Меню
16+

Общественно-политическая газета «Трибуна»

26.05.2020 07:37 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 57 от 26.05.2020 г.

Помним брата и отца

 Когда началась Великая Отечественная, мне шел пятый год. Как это было давно. Но, как далека и близка та страшная война! Она уменьшила наше безмятежное детство и приказала: «Станьте рядом с родителями, всмотритесь в голубой рассвет! Он не должен быть красным от пожара. А пока читайте всем селом скупые письма с фронта.

Читайте громко-громко! И тихо-тихо, по слогам, боясь ошибиться, страшные строчки беды. Черные и одинаковые буквы похоронок».

 Годы, годы! Это война нас очень попросила славить русского сол­дата, моих брата и отца, заслонивших собой мир от коричневой чумы, фа­шизма...

 Мой брат Михаил в семье был вторым. Родился он в далеком 1924 году. Учился в родной Руднянский школе. За плечами парня — семилет­ка.

 Начавшаяся война из нашей семьи почти сразу же забрала брата Михаила и отца — Константина Ивановича.

 О них, близких мне людях, мой сегодняшний рассказ. Миша попал в город Камышин, в десантный полк. Замечу, деревенский парнишка метал быть летчиком. Во время тренировочных прыжков брат по­вредил руку. Лечился дома, в Рудне. Здоровым вернулся в свою часть. Письма писал редко. К сожалению, о службе Михаила мы знаем очень мало.

 В нашей школе, почти во всех классах, как-то прошла громкая читка одного материала из фронтовой газеты. Автор рассказывал о подвиге советских парашютистов. Они были ночью заброшены в тыл врага со спецзаданием. Оно было выполнено. Но без потерь не обошлось. Один парашютист при падении попал в крону дерева. При ударе о ветки из комбинезона вырвало нож. А без него не освободиться от спутавшихся строп. Это понял десантник. С ним — рация. Позывной — Миша. К слову. О том, что мой брат — парашютист, в родном поселке знали многие. Поэтому сообщение в фронтовой газете всех тронуло до слез. Я в это время училась в 3 классе. И у нас, в спаренном тогда классе, читали тот материал.

 Сказала маме. Побежала она в школу. Дали ей газету почитать. «Сы­нок, — шептала она, — сынок…».

 Может, это был наш Миша? Герой! Он всё же успел передать в свою часть нужные сведения.

 В «Книге Памяти» на 118 странице имеется сообщение: Михаил Константинович Сорочинский пропал без вести в марте 1943 года. Мой муж, Виктор Петрович, работающий над поэтическим циклом «Осколки минувшей войны», посвятил брату и всем без вести пропавшим стихи. В них – его версия случившегося.

Он просто без вести пропавший.

Живой? Убит? Вопрос открыт...

Он на полях войны остался.

Солдат сегодня не забыт…

Бывало. И не раз в году

Бросала карты маг-гадалка.

Всё обещала: «Я найду,

Сыночка юного мне жалко…».

Но годы шли: зима, весна –

Надежда лишь не приходила.

А мама? Та ждала,

И редко всё же ворожила...

Но как-то раз приснился маме

Сынок! Высокий, молодой…

«Я не вернусь! Не буду с вами –

Я крепко сплю в земле чужой.

Укрыт и небом, и цветами…»

 А мама, Мария Дмитриевна, действительно ждала сыночка с войны. На­деялась, что он жив и вернётся домой. Не дождалась....

 Об отце — Константине Ивановиче Сорочинском — скажу следующее: был он из семьи Староверовых. Но так сложилась судьба — он стал Сорочинским. Трудился в колхозе. Работящим был мужиком, семьянином добрым.

 На войну призвался сразу. В степях, за Волгой, в Камышинском районе, шло формирование 1079 стрелкового полка. В него и попал мой отец. Сюда папа вызывал свою жену Марию Дмитриевну, маму мою. Ему так хотелось увидеть семимесячную дочку Анюту. К сожалению, сестрёнка очень рано умерла. А была она седьмым ребенком.

 Два дня гостила мама у папы. С ними из Рудни туда же на такую же встречу с мужем ездила землячка с дочкой Вероникой. Их судьба трагична. На пароход, который с трудом муж усадил жену и дочку, налетели немецкие самолеты. От полученных пробоин судно пошло ко дну Волги. Сколько людей погибло. На том разбитом пароходе могла быть и моя мама с дочкой. Но отец оставил их ещё на один денёк. Да и мест на пароходе не было.

 Гибель людей на пароходе, этот кошмар мама запомнила на всю жизнь. От отца приходили с фронта редкие солдатские треугольники. Писал за­щитник одно и то же: «Жив, здоров! Бьём фашистов! Победа будет за нами!».

 7 августа 1943 года во время сражения у деревни Борисовка Смоленской области Дорогобужского района геройски погиб мой отец. Об этом было сказано в письме.

Я помню день. Нам похоронку

Принёс знакомый почтальон...

Мы слёзы льем. Они так горьки.

Из дома слышим мамин стон...

 Как же они горьки, вдовьи слёзы и наши детские слезы!

 В 1995 году в честь 50-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. издана Книга Памяти (Руднянский район), где внесено 4462 фамилии бойцов и офицеров. Среди них — мой брат и отец.

Вечная им память!

Вера Стороженко.

19