Меню
16+

Общественно-политическая газета «Трибуна»

18.01.2022 07:37 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 4 от 18.01.2022 г.

ГЕРОИ ТРУДА ЛОПУХОВКИ

 В этом году, в первый день января, свой юбилейный день рождения отметила помощница и добрый друг редакции Валентина Васильевна Вишневецкая. Мы желаем Валентине Васильевне крепкого здоровья, неиссякаемого оптимизма и новых творческих задумок!

СОРОКИН

ВАЛЕНТИН НИКОЛАЕВИЧ

 Представляю вам ещё одного уроженца Лопуховки, всем известного в районе руководителя, Сорокина Валентина Николаевича. Родился он в Лопуховке в 1938 году, закончил Лопуховскую среднюю школу в 1955 году (директор — Замчалов И. А.). Четыре года работал разнорабочим в Лопуховке, сначала в колхозе «Путь к коммунизму», затем в совхозе «Лопуховский». В 1959-1964 г. г. учился в Саратовском политехническом институте и получил профессию «инженер-механик». По распределению попал на Пензенский завод «Пензахиммаш», где трудился три года, затем ещё год на Волгоградском сталепроволочно-канатном заводе.

 С 1968 года жил и работал в Рудне. Начал работу инженером-электриком в райсельхозуправлении. С 1969 по 1974 г. г. – прорабом и главным инженером в СМУ (строительно-монтажное управление) по механизации животноводческих помещений. С 1974 по 1981 г. г. — руководитель ПМК «Сельхозводстрой». Тогда в коллективе трудились почти 200 человек. Государственными пятилетними планами перед ПМК ставились грандиозные задачи: вода должна была стать основой для нормальной жизни людей, их труда, а также получения гарантированного урожая зерна и кормов для животноводства в нашей зоне рискованного земледелия. 7 лет работы включили в себя огромное количество возводимых гидротехнических сооружений: прудов, орошаемых участков, насыпей, плотин и т. д. Теперь вот уже более 20 лет это направление строительства отсутствует, а то и загублено, например, орошаемые участки.

 Прежде всего требовалась мощная землеройная техника (тракторы, скреперы, бульдозеры), автобусы для перевозки строителей, вагончики для временного проживания на строящихся объектах. За короткий период материально-техническая база была укреплена государством. В ПМК «Сельхозводстрой» поступили мощные тракторы челябинского и ленинградского производства Т-130 (6 штук), С-100 (12 штук), К-700, К-702 (5 штук). На строительстве ГТС (гидро-технических сооружений), т. е. прудов, плотин и т. д., было задействовано до 20 автомашин. Перевозили рабочих три автобуса. На выезде гидромелиораторы жили в вагончиках. Был даже вагон-кухня. Трактористы и водители трудились, ежедневно перевыполняя плановые задания и нормы, многие из них награждены орденами и медалями. Для семей строителей активно строилось жильё за счёт средств государства (ПМК-321, рук. Аникеев А. Н.). В двух построенных двухэтажных домах в Рудне работникам «Водстроя» было выделено 36 квартир.

 За семь лет его работы руководителем было построено 20 прудов в районе и за его пределами, вот некоторые из них: пруд, с-з «Труд», с. Секачи Михайловского района; пруд, с-з «Даниловский», с. Миусов Даниловского района; пруд, с. Неткачёво Котовского района; пруд, с. Журавка Жирновского района; пруд, с. Журавка Еланского района; пруд, с. Вязовка Еланского района; пруд, к-з «Россия» Руднянского района; 2 пруда, к-з «Путь к коммунизму» Руднянского района; пруд, к-з «Большевик» Руднянского района; 2 пруда, к-з им. Свердлова Руднянского района; пруд, с. Сосновка, к-з им. Калинина, Руднянского района; 3 пруда, с-з «Руднянский», в т. ч. Каменный и Дачный, при этом Дачный пруд тогда единственный в области имел дно, закреплённое полиэтиленовой плёнкой; 3 пруда, с-з «Лопуховский» Руднянского района, в т. ч. пруд Щучий объёмом 2 млн куб. м воды, а также пруды Краишево-1 и Краишево-2 (так значилось в проектах); пруд, к-з «Большесудачен- ский» Руднянского района – самый большой пруд в округе – 3 млн 200 тыс. куб. м.

 Проектирование прудов осуществлялось институтом при облуправлении «Водстрой», проекты были качественными и все претворены в жизнь. Строились все пруды за счет государства, колхозы и совхозы своих средств на это не расходовали. К прудам «привязывалось» строительство орошаемых участков. Пруды имели большое противоэрозийное и природоохранное значение. В положительную сторону менялся микроклимат, степной пейзаж, животный и растительный мир. Пруды в степи нужны и для хозяйственных нужд: организации летних лагерей и доильных загонов для молочного стада КРС, площадок для гуляка, водопоя колхозного и частного стада КРС и МРС. Огромное значение пруды имели для рыборазведения.

 Пруды делали летом. Попытка зимнего строительства пруда выше пруда Дачный окончилась неудачей, весной плотину прорвало, труд был насмарку. В Ильмене трижды «уносило» плотину из-за слабых грунтов и напора вешней воды. Гидротехнические сооружения – большое и сложное дело, без проблем и неудач не обойтись. Да и присмотр, наблюдение за ними должны быть постоянными, особенно накануне весеннего водосброса. Недосмотрели – пруда нет!

 ПМК «Сельхозводстрой» построила и пустила в эксплуатацию орошаемые участки в к-зе им. Ленина у Новокрасина — 30 га, к-з «Россия» — 100 га, с-з «Лопуховский» два участка – 80 га и 100 га.

 Участвовали гидромелиораторы и в строительстве дорожных насыпей, например, подход к мосту на Терсе со стороны Лопуховки – это заслуга его коллектива.

 С 1981 по 1986 г. г. Валентин Николаевич — руководитель МСО (межколхозная строительно-монтажная организация), райком КПСС «выдвинул» его на более ответственную работу, в крупную строительную организацию. Трудились там до 220 человек. Во главе ПМК МСО стоял Совет, в который входили руководители колхозов и совхозов. Оплату объёмов работ по заказанным объектам осуществляли совхозы. Постоянно укреплялась материально-техническая база МСО. В МСО было 10 автомобилей-самосвалов, 5 автомобилей-длинномеров, экскаватор на базе трактора МТЗ, растворный узел, электрические бетономешалки.

 Были построены и приняты в эксплуатацию: административное здание, 4 дома – пионерлагерь, Рудня; средняя школа, 4 дома, магазин – с. Большое Судачье; 3 жилых дома, баня – с. Сосновка; птичник, 10 жилых домов, 1 двухэтажный дом – к-з «Россия» и т. д.

 У строителей была достойная зарплата: до 500-600 руб. (у начальника «Водстроя» — 190 руб.). Людям платили за разъездной характер работы. Коллективом отмечали профессиональные праздники, премировали людей за достижения в труде…

 Вклад строителей в социально-экономическое развитие родного края очень велик. Руднянские строители заслуживают уважительного отношения к себе. Они были созидателями нового облика российского села, нового уровня поселенческой культуры в глубинке России, материальной базы сельскохозяйственного производства и социальной сферы. И если есть к ним претензии, то пусть новые поколения сделают лучше!

 Выражаю большую благодарность работникам Руднянской районной библиотеки за помощь в подборке краеведческой литературы. В рассказе использованы материалы книги В. Синельниковой и В. Гончарова «Руднянский район Волгоградской области: Краеведческая мозаика, выпуск 4 «Уголок глубинки сельской» 2017 года.

ЮШИНА

МАРИЯ НИКИТИЧНА

 В совхозе «Лопуховский» было много орденоносцев, в Руднянском районе больше всего награжденных из совхоза «Лопуховский» и колхоза имени В. И. Ленина. Первые места в соцсоревновании отделений совхоза часто занимало отделение № 2, куда входили два села: Берёзовка и Ушинка. Руднянская газета «Трибуна» часто писала о трудовых достижениях этого отделения. Все работники, жители этих двух сёл, работали очень добросовестно, не жалея времени и сил. Сельская работа всегда была нелёгкой, часто сам человек с его потребностями был на втором плане или ещё дальше, не особенно заботились о бытовых условиях, мало было механизированной работы, в основном – вручную, но моральный дух всегда был на высоте!

 Одной из лучших работниц второго отделения совхоза «Лопуховский» была телятница Юшина Мария Никитична, которая в 1966 году была награждена высшей наградой Родины – орденом Ленина. Вот что писала о ней газета «Трибуна» в очерке К. Евгеньева «Ясные зори»:

 «Утро едва проклюнулось сквозь серые сгустки облаков, и заалела на востоке небольшая полоска чистого неба. Потом нежной алостью занялась большая часть небосвода. Тучи медленно уплыли за горизонт и над пробужденной землёй раскахалась золотистая заря. Вот-вот взойдёт солнце. Его лучи упёрлись в одинокое облачко и сделали его малиновым. А вот и краешек огненного светила появился над необозримой равниной. Наступил новый день. Мария Никитична откинула прядь золотистых волос, глубоко вздохнула приятную утреннюю прохладу и тихо восхитилась:

 - Красота-то какая!...

 Из села доносилось разноголосое пение петухов, звон подойников, мычание коров. Запахло парным молоком и дымком – где-то ещё топили печи. Утром, кажется Марии Никитичне, молодеешь душой и телом. Какое-то неуёмное озорство, унесённое из детства, охватывает всё существо и хочется смеяться и петь… Но оглянешься кругом: никто ли не увидел твоего восторга? Ведь тебе за пятьдесят! И станет немного грустно. Но зато работа спорится в руках!…

 То утро для Марии Никитичны Юшиной началось совсем обычно. Это было обыкновенное будничное утро, если, конечно, не считать такой озорной, зажигательной зари, которая так напомнила о далёкой юности, о годах, хотя и не совсем радостных, но бесконечно дорогих сердцу…

 В телятнике было уютно и тепло. И здесь витал дух парного молока. Но сквозь него пробивался запах весны: первой травы, обнажённой земли, готовой принять в себя золотистые зёрна хлебов. И Мария Никитична в который раз удивилась, как хорошо бывает утром, когда на небе горит ясная заря, а в руках у тебя любимое дело, приносящее радость.

 В три часа ночи Мария Никитична уже на ферме. В это время доярки начинают доить коров. И телятница старается, чтобы получить молочко парным, тёплым. Ведь десять дней телят приходится поить только молоком матери, а разве остывшее, а потом разогретое молоко можно сравнить с тем, которое только что из вымени?

 Напоит молоком, а потом начинает «чаи» заваривать, так шутят доярки. Они всегда подшучивают над Марией Никитичной. Уж больно много заботы она проявляет о животных. Иные и о людях заботятся куда меньше, а эта старается изо всех сил, ни со временем не считается, ни с трудом. Пусть ноет поясница, да и руки не знаешь куда деть по ночам, особенно в непогоду, зато видишь, как твоё старание переплавляется в успех. Вот они какие чистенькие, упитанные, блестят при свете электрических лампочек. «Не телята, а загляденье!» — хвалят телятницу товарищи. «Чай» — это сенной отвар, им Мария Никитична поит всех телят. Им сейчас необходимы витамины, которых в молоке матери не особенно много, ведь зима. Сена в рационе не так уж много. Да и желудок молодого животного лучше привыкнет к более грубой пище, если его уже с раннего возраста приучать к сенным отварам.

 В пойло телятница добавляет лекарственные препараты, это по рекомендации ветеринарных работников. Ведь каждый теленок обязательно будет болеть. Основной-то корм у коров силос, вот почему и приходится заниматься профилактикой такого опасного для молодого организма заболевания.

 Здесь же идут в ход и народные средства. Мария Никитична отваривает для телят дуб, варит кисель из крахмала. Это тоже в какой-то степени помогает избавиться от желудочно-кишечных заболеваний.

 За работой незаметно проходит время, выйдешь на улицу, а на небе уже заря, которая всегда привлекала Марию Никитичну своей чистотой. И она подолгу любила смотреть на извечную игру красок. Но мороз скоро напоминал, что на дворе далеко не лето, и она снова заходила в телятник.

 Так шло время, целый день в заботе. А когда приходилось приходить домой, то на небе давно уже сияли звёзды. Вечерняя заря сгорала быстро, словно съёживалась от крепчавшего к ночи мороза, а потом вновь утро…

 Радовалась она, когда о ней говорили уважительные слова, а слышать их приходилось довольно часто. Не было случая, чтобы она не выполняла плана привесов. Даже этой зимой, когда большинство коров переболело и молоко от них было далеко не таким, каким надо было выпаивать телят. Результаты у Юшиной неплохие, среднесуточный привес каждого телёнка составил 790 граммов при плане 600 граммов. Но ко всем этим успехам в отделении, да и в совхозе, привыкли, считали, как само собой разумеющееся. Не видела никакого подвига в этом и сама Мария Никитична. «Я работаю, как все, – говорит она. – Ничем от других не отличаюсь. И хвалить меня совсем не за что».

 Вот и в то памятное утро Мария Никитична занималась своим привычным делом, когда её окликнули:

 – Мария, тебе телеграмма!

 «Ой, что случилось?» — с тревогой подумала она. Но по лицам окруживших её людей поняла, что с доброй вестью пришли они к ней. Телеграфный бланк пошёл по рукам. На нем четкими буквами было написано «Поздравляем Вас с высокой правительственной наградой – орденом Ленина…».

 Мария Никитична почувствовала, как у неё перехватило дыхание и слёзы тихо щекотнули щёки, это были слёзы радости, безмерного счастья.

 – Никак не могу поверить во всё это, – рассказывает Мария Никитична, — ведь я малограмотная женщина, дочь батрака. Разве я думала, что когда-нибудь сумею заслужить такую высокую награду. Никогда не мечтала, и вот тебе, а ведь работала, как все…

 Скромность Юшиной ещё больше подчёркивает её беззаветность, преданность большому общему делу, и, можно с уверенностью сказать, что ему она отдаст всё своё умение, старание и силы.

 А поздравления всё идут и идут. Лежат телеграммы от дирекции и парткома совхоза «Лопуховский»; от персонального пенсионера, замечательного коммуниста Ивана Павловича Натрусного; от дочери Раи и зятя Павла; от родных, близких и совершенно незнакомых людей.

 И мы присоединяем к ним свои поздравления, желаем скромной труженице Марии Никитичне Юшиной новых трудовых побед и новых ясных зорь.

К. Евгеньев, совхоз «Лопуховский», Отделение № 2 – 1966 год».

В. Вишневецкая.

38