Меню
16+

Общественно-политическая газета «Трибуна»

22.04.2020 07:39 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 45 от 21.04.2020 г.

СТАЛИНГРАД В СУДЬБЕ РОДНОГО КРАЯ

Один «из пропавших без вести...»

 9 декабря наша страна отмечает День героев Отечества.

 С особым волнением этот праздник проходил в нашем поселке Рудня. Именно в этот день состоялось торжественное захоронение останков двух наших земляков, которые погибли в годы Великой Отечественной войны под Харьковом. Погибшие воины — уроженцы Руднянского района Сталинградской области: красноармеец Павел Петрович Шевченко, 1914 года рождения, уроженец деревни Тарапатино Руднянского района Сталинградской области, и красноармеец Василий Иванович Шишканов, 1918 года рождения, уроженец деревни Матышево Руднянского района Сталинградской области. Через 77 лет герои вернулись домой, на руднянскую землю. Торжественное погребение состоялось на руднянском центральном кладбище в Братской могиле.

 В каждом городе, в каждой маленькой деревушке есть такая могила. На ней можно увидеть фамилии солдат и офицеров, отстаивавших независимость нашей Родины. 9 декабря 2019 года этот список пополнился еще двумя героями. Но среди этого списка нет фамилии моего прадеда — Лапшина Ивана Ефимовича. Он до сих пор числится пропавшим без вести...

 Сухая казенная фраза «пропал без вести», а сколько в ней кроется слез, отчаяния и боль утраты… Что значит — пропал без вести? Нет, такие люди не пропадают, а навсегда остаются в памяти близких и родных.

 О судьбе дедушки как до, так и после Великой Отечественной войны, ничего практически не известно. Знаю только, когда началась война, моему прадеду было только 17 лет. Однако фронт требовал всё больше людей. С нетерпением он ждал повестки и дождался, его демобилизовали 8 ноября 1942 и отправили в 335-й полк, который находился во Владимире. Это время оборонительного периода Сталинградской битвы, поэтому воинские части формировались быстро. До места службы Иван Ефимович добирался пешком. Там, во Владимире, велась его подготовка до отправки на фронт, а 15 апреля был отправлен.

 Его определили в 5-ю гвардейскую дивизию, в 33-й гвардейский полк в первый батальон. Недалеко проходила линия фронта, и была слышна канонада. От нее замирало сердце. На одном берегу Днепра были советские войска, а с другой немцы. После выхода к Днепру и захвата плацдармов на его западном берегу дивизия получила новую задачу — развернуть широкие наступательные действия в направлении на Пятихатку и Кривой Рог. Через несколько месяцев он написал с фронта жене домой: «...Копаем окопы, в которые сразу набирается вода из-за бесконечных дождей. Приходится воевать, стоя по колено в воде. Каждый день сбрасывают бомбы фашистские самолеты». А потом пропал…

 Я знаю, что в интернете есть банк данных о защитниках Отечества, погибших, умерших и пропавших без вести в период Великой Отечественной войны и послевоенный период «Мемориал». Там я нашел именной список безвозвратных потерь личного состава Советской Армии по Руднянскому Райвоенкомату Сталинградской области, где написано: «Лапшин И. Е.,1911 года рождения, уроженец села Березовка Руднянского района, рядовой — пропал без вести. Жена Лапшина А. И. Дата последнего письма — май 1942 года».

 Большую работу провели поисковики города Волгограда, чтобы солдаты Павел Петрович Шевченко и Василий Иванович Шишканов, защищавшие нашу страну от фашизма, вернулись домой, и работа эта продолжается до сих пор. Как бы мне хотелось, чтобы в следующий раз, когда я зайду на сайт «Мемориал», найти — где и когда погиб мой прадед, где похоронен. Может быть, мы всей семьей смогли бы посетить его могилу. Для меня это важно — знать свои корни. Ведь чем они крепче, тем сильнее дерево жизни!

 Безжалостная, жестокая война, вошла она в наш дом, забрала самое дорогое и оставила горькую память. Но такие герои, как мой прадед Лапшин Иван Ефимович, по словам песни «превращаются в белых журавлей, которые летят по небу и подают нам голоса». Вот и мне кажется, что я слышу твой голос, такой близкий и родной, такой далекий и совсем незнакомый…

Дмитрий Волков (11 лет, Щелканская СОШ).

 Скорбный след войны

 Я люблю ходить в гости к своей прабабушке. У нее как-то особенно уютно и спокойно. Мне нравится пить у нее ароматный травяной чай и есть вкусные блинчики, которые готовит только она. Мне нравится слушать истории из ее жизни. А еще я люблю, усевшись удобно на диване и прижавшись к прабабушке, рассматривать фотографии из старого альбома. А фотоальбом у прабабушки необычный: он большой, тяжелый и в красивом бархатном окладе. А каждая страничка в альбоме прикрывается особой бумагой. Вот мы с бабушкой Таей открываем первую страничку. На ней прикреплены фотографии, с которых смотрят на нас незнакомые мне люди. Бабушка поясняет, кто это. Оказывается, это наши родственники, которых уже давно нет. Бабушка много и с увлечением рассказывает о каждом из них. Так, листая страничку за страничкой, я погружаюсь в далёкую историю своей семьи.

 Вдруг из-под одной фотографии показался уголочек жёлтой от старости бумаги. Я аккуратно за него потянула. Это оказался сложенный треугольником лист бумаги, на котором неровным почерком что-то было написано. Я вопросительно взглянула на бабушку и увидела, как на ее глаза набежали слезы. Она бережно взяла этот треугольник и заплакала. Я молчала, не понимая в чем дело. Тогда бабушка сказала: «Это письмо прислал мой папа в 1943 году, когда шла Великая Отечественная война. Ты себе и представить не можешь, как все ждали почтальона с такими желанными письмами». Мне хотелось прочитать это письмо, но от времени чернила стали нечеткими. И тогда бабушка продолжила свой рассказ. «Здравствуйте, моя ненаглядная Маруся и любимая дочурка Таечка! В перерыве между боями спешу сообщить, что я жив и здоров, чего и вам желаю. Маруся, ты спрашиваешь, как тут у нас? Страшно! Но еще страшнее представить, что на нашей земле будут хозяйничать фашисты. Вот и бьем их, гадов, как можем! Маруся, ты за меня не волнуйся. Как там наша дочурка? Мне так хочется ее увидеть, обнять крепко, расцеловать. Ты мне напиши, какая она. А еще, пришли мне хоть прядочку ее волосиков. Я тебя очень прошу, береги себя и нашу девочку. Пиши. Я жду ответа. Всегда ваш Павел». Да, бабушка знает это письмо наизусть, потому что в детстве очень часто его перечитывала. «Знаешь, Полина, — продолжала бабушка, крепко меня обняв, — это письмо да вот эта фотокарточка – вот всё, что осталось у меня от моего папы. Я ведь его никогда не видела. Впрочем, и он меня тоже. Я родилась в 1941 году, когда мой папа был уже на фронте. А он так ждал ребёнка!». Бабушка молчала, и я боялась нарушить эту тишину. «Потом в феврале 1944 года нам принесли другое письмо. Письмо, с которым в наш дом вошло незабываемое горе. Это была похоронка, в которой сообщалось, что ваш муж и отец гвардии сержант Лобачев Павел Николаевич, 1918 года рождения, был убит 16 января 1944 года в д. Беседки, Петриковского района Полесской области, Белорусской ССР, и что похоронен он в братской могиле недалеко от школы. Вот и все, что я знаю о своем отце. Да еще и то, что он очень любил мою маму и был добрым и заботливым… А маме своей я обязана всем. Ведь это она меня спасла от болезней, голода, холода во время войны. Это она вырастила меня, дала образование. Она ведь так и не вышла больше замуж: жила для меня, любя и меня, и своего Павлушу. Вот такой скорбный след оставила война в нашей семье».

 Я слушала бабушку затаив дыхание. Мне было трудно в это поверить. Я не могла ничего сказать. Я только понимала, что таких семей, где погибали мужья, отцы, братья было много. А забота о детях ложилась на плечи таких хрупких и таких сильных женщин, как моя прапрабабушка Маруся.

 Я кладу письмо на место и закрываю фотоальбом, который открыл мне дверь в удивительную и печальную историю моей семьи, моей страны.

 И я только сейчас осознала, почему день 9 мая в нашей семье отмечают по-особому: «…нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой». Для нас, как и для многих россиян, этот торжественный день и радостный, и грустный одновременно. Утром мы всей семьей нарядные, с Георгиевскими ленточками, с букетами тюльпанов и сирени, с шарами идем на сельский митинг. Я всегда с гордостью несу портрет своего прапрадеда в рядах Бессмертного полка. А потом всей большой семьёй собираемся у прабабушки Таи. Мы накрываем стол, на котором обязательно стоит портрет прапрадеда Павла. Он с нами в этот день. А теперь, я точно знаю, рядом с ним будет стоять и портрет нашей прапрабабушки Маруси. Ведь она сохранила корень нашего семейного дерева. Русские женщины! Они сберегли потомство в годы лихолетья. Это благодаря им мы, счастливые, успешные, сидим за большим столом все: прабабушка, бабушки и дедушки, наши папы и мамы и мы, дети, внуки и правнуки. И мы будем эту традицию передавать из поколения в поколение, чтобы наши дети и внуки сохранили эту память. И пусть пройдет и восемьдесят, и сто лет со дня Победы в Великой Отечественной войне, но каждая русская семья будет хранить память о своих героях. А значит, будет помнить об этом вся Россия!

Полина Зенина (12 лет, Матышевская СОШ).

Они защищали Родину

 Семьдесят девять лет назад на нашу Родину внезапно обрушилась страшная трагедия. Война — это разруха, нищета, жестокость, смерть. Война — это тысячи истерзанных, убитых, замученных в лагерях людей, это миллионы искалеченных судеб.

 Я из тех, кто не видел войны, но память о ней в нашей семье не меркнет, она живет в наших сердцах. Эту историю мне рассказала моя бабушка Алевтина. Мой прадедушка Полузин Александр Ефимович до войны был отличным футболистом, входил в сборную команду. Им была одержана ни одна победа в соревнованиях. Но когда началась война, он добровольцем ушел на фронт защищать Родину. Дома осталась жена и двое маленьких детей: сыну – два года, а дочке – всего девять месяцев.

 С фронта приходили письма-треугольники. Как их ждали! Много раз перечитывали, целовали, гладили, прижимали к груди. Но однажды почтальон принес похоронку. День 13 октября 1943 года стал в нашей семье днем скорби. В похоронке был указан день и место гибели А. Е. Полузина.

 Через некоторое время друг-однополчанин переслал письма, которые не успел отослать мой прадедушка домой. Письма были окровавлены, пробиты пулей. Все они, присланные с фронта, бережно хранились в сумочке моей прабабушки Таисии. Временами бабушки читали эти письма, гордились своим отцом.

 Долгие годы моя прабабушка Таисия Федоровна искала место захоронения своего мужа. И вот в один из дней ей сообщили, что Полузин Александр Ефимович захоронен в братской могиле Витебской области в селе Крынки. Радость со слезами на глазах: «Нашелся, отыскали…». Приняли незамедлительное решение — ехать.

 Моя прабабушка и ее младшенькая дочка Людмила собрались, поехали. Их там ждали, отвезли к памятнику. Моя бабушка плакала и говорила: «Вот, Саша, дочка твоя младшенькая. Смотри, какая она большая. Мы тебя нашли, никогда не забудем. Любим, помним, скорбим».

 Моя бабушка Людмила еще не раз ездила на могилу своего отца. Ею был основан в местной школе музей в память воинов-защитников. В этом музее хранятся письма с фронта моего прадедушки. Бабушка Людмила — художник. Для музея она написала портрет своего отца. В местную церковь передала 16 икон, написанных ею.

 У нас в семье были еще фронтовики. Иван Кириллович Ячкин – мой прадедушка. Вернулся с войны весь израненный. В одном из боев повезло герою: пуля прошла в миллиметре от виска. Честным, трудолюбивым человеком мой прадед. Он никогда не рассказывал о войне, но она оставила следы на его теле. У нас хранятся ордена и медали деда: орден «Отечественной войны 1-ой степени», орден «Славы», медали «30 лет Победы в Великой Отечественной войне», «40 лет Победы в Великой Отечественной войне», «70 лет Вооруженных сил СССР» и многие другие памятные награды.

 Каждый год 9 мая мы всей семьей идем в Бессмертном полку вместе с прадедушками. Я с гордостью несу портрет деда, а на гимнастерке сияют его награды. Так и хочется крикнуть: «Спасибо дедам за Победу!».

Михаил Ермаков

(12 лет, Щелканская СОШ).

13