.

Продолжение следует.

  403601, Волгоградская область, р. п. Рудня, ул. Октябрьская, д. 77. Телефон: 8 (84453) 7-21-76.

Служба психолого-педагогической реабилитации и коррекции.

Н. В. Молчанова, учитель-логопед ППМС-центра.

3