Меню
16+

Общественно-политическая газета «Трибуна»

04.05.2021 07:36 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 48 от 04.05.2021 г.

О вере с оглядкой в историю

Автор: Н.Стебловский.

 Идеологическая установка советской эпохи в нашей стране включала в себя утверждение «Бога нет», а атеистическое воспитание являлось составной частью воспитания коммунистического. Но это как бы не противоречило официальной свободе вероисповедания.

 Веротерпимость имела место во внутренней государственной политике. Открыто, осознанно верить в господа позволялось всем, кроме членов КПСС и ВЛКСМ, пионеров и октябрят. Однако и среди этой категории людей верующих в глубине души хватало (к примеру, обряды крещения детей проводили и те семьи, где один или оба супруга были коммунистами).

 Ближе к концу советского периода атеистическая направленность воспитания, идеологическая требовательность к вопросам веры ослабевала. А вот востребованность значительной части населения к общению со священнослужителями, к участию в церковном богослужении возрастала. Но применительно к нашему району наличие лишь единственного действующего храма ограничивало такую возможность большинству верующих.

 Из журналистской практики запомнился разговор с животноводами совхоза «Лопуховский» в первой половине 80-х годов прошлого века. После рабочего общения с коллективом молочно-товарной фермы несколько женщин обратились с необычной просьбой, суть которой заключалась в следующем. В Лопуховке горьким напоминанием о воинствующем атеизме раннесоветского времени являются три заброшенных, но конструктивно сохранившихся храма (включая один возле села Берёзовка). Можно ли на областном уровне предать публичности данную тему, чтобы привлечь к ней внимание с целью восстановления хотя бы одного из храмов.

 Обоснование. В совхозе 6 сёл, где проживает немало истинноверующих православных христиан. Большинство из них в силу возраста не может посещать Руднянскую церковь, а потребность души к пребыванию в храме хотя бы в великохристианские праздники велика. Кроме того, активизировались нетрадиционные религиозные направления — секты, вовлекающие в своё сообщество и пожилых, и молодых. А это чревато духовным перерождением части общества.

 К сожалению, попытка дать обо всём этом информацию в ведущей областной газете успеха не имела. Руководство печатного органа объяснило свой отказ тем, что данная тема (возрождение заброшенных церквей) не в зоне ответственности редакции.

 Памятен ещё один случай, связанный с нетрадиционным использованием православного храма. Это было уже начало двухтысячных. В сосновский колхоз с рабочим визитом приехал губернатор области Н. К. Максюта. После пребывания на производственных объектах перед отъездом гостя пригласили на обед в колхозную столовую. Она располагалась в бывшецерковном здании. А раньше здесь находился клуб. До него же церковь была приспособлена под склад.

 Губернатор отнёсся с интересом к истории преобразования храма. Высказал сожаление о том, что история самой нашей страны имеет такого рода повороты. Храмы возводились предками для прямого и единственного, можно сказать, святого назначения. Но другие, более поздние предки, в порыве идеологического рвения безжалостно разрушали творения созидательных рук, каждое из которых являлось произведением архитектурного искусства. В 20-е, 30-е годы прошлого века тысячи храмов были просто снесены, тысячи разорены, заброшены или приспособлены под складские помещения и даже под конюшни.

 В том общении с сосновцами во главе с председателем колхоза А. В. Тюриным Николай Кириллович выразил надежду на новый поворот современной истории — возвращению к истокам, то есть к исконно традиционным ценностям нашего народа, где вера являлась одной из главных составляющих единство государства.

 Кстати говоря, ещё при жизни Н. К. Максюты Сосновской церкви вернули её исходное предназначение. С 2018 года она снова стала православным храмом. А ещё раньше произошли благие перемены христианского толка в пяти сёлах района — Лемешкине, Матышеве, Берёзовке, Ильмене и Большом Судачье, где открылись молитвенные дома, востребованность в которых была продиктована самой жизнью. Оттого не удивительна наполняемость этих домов (у них есть и более традиционное название — церкви, церквушки) прихожанами в дни богослужения.

 Предвидятся ли ещё перемены в христианской жизни нашего района? На этот вопрос утвердительно ответил настоятель Руднянского храма отец Дмитрий. В текущем году запланировано строительство здания воскресной школы на территории храма. Пока школа действует на протяжении десяти лет в небольшом доме недалеко от церкви. Занимается здесь 10 девочек и мальчиков возраста 7-12 лет. Курс обучения трёхлетний.

 Недавнее посещение школы оставило неизгладимое впечатление. Приятно удивил микроклимат в этой духовнообъединённой многодетной условной семье, где роль мам возложена на преподавателей Н. А. Ефанову и Е. Н. Санькову. Явно просматривались увлечённость, с которой дети относились к занятиям, состояние их раскрепощённости, позитивный настрой, нескрываемое желание вникать в предметы преподавания. А это «Закон божий», «История ветхого и нового завета», «Храмоведение», «Основы христианской нравственности», «Богослужение», «Катехизис» или изложение основ вероучения в общедоступной форме.

 Уместен вопрос: пригодятся ли обретённые в воскресной школе знания детям в последующей жизни, включая взрослую? Уместен ответ: а кому и когда помешали впитанные в сознание основы христианско-нравственного воспитания, ориентированность на фундаментальные ценности, в числе которых миролюбие, добродеяние, милосердие, благонравие, патриотизм.

 Может быть, в возрасте учащихся воскресной школы о патриотизме по большому счёту говорить и рановато, но отношение к нему дети уже имеют. Вперемешку с уроками они занимаются рукоделием и демонстрируют в этом деле немалое умение и мастерство. Так, к 9 мая их руками подготовлены георгиевские ленточки, орнаментированные подсобным материалом настолько красочно, оригинально, что изделие в целом представляет собой конструктивно впечатляющий символ Победы, достойный быть выставленным на показ где угодно — в квартире, в кабинете, в здании любого учреждения, не исключая музей. И такой рукотворный символ ни что иное, как зримый элемент патриотизма.

 Вообще у рукодельников школы большой и неограниченный ассортимент изделий. Их демонстрация на выставках-распродажах пользуется успехом. А на заработанные деньги организуются экскурсионные поездки как внутри района, так и за его пределы. Но это тема отдельной публикации.

 Между тем, рукоделие распространяется и в деле приготовления пищи. Но это уже в домашних условиях. Примером тому может служить пирог, который Катя Бескровная сама искусно изготовила и принесла в школу для всех на чайную паузу в тот день.

 Чаепитие входит в распорядок занятий (они длятся два с половиной часа) и происходит после первого урока. К чаю всегда прилагаются фрукты, сладости. Их в церковь традиционно приносят прихожане, после чего эти дары господу переадресуются детям. Надо ли говорить, что в этой школе чаепитие проходит церемониально: молитва перед вкушением пищи и после, как благодарственная. Ну и, разумеется, вместе с детьми трапезничают преподаватели и родители, если таковые присутствуют на тот момент. Общий стол со взрослыми ещё больше раскрепощает детей, которые чувствуют здесь себя как дома.

 Во время пребывания в воскресной школе внимание привлекла исписанная печная стена. Помимо отопительной функции она ещё служит в роли классной доски. Конечно, это не то, что было бы надо, но выбирать не приходится. Также ощутимая теснота ограничивает действия преподавателей и учеников. Только несмотря на то, что согласно поговорке «В тесноте, да не в обиде» все участники богословенного процесса довольны, необходимость новой воскресной школы назрела.

 Сложность здесь представляется в одном. Целевого финансирования для строительства не предусмотрено. Расчёт только на денежное пожертвование. Но отец Дмитрий уверенно высказывается о перспективе строительства, основанием чему служит наличие в районе меценатов (по современному спонсоров) от Бога, таких как В. Б. Тивелёв, А. К. Кильдяшев, А. В. Зобнин, С. В. Маликов и другие, чьё добро сердец не раз выражалось в материальной помощи благому делу.

9