Меню
16+

Общественно-политическая газета «Трибуна»

18.02.2021 07:40 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 18 от 17.02.2021 г.

Песни нашего детства

Автор: Н.Стебловский.

 Возле Щелканской 8-летней школы (она до конца 60-х годов прошлого века располагалась напротив элеватора) был вывешен на столбе репродуктор, вещавший в дневное время. Однажды из него впервые зазвучала песня «Мальчишки».

 В тот момент была перемена, и многие ученики находились в школьном дворе, включая мальчишеский круг нашего класса, резвящийся по обыкновению на просторе. Никто поначалу не придал значения содержанию песни. Но оказавшаяся поблизости Нина Жеребная (она училась двумя классами выше и входила в школьный актив) призвала нас прислушаться к песне, подчеркнув: это же про вас, мальчишки!

 Мы притихли, сосредоточились. Песня и впрямь произвела впечатление. Особенно проникновенно воспринимались припевные слова: «Мальчишки, мальчишки, вы первыми ринулись в бой, мальчишки, мальчишки страну заслонили собой». Понимая, что песня подразумевала мальчишек нашего тогдашнего возраста, мы в глубине души воображали себя их прототипами, тем более что все воспитывались героикой времени.

 Это была середина 60-х годов прошлого века. На киноэкранах страны тогда «прописался» фильм «Орлёнок». Его «крутили» практически ежемесячно. И никто из нас, исключая уважительную причину, не пропускал десятую, пятнадцатую, двадцатую демонстрацию. Та же история была с «Молодой гвардией» и рядом других кинолент о войне с участием совсем юных экранных героев, в которых мы мысленно перевоплощались с готовностью проявления той же беззаветной преданности родине.

 А чаще, чем просмотр тех кинолент, мы слышали или сами пели песни о военном времени, начиная с Гражданской войны. Сегодня она трактуется по-разному, но на наше поколение те песни действовали духоподъёмно с точки зрения патриотического восприятия излагаемых в них событий, должного преклонения перед памятью вершивших нашу историю предков.

 Вполне возможно, родившиеся в девяностых, тем более в двухтысячных годах даже не слышали песню «Там вдали, за рекой…». Ну а мы вырастали под её строки: «И без страха отряд поскакал на врага, завязалась кровавая битва. И боец молодой вдруг поник головой – комсомольское сердце пробито». И очень многие из нас, если не все, представляли себя на месте тех всадников, того комсомольца, не без сожаления о том, что не пришлось жить в ту пору, требовавшую подлинной смелости, отваги, героических проявлений.

 Такими же воспитательными и востребованными временем к исполнению были песни «По долинам и по взгорьям», «Конармейская», «Мы — красные кавалеристы», «Смело товарищи, в ногу», «Наш паровоз, вперёд лети!», «Песню о Каховке», «Песня о тачанке», «Песня о Чапаеве», «Песня о Щерсе», «Партизан Железняк», «Слушай, рабочий», «Орлёнок» (одноимённый кинофильм вышел значительно позже рождения этой песни).

 Закончить бесконечный перечень песен о кровопролитном становлении нашей бывшей советской страны хочется «Прощанием», где уже начальные слова отражают суть того времени:

Дан приказ: ему – на запад,

Ей — в другую сторону…

Уходили комсомольцы

На гражданскую войну.

 Нередкая трансляция этих песен по радио (телевидение тогда только начинало появляться в домах), на школьных или клубных мероприятиях вызывала у нас, молодых слушателей, и доброзавидное (романтика свойственна молодому возрасту) к былому поколению восприятие тех исторических событий, и гордость за прошлое страны, избавившуюся от царизма, победившую мощнейшую контрреволюцию, широкомасштабную интервенцию. Но всё же наибольший патриотический подъём пробуждали песни о Великой Отечественной войне.

 Наша сопричастность к ней была, конечно, опосредованная – через отцов-фронтовиков, других многочисленных родственников, и воевавших, и павших за родину. Поэтому нас глубоко затрагивала тема войны в любом её проявлении, а в песенном варианте особенно, где помимо словесного содержания есть ещё музыкальное. И сочетание проникновенных слов с проникновенной мелодией равнозначно действию волшебства, захватывающего сознание человека, его эмоциональный мир. Видимо, таким образом эти песни (по своему количеству и содержательности они и тогда не шли, и сейчас не идут в сравнение с остальным песенным разнообразием) способствовали формированию наивысшей степени человеческого сознания – готовности погибнуть за родину, за её интересы.

 К счастью, наше и последующее поколение в своём абсолютном большинстве избежало войны. Однако меньшинству всё же пришлось хлебнуть лиха на Доманском, в Афганистане, в Чечне. К горькому сожалению, много соотечественников-военнослужащих вернулись домой грузом-200, многие остались инвалидами.

 История не отождествляет те события с Великой Отечественной войной, но констатирует: безупречное исполнение воинского долга, в том числе ценой жизни, засвидетельствовано и там, и там. То есть солдаты и офицеры послевоенного поколения оказались достойны воинской славы дедов и отцов.

 Конечно же, не только патриотические песни побуждали будущих воинов к беззаветному служению Отечеству. Идеологическая основа воспитания советского человека даже по признанию зарубежных политиков была близка к совершенству. Песни являлись эмоционально-психологической составляющей той основы.

 Как пример. На второй день после нападения гитлеровцев на СССР поэт Лебедев-Кумач и композитор Александров написали свою «Священную войну». Песня набатом ворвалась в душу народа, настраивая его на предстоящее испытание огнём в прямом и переносном смысле, на сплочение во имя победы. Уже первые призывные строки «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой» развеивали панику и определяли необходимый общий настрой:

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна!

Идёт война народная,

Священная война.

 Приходилось слышать много воспоминаний о войне. Они касались и этой песни. Запомнился отзыв о ней одной селянки (если не изменяет память, это была матышанка М. Г. Курдина), на тот момент пенсионерки, а в начале сороковых колхозницы: «Каждое слово «Священной войны» воспринималось нами как глоток воды в жажду. Текст песни был вывешен в правлении на видном месте. Но читать его ни у кого не было необходимости: все мы наизусть знали слова и в мыслях «прокручивали» их в подходящие для этого моменты».

 Из той же серии воспоминаний. В первые дни войны группа юношей-выпускников школы пришла в военкомат с требованием призвать их на фронт. Ни у кого возраст не соответствовал призывному, и гостям показали на дверь. В качестве последнего аргумента ребята стали цитировать строки «Священной войны». Военком вынужден был записать фамилии и заверил: без внимания никто не останется. В скором времени парней взяли на курсы воинских специальностей, за которыми следовал фронт. В живых остались не все.

 Бесспорно: у каждого времени свои песни. Но также следует признать, что есть песни на все времена. Они сами просятся на слух в минуты воспоминаний о войне. Но не только её славными или трагичными годовщинами мы должны руководствоваться в плане востребованности этих песен. Их бессмертие – залог мирной жизни. Эта перефразированная мысль прозвучала в одной из посвящённых Победе телепередач с участием народного артиста Василия Ланового, исполнившего там песню из кинофильма «Офицеры». Найдётся ли среди нас человек с равнодушием к словам поэта Евгения Аграновского.

От героев былых времён

Не осталось порой имён.

Те, кто приняли смертный бой,

Стали просто землёй и травой…

Только грозная доблесть их

Поселилась в сердцах живых.

Этот вечный огонь,

Нам завещанный одним,

Мы в груди храним.

 Эти и остальные строки песни достойны быть настольной памяткой для каждого из нас. Почему? Потому что «нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой…».

Фото: https://pixabay.com/ru/

15