Занимайтесь развитием детей правильно!
Уважаемые родители (законные представители), мы начинаем нашу рубрику «Развитие ребенка. Тревожные звоночки», где каждый сможет найти для себя подсказки и варианты решения проблем в развитии ваших детей. Все родители хотят, чтобы жизнь их детей сопровождалась успехами, но каждый понимает ситуацию успеха по-своему. Поэтому сегодня мы хотели бы начать разговор с такого понятия как«норма развития».
Что же такое норма развития? Откуда берется «норма» и зачем она нужна? У понятия «норма» по отношению к человеку есть несколько видов.
Для начала давайте ознакомимся со статистической нормой. Статистическая норма – это такой уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы популяции людей того же возраста, пола, культуры и т. д. Что это значит?
К примеру, выбирают группу детей (1000, 2000 человек, в общем, очень много…) обязательно одного возраста (и/или пола, национальности и т. п.). Затем с данной группой проводят исследования, которые направлены на выявление какого-то признака (рост, вес, развитие психических процессов, уровень знаний и т. д.). Результаты исследования оценивают (в сантиметрах, килограммах, баллах и т. д.). Средние показатели данной оценки (примерно 70%) собственно и есть статистическая норма, т. к. именно эти показатели встречаются у большинства испытуемых. Показатели ниже или выше среднего – это отклонение от нормы. (Гениальность – это тоже отклонение от нормы! Поэтому гениев так мало.) Как раз при выявлении недостатков в развитии и важна ориентация на статистическую норму. (Уважаемые читатели! Цифры на картинке даны для примера.)
Дальше рассмотрим функциональную норму. Это своего рода индивидуальная норма развития. То есть один ребенок научился ходить в 10 месяцев, а другой в 11; один школьник учится только на 5, а другой и тройки хватает, и пятерками радует родителей. У каждого из них индивидуальная норма, которая свойственна только ему. Все люди на земле разные!
Существует еще одно понятие: социальная норма. Это требования общества, в котором живет ребенок. Почему это важно? Потому что в обществе ребенок познает формы поведения, общения, взаимодействия с миром в целом. Меняется общество (его традиции и т. п.) – меняются и нормы. Ни для кого не секрет, что еще 150-200 лет назад наши предки отдавали замуж своих дочерей в возрасте около 15 лет. По нашим меркам это довольно рано, согласитесь! Девочки 15-ти лет в современном мире еще учатся в школе. Хотя у представителей некоторых национальных меньшинств данная традиция не изменилась – и для них это норма.
Какие условия необходимы ребенку для нормального развития? Педагоги-исследователи выделяют 4-е основных. Первое важнейшее условие — нормальная работа головного мозга и его коры: при наличии патологических состояний развитие ребенка в целом затрудняется. Второе — физическое развитие ребенка без отклонений и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности. Например, ребенку будет сложно учиться писать, если мышцы его рук недостаточно развиты и не могут удержать ручку. Третье условие —сохранность органов чувств. Ребенок видит, слышит, трогает руками, облизывает (иногда и это нужно сделать, особенно если тебе месяцев 6!) и получает огромное количество информации о внешнем мире. Представьте, что какой-то анализатор работает недостаточно (нарушено зрение, слух, вкус, осязание): представление об окружающем мире формируется неточно или неправильно. Четвертое условие — систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, в детском саду, школе, на кружках и т. п. С обучением в саду, в школе, да и в кружках, понятно – воспитатели и учителя обучают чему-либо – это специалисты, которые имеют образование. А как быть с обучением дома? Ведь мамы – не профессионалы. На самом деле это не так сложно: чтение книги, совместные домашние дела или даже семейные традиции – это тоже учит ребенка! Не так, как в школе, но это общение не менее важно! У каждого есть интересы, увлечения, таланты и сильные стороны! Заметить и раскрыть их поможет именно родитель (законный представитель).
Уважаемые родители (законные представители)! Специалисты Руднянского обособленного подразделения Волгоград-ского ППМС-центра готовы оказать вам помощь! Помогут заметить и раскрыть сильные стороны вашего ребенка или своевременно предупредить трудности в его обучении. Ждем вас по адресу: 403601, Волгоградская область, р. п. Рудня, ул. Октябрьская, д.77.
Телефон: 8 (84453) 7-21-76.
О. В. Михайловская, начальник РОП ГБУ Волгоградский ППМС-центр.