Меню
16+

Общественно-политическая газета «Трибуна»

20.11.2017 17:22 Понедельник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 132 от 21.11.2017 г.

Двойное сиротство

Автор: О. Гаркуша.

  В последнее время активно реализуется программа по семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В результате чего стало стремительными темпами увеличиваться количество замещающих семей. При этом нужно отметить, что опыт волгоградского региона по устройству детей-сирот отмечен на федеральном уровне.

  Поддержка материнства и детства является приоритетом долгосрочной стратегии развития Волгоградской области. В регионе развивается сеть ресурсных центров, которые курируют сирот, сопровождают и содействуют приемным семьям, действуют 42 клуба приемных родителей, создана сеть из 74 служб сопровождения семей. Специалисты оказывают помощь в сложных жизненных ситуациях, дают юридические консультации, предоставляют психологическую и правовую поддержку.

  Однако радикально уменьшить общее число сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пока не удается. И, к сожалению, наблюдаются случаи, когда замещающие родители возвращают детей обратно в государственное учреждение, таким образом, появляются дважды осиротевшие дети. В данных случаях кто-то из приемных родителей во всем обвиняет ребенка, кто-то берет вину на себя, объясняя это тем, что переоценили свои силы. Между тем, такая ситуация не лучшим образом отражается на психике и будущей судьбе ребенка. Практически во всех случаях возврата ребенка в детский дом или интернат ему необходима психологическая помощь. Ребенок, с которым происходит такая ситуация не первый раз, тяжело переживает – «сначала родители бросили, потом приёмная семья забраковала».

  Почему же всё-таки возвращают детей? Иногда, поддаваясь первому эмоциональному порыву и думая, что они осчастливят ребенка, замещающие отец и мать берут малыша, не представляя, что ждет семью дальше. В глубине души у таких взрослых есть совершенно идеалистическое представление, что сирота, попав к ним, будет преданно смотреть в глаза и постоянно благодарить. А такого в реальности не бывает. Поэтому образующимся замещающим семьям специалисты, социальные педагоги и психологи, прежде всего, советуют заранее, до оформления документов, пройти курсы приемных родителей, а также как можно больше времени провести с ребенком, которого планируют взять для воспитания.

  Возврат ребенка зависит не от его характера, а от подготовленности новой семьи. Родители, не прошедшие определенный курс занятий, не знают о закономерных изменениях, которые происходят, когда бывший воспитанник государственного учреждения попадает в новый дом (например, о периоде адаптации) и не готовы к ним.

  Практически каждая семья с приемным ребенком переживает этот непростой период привыкания людей друг к другу, к новым условиям жизни и отношениям. Любое изменение жизненных обстоятельств – это стресс, даже если эти изменения к лучшему. Многие считают, что раз у ребенка случилось такое счастливое событие, его взяли из детского дома в семью, то испытывать он при этом должен только радость и благодарность к новым родителям. Однако это далеко не так. Ребенок – это живой человек, в душе которого, наряду с радостью и надеждой, теснятся и сомнения, и неуверенность, и, может быть, даже страх — что ждет его в этой новой семье, с этими людьми?

  Замещающим родителям тоже не легче. Они сознательно приняли ребенка в семью, готовы его любить и заботиться. Но любовь не появляется сразу, она приходит постепенно. А пока, первые дни и недели, душу переполняет всё та же неуверенность, те же сомнения. Да и жизнь становится намного труднее – ведь как ни готовься заранее, а с приходом ребенка на родителей заботы обрушаются, как лавина. Пока всё не утрясется и не войдет в обычную колею, пройдет немало времени – полгода, год, а может быть и дольше. Иногда бывает так, что новые приемные родители оказываются не готовыми к тому, что их ждет. И ребенок, «не вписавшийся» в семью, возвращается в детское учреждение.

  Практически нет шансов у новой замещающей семьи и в том случае, если родители, принимая ребенка, руководствуются желанием «попробовать». Такие приемные отец и мать живут все время как будто «примериваясь», приглядываясь – «достоин» приемный ребенок того, чтобы его оставили в семье, или «не достоин». Подобная установка не может не влиять на маленького человека – он постоянно чувствует, что проходит «испытание», и понимает, что может не выдержать. Нервная система напряжена, поведение становится все хуже, требования родителей все строже. Не выдерживая напряжения, ребенок срывается то здесь, то там. В результате новоиспеченные родители получают «доказательство» своей правоты и отводят «виновного» в детский дом со словами «мы тебя предупреждали».

  Существует также мнение, что в случае разлада в семье появление в ней ребенка может помочь сохранить отношения между супругами и привязать их друг к другу. Только вот в реальности это совершенно не так. Ведь вместе с ребенком в семью приходит не только радость, но и тревоги, хлопоты, моральные и физические нагрузки, и семейная жизнь, давшая уже трещину, от этих дополнительных нагрузок может разладиться совсем. Также нужно сказать и о том, что причиной возврата детей может послужить и изменение состава семьи — расторжение брака супругов, смерть кого-то из близких и так далее. А в таких случаях мало кто решится воспитывать ребенка один.

  Говоря о том, почему приемные родители возвращают детей, нельзя обойти вниманием и такой феномен, как «подростковый возраст». Усыновив или взяв под опеку малыша, семья живет вполне благополучно, не испытывая особых затруднений в воспитании. И вот у ребенка наступает переходный возраст – период, когда даже самые благополучные и воспитанные дети порой становятся грубыми, дерзкими, неуправляемыми. Не всем старшим представителям семейства удается с пониманием отнестись к такому «превращению». Для многих семей период взросления ребенка становится настоящим испытанием. Приемным отцу и матери вдвойне тяжелее, ведь кроме обычной родительской растерянности они могут испытывать и отчуждение, и непонимание, и даже страх. В результате родителю достаточно легко попасть в ловушку «мой ребенок так бы не поступил», в его душе всплывают страхи «дурной наследственности», забытые и задавленные когда-то давно. И в тех случаях, если замещающей семье не удается преодолеть негативные чувства, подросток оказывается в государственном учреждении.

  Всегда ли возврат ребенка из семьи происходит по инициативе взрослых? Иногда, возвращая «не прижившееся» чадо из семьи в детский дом или интернат, приемные родители сообщают о том, что «он сам так захотел». Действительно, бывает так, что приемный ребенок, особенно в подростковом возрасте, говорит родителям, что «не хочет с ними жить», и даже настаивает на том, чтобы его вернули в детский дом. Как правило, это связано с тем, что отношения не сложились.

  Поэтому при принятии решения взять в свою семью ребенка не стоит действовать скоропалительно, находясь под впечатлением от увиденных в детском доме детей, только из жалости. Необходимо задуматься о возможно-стях и ресурсах своего здоровья, о том, кто сможет вас поддержать в трудный момент и как вы будете справляться с возникающими проблемами; сможете ли вы принять личностные особенности ребенка, справиться со своими амбициями, если он не сможет усвоить все ваши правила. Успех зависит от готовности родителей принять ребенка таким, какой он есть: с его достоинствами, недостатками, характером, непростым прошлым и правом быть самим собой. Детей нужно любить за то, что они есть, а не за правильное поведение, хорошие отметки, симпатичное личико или таланты.

  Для того чтобы предотвратить возвраты детей из приемных семей, за последние годы во многих регионах Российской Федерации были созданы службы сопровождения замещающих семей с детьми. Главная задача сопровождения заключается в том, чтобы объединить усилия команды специалистов, опекунов (попечителей), приемных родителей, чтобы помочь ребенку адаптироваться к жизни в новых условиях, войти в контакт со своим новым окружением.

  Отметим, что в нашем регионе на базе 9 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних с июля 2016 года действуют службы социального сопровождения семей с детьми по профилактике детского и семейного неблагополучия. На данный момент их специалисты работают с 1 809 семьями с детьми, в том числе только в службах, созданных в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, получают помощь 429 семей. В нынешнем году специалисты уже помогли преодолеть трудные жизненные ситуации 255 семьям с детьми.

  Так, для того чтобы помочь родителям и детям, в Руднянском районе ведут работу специалисты обособленного подразделения Волгоградского психолого-педагогического и медико-социального сопровождения. Службы сопровождения оказывают своевременную и качественную помощь семьям в обеспечении нормального воспитания и развития приемных детей. Для того чтобы замещающая семья могла получить комплексное психолого-педагогическое и юридическое сопровождение, опекун (попечитель), приемный родитель может обратиться к специалистам по личной инициативе или по направлению органа опеки и попечительства с заявлением об оказании услуг по сопровождению семьи.

  На основании запроса замещающего родителя, а также диагностики проблемного поля семьи специалисты службы составляют индивидуальную программу сопровождения замещающей семьи, в соответствии с которой ведут дальнейшую работу с родителями и детьми. Организация сопровождения семей предоставляет возможность для большинства замещающих отцов и матерей получить базовые знания в области развития, воспитания приемных детей, защиты их прав и законных интересов, а ребятам — непосредственно психологическую поддержку и помощь в сложных ситуациях взаимодействия.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

65