Меню
16+

Общественно-политическая газета «Трибуна»

21.05.2018 08:45 Понедельник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 58 от 22.05.2018 г.

Занимайтесь развитием детей правильно!

  Уважаемые родители (законные представители), мы начинаем нашу рубрику «Развитие ребенка. Тревожные звоночки», где каждый сможет найти для себя подсказки и варианты решения проблем в развитии ваших детей. Все родители хотят, чтобы жизнь их детей сопровождалась успехами, но каждый понимает ситуацию успеха по-своему. Поэтому сегодня мы хотели бы начать разговор с такого понятия как«норма развития».

  Что же такое норма развития? Откуда берется «норма» и зачем она нужна? У понятия «норма» по отношению к человеку есть несколько видов.

  Для начала давайте ознакомимся со статистической нормой. Статистическая норма – это такой уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы популяции людей того же возраста, пола, культуры и т. д. Что это значит?

  К примеру, выбирают группу детей (1000, 2000 человек, в общем, очень много…) обязательно одного возраста (и/или пола, национальности и т. п.). Затем с данной группой проводят исследования, которые направлены на выявление какого-то признака (рост, вес, развитие психических процессов, уровень знаний и т. д.). Результаты исследования оценивают (в сантиметрах, килограммах, баллах и т. д.). Средние показатели данной оценки (примерно 70%) собственно и есть статистическая норма, т. к. именно эти показатели встречаются у большинства испытуемых. Показатели ниже или выше среднего – это отклонение от нормы. (Гениальность – это тоже отклонение от нормы! Поэтому гениев так мало.) Как раз при выявлении недостатков в развитии и важна ориентация на статистическую норму. (Уважаемые читатели! Цифры на картинке даны для примера.)

  Дальше рассмотрим функциональную норму. Это своего рода индивидуальная норма развития. То есть один ребенок научился ходить в 10 месяцев, а другой в 11; один школьник учится только на 5, а другой и тройки хватает, и пятерками радует родителей. У каждого из них индивидуальная норма, которая свойственна только ему. Все люди на земле разные!

  Существует еще одно понятие: социальная норма. Это требования общества, в котором живет ребенок. Почему это важно? Потому что в обществе ребенок познает формы поведения, общения, взаимодействия с миром в целом. Меняется общество (его традиции и т. п.) – меняются и нормы. Ни для кого не секрет, что еще 150-200 лет назад наши предки отдавали замуж своих дочерей в возрасте около 15 лет. По нашим меркам это довольно рано, согласитесь! Девочки 15-ти лет в современном мире еще учатся в школе. Хотя у представителей некоторых национальных меньшинств данная традиция не изменилась – и для них это норма.

  Какие условия необходимы ребенку для нормального развития? Педагоги-исследователи выделяют 4-е основных. Первое важнейшее условие — нормальная работа головного мозга и его коры: при наличии патологических состояний развитие ребенка в целом затрудняется. Второе — физическое развитие ребенка без отклонений и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности. Например, ребенку будет сложно учиться писать, если мышцы его рук недостаточно развиты и не могут удержать ручку. Третье условие —сохранность органов чувств. Ребенок видит, слышит, трогает руками, облизывает (иногда и это нужно сделать, особенно если тебе месяцев 6!) и получает огромное количество информации о внешнем мире. Представьте, что какой-то анализатор работает недостаточно (нарушено зрение, слух, вкус, осязание): представление об окружающем мире формируется неточно или неправильно. Четвертое условие — систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, в детском саду, школе, на кружках и т. п. С обучением в саду, в школе, да и в кружках, понятно – воспитатели и учителя обучают чему-либо – это специалисты, которые имеют образование. А как быть с обучением дома? Ведь мамы – не профессионалы. На самом деле это не так сложно: чтение книги, совместные домашние дела или даже семейные традиции – это тоже учит ребенка! Не так, как в школе, но это общение не менее важно! У каждого есть интересы, увлечения, таланты и сильные стороны! Заметить и раскрыть их поможет именно родитель (законный представитель).

  Уважаемые родители (законные представители)! Специалисты Руднянского обособленного подразделения Волгоград-ского ППМС-центра готовы оказать вам помощь! Помогут заметить и раскрыть сильные стороны вашего ребенка или своевременно предупредить трудности в его обучении. Ждем вас по адресу: 403601, Волгоградская область, р. п. Рудня, ул. Октябрьская, д.77.

Телефон: 8 (84453) 7-21-76.

О. В. Михайловская, начальник РОП ГБУ Волгоградский ППМС-центр.

4