Меню
16+

Общественно-политическая газета «Трибуна»

29.03.2019 07:32 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 33 от 28.03.2019 г.

Место службы - база торпедных катеров

Спиридонов И.Т. Фото с партийного билета

Апрель 1940г.

Спиридонов Иван Тихонович

1912 г. р.

РСФСР Сталинградская область

Руднянский р-н,

х. Новоконопляное

Командир отделения

базы торпедных катеров Черноморского флота

Главстаршина

Дата выбытия: 06.11.1942 г.

(Из материалов Центрального военно-медицинского архива)

  И. Т. Спиридонов родился в 1912 году в х. Новоконопляное в простой крестьянской семье. Вырос далеко от моря в большом степном краю. Но жизнь сложилась так, что последние годы были неразрывно связаны с морем и флотом. До 1930 года жил с родителями. В 1927 году закончил три класса Новоконоплянской поселковой школы. В то время ему было уже 15 лет. Как и его сверстники, работал дома, в личном хозяйстве. Оно было небольшое. Даже по тем меркам не дотягивало до середняцкого. Поэтому во всех документах и автобиографиях Иван Тихонович указывал, что родился и вырос в семье крестьянина-бедняка. Когда в начале тридцатых годов в родных местах разразился голод, для семьи Спиридоновых это стало настоящей трагедией. От голода и болезней умирали десятки людей. В том числе и родные Ивана Тихоновича. Когда в 1930 году в хуторе образовался колхоз, он вместе с родителями вступил в него. Думали, жить станет легче. В соседнем селе Козловка образовалась машинно-тракторная станция. Туда и устроился семнадцатилетний Ваня. За год освоил новую для себя профессию тракториста. Но техники было так мало, что работать на тракторе самостоятельно не пришлось, в основном молодой специалист выполнял обязанности слесаря да помощника тракториста. Платили мало, сидеть на шее у отца с матерью юноша не хотел, поэтому летом 1930 года, посоветовавшись с родителями, Иван Тихонович уехал из родных мест в г. Баку. В то время в этот город в поисках лучшей доли уезжали многие селяне. Уехал и Иван Спиридонов. И, как оказалось, навсегда. В 1933 году умерли родители. Похоронив отца с мамой, Иван вернулся в Баку и больше ничего его с родными местами не связывало.

  На новом месте первые месяцы Иван Тихонович трудился чернорабочим в бакинской стройконторе. Потом в ноябре 1930 года устроился на нефтеперерабатывающий завод им. А. Джапаридзе трактористом. Через год молодого рабочего приняли в члены ВЛКСМ, а в октябре 1934 года призвали на военную службу на Черноморский флот. Определили новобранца на учебу в объединенную школу учебного отряда Черноморского флота, где в течение девяти месяцев вчерашний тракторист осваивал новую для себя специальность торпедиста.

  После учебки краснофлотца Спиридонова в сентябре 1935 года направили для прохождения дальнейшей службы на эскадрильный миноносец «Шаумян». Через год перевели на другой эсминец — «Незаможник». В июне 1938 года старшину 2 статьи Ивана Тихоновича Спиридонова назначили командиром отделения торпедистов. И в этой должности он прослужил до конца срочной службы. Когда пришла пора увольняться в запас, И. Т. Спиридонов решил остаться на сверхсрочную службу. Рапорт новоконоплянца удовлетворили. И с ноября 1938 года он продолжил службу в должности командира отделения кладовщиков военсклада №5 минно-торпедного отдела Главной базы торпедных катеров Черноморского флота.

  Начало Великой Отечественной войны Черноморский флот, как и другие флота Советского Союза, встретил в полной боевой готовности. По приказу наркома Военно-Морского флота адмирала Н. Г. Кузнецова в ночь с 21 на 22 июня все корабли были подняты по тревоге и находились в море. Поэтому в первый день войны не было потеряно ни одного корабля. Ну, а дальнейшие события летом и осенью 1941 года для ЧФ выдались тяжелыми и ознаменовались большими потерями как среди личного состава, так и кораблей. С июня по декабрь 1941 г. из боевых походов не вернулось 7 подводных лодок. Во время бомбежки главной базы ЧФ был подбит и затонул флагман флота лидер «Москва», затем при выходе из севастопольской бухты подорвался на мине и затонул эсминец «Быстрый».

  На суше немцы в сентябре 1941 года прорвали перекопские позиции и ворвались в Крым. В конце октября 1941 года началась героическая оборона Севастополя. В связи с этим часть кораблей и торпедных катеров из него была перебазирована в Грузию, в порт города Поти. А после падения Севастополя эта морская гавань стала главной базой Черноморского флота.

  В этом городе и продолжил свою службу в 1942 году главстаршина И. Т. Спиридонов. К тому времени он уже был опытным моряком, членом ВКП(б). Партийный билет ему был вручен в апреле 1940 года. В то время в партию принимали самых достойных молодых людей.

  Основной ударной силой торпедников Черноморского флота была 1-я бригада торпедных катеров. Сформирована она была в июне 1940 года и состояла из 3 дивизионов катеров различных типов, всего 41 единица.

  С началом войны катера несли дозорную службу на подходах к Севастополю, с августа 1941 года привлекались к обороне города Одессы для охраны и конвоирования судов, следовавших с ранеными и мирными жителями из Одессы в Севастополь и обратно, для установок дымовых завес для безопасной проводки наших судов.

  После перебазирования в порты Кавказского побережья торпедные катера уже вели активные боевые действия на море, наносили удары по пунктам базирования немецких и румынских войск в акватории Черного моря.

  Сам главстаршина Спиридонов в море выходил нечасто, только тогда, когда этого требовала боевая обстановка. Основной его обязанностью было своевременное и бесперебойное снабжение катеров необходимыми запчастями, боезапасом. Кроме торпед это были и глубинные бомбы, мины, другие боеприпасы. После выполнения боевых заданий и возвращения на базу, катера нужно было быстро и качественно отремонтировать, заправить топливом, пополнить боезапас. Все это лежало на плечах специалистов МТО. Боевая обстановка была сложной. Большую часть Черного моря контролировали немецкие и румынские войска.

  Всем было тяжело. И тем, кто громил фашистов в море, и тем, кто ждал их на берегу, готовил технику к новым походам. Ремонтные цеха и доки работали круглосуточно, в любое время года. Не каждый человек был способен вынести такой напряженный ритм. Не выдержал его и Иван Тихонович Спиридонов. В начале ноября 1942 года главстаршина Спиридонов был срочно госпитализирован. Несмотря на все старания врачей фронтового госпиталя, 6 ноября 1942 года он умер.

  Похоронили моряка на кладбище города Поти в присутствии жены Валентины Васильевны и свободных от службы боевых товарищей.

Николай Камшекин, военный журналист, подполковник запаса.

50