Меню
16+

Общественно-политическая газета «Трибуна»

11.03.2020 07:35 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 27 от 10.03.2020 г.

ЛОПУХОВСКАЯ МАСЛЕНИЦА

 Наши предки славяне на Руси до XIV века встречали Новый год (а теперь Масленицу) в начале весны – в день весеннего равноденствия, по современному календарю это примерно 22 марта.

 А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились русичи в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье, что сохранилось и сегодня. Можно сказать, что теперь это третья встреча Нового года – уже по старославянски (после Нового и Старого Нового года).

 Церковь не отвергает празднование Масленицы, но немного сдвинула ее от дня 22 марта, и она стала переходящим по времени праздником и отмечается за неделю до Великого поста. Теперь она по времени может попасть и в феврале (когда весной и не пахнет) и в марте.

 А само название “Масленица” возникло только в XVI веке. И называли Масленицу в народе “честной”, “широкой”, “обжорной”, а то и “разорительницей”. Последние дни первого весеннего месяца всегда были непредсказуемы. То оттепель придет, то морозы прижмут. «Весна с зимой борются», – говорили наши предки. И вот именно на Масленицу проводился некий рубеж, до которого в мире господствовал холод, а после – окончательно приходило тепло. Все вновь возвращалось на круги своя, и это возвращение жизни было одним из главных предметов празднования. Земля воскресала, впитывала последний зимний снег, наливалась соками. И теперь люди должны были ей помочь. Говоря более привычным языком, обряды Масленицы призваны освятить землю, наполнить ее силами, чтобы она дала обильный урожай. Для крестьян, которые составляли основу древнерусского общества, урожай был главной ценностью, поэтому масленичным церемониям уделялось особое внимание. Если ты вкушаешь ту пищу, которую тебе дала Матушка-Земля, то ты же должен дать жизнь и другому. Идея круговорота жизни, ее отдачи и передачи детям была ключевой для языческого сознания.

 Обряд сжигания чучела Зимы совершался в конце праздника. С древних времен считалось, что с сжиганием символа зимы уходят все напасти и печали. Через гибель приходит возрождение всего нового и хорошего. Вместе с чучелом сжигали старые ненужные вещи. Пепел разбрасывали на поля, чтобы грядущий урожай был богатым. Считается, что того, кто в это время не принимает участие в празднествах, ждут неприятности и несчастья (таких в Лопуховке не было). А активное участие, поедание блинов, застолья сулят процветание и хороший урожай. Богатые угощениями столы, на которых обязательно должно быть много блинов, — основная идея Масленицы. Есть блинов обязательно «на каждом углу» столько, сколько влезет. Блины имеют ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являют собой символ солнца, которое все ярче разгорается, удлиняя дни.

 В Лопуховке празднование Масленицы было 1 марта. Погода солнечная, теплая, немного с весенним ветерком. Праздник проводили на улице на новой отремонтированной площадке перед памятником В. И. Ленину, чучело Зимы поставили на место, где стояла новогодняя елка.

 Праздничное мероприятие открыл коллектив клуба «Лопуховский лазоревый цветок» весенней песней. Глава Лопуховского сельского поселения Богатырев С. А. поздравил жителей с праздником. В театрализованном представлении принимали участие: Домовуша (Вершинина Н. В.), Маманя (Цветкова Е. М.), Марфуша (Ежова Г. В.), Зима с Весной (Нельченко Н. Р. и Гольман Нина) и Бабай (Ермилов С. В.) – он же в роли братцев месяцев (Март, Апрель и Май). В концертной программе приняли участие: певцы (Акопян Э. и Шибистая Ю.), детский коллектив в составе: Беликов Миша, Яшихин Валера, Яшихин Саша, Мироненко Саша и Яшихина Евдокия; дуэт Рогачева Света и Яшихина Галя; танцевальные группы «Позитив» и «Мираж» и многие другие. Праздник продолжился веселыми массовыми играми, где приняли участие и взрослые, и дети. Победители награждались призами.

 Напекли блины для всех желающих Снегова Н. А., Щадина В. В., Шемаева Н. В., был и самовар с горячим чаем. Съели все, ничего не осталось, как должно быть. Потом все вместе водили хоровод и сожгли чучело Зимы, а вместе с ней все напасти и несчастья прошлого года. Люди уходили веселые, довольные, в прекрасном настроении. Теперь у жителей Лопуховского поселения в 2020 году все будет отлично!

В. Вишневецкая.

114