Овладение чтением детьми дошкольного возраста
Чтение – сложный процесс, включает несколько этапов: начинается со зрительного восприятия, затем различение и узнавание букв, соотнесение букв с соответствующими звуками, воспроизведение звукопроизносительного образа слова, его прочитывание, и, наконец, соотнесение звуковой формы слова с его значением (осуществляется понимание прочитанного).
Таким образом, в процессе чтения можно условно выделить две стороны: техническую (произнесение слова) и смысловую (понимание прочитанного), которая является основной целью процесса чтения.
При исследовании процесса чтения у детей дошкольного возраста необходимо установить знание букв, навык чтения слогов, слов, связного текста, особенности звукобуквенного анализа и синтеза. У школьников следует обратить внимание на способ чтения, темп, соблюдение логических ударений, сохранение структуры слова, наличие нарушений звукопроизношения (формируется до 5-ти лет).
Очень важно для ребенка любого возраста понимание смысла прочитанных слов, предложений. Если ребенок не овладел навыком чтения, то текст ему читают или рассказывают, а затем проверяют его понимание.
Дети с нормальным умственным развитием, как правило, овладевают чтением еще до обучения в школе или в первом классе. Они без труда понимают соответствующие их возрасту тексты.
Стоит обратить внимание, если ребенок:
- не может объяснить знакомые слова и/или затрудняются при соотнесении их с картинкой.
- затрудняется в понимании текста;
- затрудняется в понимании сложных логико-грамматических конструкций, выраженных наречиями и предлогами, обозначающими пространственные категории (слева, внизу, под, над и т. д.)
- не может пересказать текст в необходимой последовательности;
- не может запомнить буквы;
- затрудняется сливать буквы в слоги;
- допускает перестановки, замены, пропуски букв, слогов и/или слов.
- допускает угадывающее чтение;
- часто «теряет» строку.
Руднянское обособленное подразделение Волгоградского ППМС-центра, 403601, Волгоградская область, р. п. Рудня, ул. Октябрьская, д. 77.
Телефон: 8 (84453) 7-21-76.
Служба психолого-педагогической реабилитации и коррекции.
Н. В. Меженская, учитель-дефектолог.