Меню
16+

Общественно-политическая газета «Трибуна»

27.01.2021 07:36 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 8 от 26.01.2021 г.

Рыбацкое счастье – 2

Автор: Н.Стебловский.

 Есть смысл утверждать, что у настоящего рыбака две биографии. Одна обычная, охватывающая детство, учёбу, работу, семейную и остальную жизнь, не касающуюся проведения времени на водоёмах с удочками. Вторая только этого и касается.

 И ещё неизвестно, какая более насыщена воспоминаниями, которыми хочется делиться, которые задерживаются в памяти надолго, если не навсегда.

 Общение с нашим героем рассказа на обозначенную заголовком тему В. М. Илясовым выпало на момент его расположения к этому разговору, чем объясняется последовавшее продолжение, дополняющее содержание рыбацкой биографии Василия Михайловича. В данном продолжении делается акцент на имеющую место рискованность рыбацкого занятия, требующего элементарной осторожности, ибо пренебрегающий ею может оказаться в неприятной, вплоть до смертельно опасной ситуации.

 Выезд на водоём с ночёвкой входит в понятие рыбацкого счастья. Вне зависимости от улова – хорош он или нет – ночь у костра, да ещё с собственноручно приготовленной кашей ли, похлёбкой или ухой, дорогого стоит по эмоциональной шкале ценностей. Это незабываемо при любом ситуативном раскладе, особенно в случае неординарных обстоятельств. Вот и история более пятилетней давности постоянно напоминает Василию Михайловичу и его напарнику о той ночёвке у козловского пруда «Межа»: в рыбацком деле мелочей не должно быть в том плане, что любая неточность, неосторожность или поспешные действия грозят обернуться огорчением, а то и бедой.

 Напарник Василия Михайловича (была просьба фамилию не оглашать), забрасывая закидушку на карпа, вонзил в свой большой палец большой рыболовный крючок, вошедший в тело вместе с бородкой так глубоко, что ни о каком «лёгком движении руки» для избавления пальца от непрошенного гостя и мыслить не приходилось. Но единственно правильная мысль всё же нашлась: нужно немедленно дезинфицировать место проникновения в плоть инородного тела во избежание заражения. Крючки ведь стерильными не бывают, а присутствие на них червей лишь добавляет вероятность любой заразы.

 Совершенно случайно средство для дезинфекции у рыбаков оказалось. Они на всякий пожарный прихватили с собой самый что ни на есть народный спиртосодержащий напиток, именуемый самогоном. Любому понятно, что подобная жидкость берётся с собой на рыбалку с ночёвкой не для внутреннего (боже упаси) употребления. Прописная истина: ловля рыбы и выпивка – несовместимые понятия (неужели найдётся тот, кто в этом сомневается). И вот тот самый пожарный случай неожиданно подвернулся.

 Кровоточащий вход крючка в палец обработали. Что дальше? До больницы десятки вёрст. Получается, выезд на природу насмарку? Как бы не так. Решили действовать по пословице «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Решение в той ситуации виделось одно: имевшимися в технически оснащённой машине кусачками откусить колечко, за которое крепится леска, и вытащить крючок по ходу движения вперёд его острия. Вот только остриё находилось внутри, в мякоти пальца, и его требовалось каким-то образом вывести наружу, чтобы было за что уцепиться плоскогубцами для полного удаления крючка.

 Пострадавший сам решил первоначальную задачу. Усилием воли и кисти другой руки он продавил остриё с бородкой на выход из пальца. Ну а вторую часть задачи дорешил своей рукой с пассатижами Василий Михайлович, дебютировав тем самым в качестве хирурга. Завершила необычную самодеятельную операцию повторная дезинфекция входной и выходной ранок с их последующей перевязкой.

 Удивительно, но всё обошлось без осложнений. И рыбалка с ночным отдыхом состоялась, и долгих болезненных последствий в пострадавшем пальце удалось избежать. Знать, высоким качеством обладал тот всенационально народный напиток.

 Другая история с тревожным началом и счастливым концом имеет немногим более двухлетнюю давность. С проживающим в Осичках товарищем (фамилия тоже засекречена) В. М. Илясов договорился порыбачить 31 декабря на щелканском льду напротив газового факела у села Новокрасино. Первым приехал Василий Михайлович. Машину пришлось оставить у асфальта, поскольку глубокий снежный покров даже «Ниве» не гарантировал успешного проезда до прибрежья. Пеший ход тоже давался с трудом, тем более, что за собой пришлось ещё тянуть санки, гружёные рыбацкими причендалами.

 Добравшись до места, расположившись надолго (время было ещё предобеденное), Василий Михайлович набурил нужное количество лунок, расставил жерлицы и окунулся в процесс ожидания. Тем временем появился и напарник, тоже оставивший машину на обочине дороги. При этом следует сказать, что у напарника больная нога, и каждый шаг с хромотой по глубокому снегу был для него нелёгок вдвойне. Василий Михайлович поздно заметил, что товарищ направился к опасному месту, где из-за течения лёд имел наименьшую толщину и наибольшую хрупкость. Странно, что сам он не придал этому значение, поскольку как местный должен был знать, куда не следует ступать. Голосовое предупреждение Илясова о проявлении осторожности запоздало. Незадачливый рыбак провалился, к счастью наполовину: ноги оказались в воде, а спина каким-то чудом задержалась на поверхности льда.

 В таком положении и застал бедолагу кинувшийся ему на помощь Василий Михайлович, предусмотрительно захвативший с собой бур. Его длина позволяла лежащему на том же опасном льду новоявленному спасателю дотянуться до рук тонущего. Но его то самое положение лёжа на спине не гарантировало успешного вызволения из полыньи. Надо было попытаться перевернуться на грудь, о чём Василий Михайлович и попросил уже выбивавшегося из сил товарища. И у него это получилось.

 Получилось и у Илясова вытянуть кочинеющего человека из воды. Спасение состоялось, но как быть дальше? Сколько можно продержаться по пояс мокрому на холоде, на льду?

 Телефон под рукой. Василий Михайлович набирает МЧС и излагает ситуацию, называет местоположение, просит также сообщить о сложившемся положении дел в Осичковскую администрацию – она ближе всех к месту происшествия. Вдруг там и 31 декабря кто-нибудь на службе и сумеет в оперативном порядке принять необходимые меры к спасению своего земляка от, как минимум простудного, заболевания, хотя очевидна опасность куда более серьёзных последствий.

 Однако нельзя терять драгоценное время и надо своим ходом двигаться к машинам. А товарищ уже известно какой ходок, да ещё и по глубоченному снегу. Но выбора нет, выход единственный: только вперёд, к спасительному теплу автомобильного салона, если, конечно, прежде не подъедут настоящие спасатели…

 Никто не подъехал. Наши герои сами дошли до цели. Всю дорогу (она заняла без малого час) Василий Михайлович был и поддержкой, и опорой, и усилителем движения своему напарнику по неудачной, но всё же со счастливым концом рыбалке под Новый год.

 Конечно, двумя изложенными историями не ограничиваются автобиографические рыбацкие были В. М. Илясова, как и у любого другого рыбака с опытом найдутся свои захватывающие сюжеты на обозначенную тему. Но в данную подборку напрашивается сюжет из далёкого детства Василия Михайловича, когда рыбная ловля как вид увлечения только вписывалась в жизнь малолетнего сосновца, при этом она же тогда и смертельно грозила той жизни.

 С товарищем старше на 2-3 года (самому было лет 7) пошёл он на ближайший ерик ловить рыбу сеткой. Способ ловли был примитивен, но не безопасен. Один берёт в руку начало сетки и идёт в воду, заплывая в глубину на всю длину сети или, если её хватало, до противоположного берега. А второй просто подаёт сеть в воду.

 Почему-то тогда поплыл с сеткой не старший, более высокий и сильный рыбачёк, а он, малец Вася. Чем это могло для него закончиться, запутайся он в сетке ногами или руками, вполне понятно. Понимал это и отец Василия, случайно узнав от матери (то есть бабушки мальчика), что сын взял в сарае сеть и пошёл в сторону реки. Отец работал агрономом, имел в распоряжении конную повозку. На ней и примчался к месту ловли, положив ей конец и прочитав сыну с его товарищем лекцию о технике безопасности на воде. Дома лекция с элементами более убедительного внушения была продолжена.

 Потом уже повзрослевший Василий понял, убедился на примерах конкретных трагедий на воде, насколько отец был прав. И той отцовской наукой, умещающейся в трёх крылатых словах «Бережёного Бог бережёт», Василий Михайлович старается руководствоваться по сей день.

12